Папки-передвижки

Метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей дошкольника

Марина Сурмило
Метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей дошкольника

Метод наглядного моделирования, как средство развития музыкальных способностей дошкольника

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Публикация «Метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей дошкольника» размещена в разделах

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования требует обновления содержания, музыкального развития, а также поиска новых технологий в реализации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие», в том числе и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста. Одной из инновационных технологий музыкального воспитания детей является метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей дошкольника.

Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс. Музыка - это понятие временное: музыка звучит - она есть, а музыка закончилась - её нет. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить. Профессиональному музыканту легче - у него есть ноты. Что-то забыл, в любой момент может посмотреть, вспомнить. А как же ребёнок? Здесь на помощь ему приходят наглядные средства обучения : модели, карточки, схемы.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука : высота, длительность, динамика, тембр, отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. То есть, наглядный материал осваивается детьми лучше вербального. [1] Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Поэтому в своей работе я часто прибегаю к этому способу обучения.

Во-первых, детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности. У ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.

Во-вторых, они помогают легко запомнить материал. Ускоряется процесс его усвоения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». [2]

В - третьих, применяя наглядную модель, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наглядное моделирование я использую во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.

Модели бывают предметные, двигательные, условно-образные и схематические.

Для того, чтобы, научить детей дифференцировать музыкальные звуки, я всегда использую наглядные пособия в виде индивидуальных карточек, начиная с младшей группы. Это муз. дид. игры «Птица и птеньчики»(звуковысотность, «Солнышко и дождик»(весело-грустно, «Большие и маленькие гармошки» (громко-тихо, «Мишка и мышка»(медленно-быстро) Со средней группы, задания усложняются, детям уже приходится работать с тремя карточками: «Чьи следы» (быстро, спокойно, медленно», «Угадай на чем играю?» (Музыкальные инструменты)

Ну а в более старшем возрасте, следующим этапом работы после применения карточек

является применение наглядных моделей и дидактических развивающий пособий на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

В предметно-схематической модели существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков, абстракций.

Слушание : Так, например, при слушании музыки, я использую музыкальные кубики, моделирующие различные настроения, при ознакомлении с музыкой Л. Бетховена «Весело - грустно». Дети рассматривают кубики и рассказывают, какую музыку можно было бы послушать, выражая это настроение. Затем я исполняю «Весело - грустно» Л. Бетховена, а дети после эмоционального восприятия говорят о настроениях в этом музыкальном произведении.

Для восприятия музыки А. Гречанинова «Котик заболел», «Котик выздоровел» и музыки П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» дети используют музыкальные кубики с контрастными цветами граней.

Аналогичный кубик с изображением разных характеров персонажей используется при восприятии музыки Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

Для восприятия симфонической музыки используем музыкально- дидактическую игру «Симфонический оркестр» с карточками, изображающими музыкальные инструменты, исполняющими свои партии.

Пение: Для развития певческой деятельности я использую уникальную методику «Хоровое сольфеджио» известного музыканта, педагога, народного артиста России Г. А. Струве. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. Вот, например, ручные знаки. Сжатый кулачок — поется "раз", кисть вверх — "два", рука ладонью вниз— "три". Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что "два" выше чем "раз", "три" выше чем "два". Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада. Такие систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как "нотный стан", интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха.

Или, например, содержание песни нужно разделить на логические завершенные части (строчки, рифмы, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмму). (схема песни «Шёл по лесу Дед Мороз»).

В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании песни. Опираясь на неё, дошкольники успешнее запоминают тексты песни и используют их в самостоятельной деятельности.

Часто в песнях происходит изменения настроения: то весело, легко, то загадочно и т. д. Детки с удовольствием подберут эмоции и выстроят содержание песни с помощью карточек или кубиков. Это очень помогает детям, у которых внимания и памяти не хватает на всю песню.

Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям моделирование - основной метод, который я использую. Эта работа начинается уже с младшей группы и является подготовительной.

В младшей группе детям понятнее образные названия движений. Это «зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т. д. В группах есть кубики с изображением этих предметов. Детки быстрее осваивают движение, когда видят и понимают, что надо изобразить. В дальнейшем мы переходим к схематичным изображениям движений и компануем их в нужном порядке (как в танце).

В каждой группе есть фотографии и схемы-подсказки построений в танцах и хороводах: построения в шеренгу, колонны, врассыпную, маленькими кружочками, и т. д. в зависимости от возрастных особенностей. Ещё хорошими помощниками являются маленькие фигурки-игрушки из «киндер сюрпризов» и маленькие матрёшки. С их помощью сначала педагог, а затем и сами дети на столе выполняют различные построения. Например, я прошу детей посмотреть на карточку с изображением круга. Потом прошу поставить матрёшек в том же порядке. Другой подгруппе детей показываю другую карточку, на которой много маленьких кружочков. Это построение «врассыпную». Детки с увлечением расставляют матрёшек по всему столику. Далее, дети выполняют роль игрушек, они с большим удовольствием включаются в это интересное действо. Затем наши игрушки «оживали» и сами без труда строились то в колонны, то перестраивались врассыпную (дети средней группы).

Чтобы лучше запомнить и воспитателю и детям движения хоровода, мы вместе на доске составляем схемы. Дети любят, когда с ними советуются, с удовольствием предлагают значки, обозначающие то или иное движение. В результате запоминают последовательность движений гораздо быстрее.

Большое значение для развития музыкальности детей имеет игра на детских музыкальных инструментах, инструментальная деятельность обогащает музыкальный опыт детей, развивает музыкальный вкус.

Освоение музыкального репертуара происходит по степени сложности ритмического рисунка:

• простые мелодии (дети выполняют метроритмы на игрушках – самоделках, на этом этапе используем условно-образное моделирование (бежит сороконожка – шагает медведь, слон);

• песенки – ритмы (играют на одной пластинке металлофона ритм песни) здесь нам помогают карточки-схемы ритмических рисунков;

• инструментальные миниатюры ( ритмический оркестр: в котором дети играют на разных инструментах) и опять нам не обойтись без моделирования последовательности звучания инструментов и ритмического рисунка;

В дошкольном возрасте детям доступно передать простой ритм, ритм суммирования и дробления, а так же пунктирный ритм. При моделировании сначала детям даются образные картинки (большое яблоко – длинный звук, маленькое – короткий, постепенно заменяя на длительности принятые в нотной грамоте (восьмые, четверти – вид этих длительностей детям уже знакомы, они с ними встречались в условно-образном моделировании темпа и простого ритма в процессе слушания музыки.

Использование моделирования в элементарном музицировании детей хорошо прописано у Тютюнниковой Т. Э. Мне здесь добавить нечего. Я с удовольствием пользуюсь её наработками. В творческом музицировании дети учатся у педагога, самих себя и друг у друга.

В конце своей работы хочу отметить, что стиль взаимодействия взрослого и детей - партнёрское сотрудничество и показ способа выполнения того или иного задания.

Моделирование даёт возможность :

• накапливать опыт познания,

• повысить интерес к познанию, пробудить желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.

Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Литература:

1. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

2. Никитина Т. Б. Самоучитель по развитию памяти. М. - Международное агентство «A.D.&T.», 2003г. - 299с.

3. Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение Москва, 2004. – 28 с.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей дошкольника
Опубликовано: 18 января 2020 в 10:13
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД