Получи документы

Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности

Татьяна Кознова
Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности

Метод проекта - одна из оптимальных технологий, поддерживающая компетентностно - ориентированный подход в образовании. Возник в 20-е годы ХХ века в США и был разработан в русле гуманистического направления в философии и педагогике Джоном Дьюи и его учеником Килпатриком. По-другому называли этот метод- метод проблем. Дети как бы убеждались в значении приобретаемых знаний, были заинтересованы в поисках информации. В результате, они должны были решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей и получить реальный результат. В России под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, активно использующая проектные методы в практике преподавания. Основой метода проектов является его прагматичная направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Использование Метода проекта позволяет развить познавательные навыки детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Публикация «Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности» размещена в разделах

Из анализа научной литературы и исследований, где прямо или косвенно рассматривается проблема самостоятельности, вытекает, что будучи одним из сложнейших качеств личности, самостоятельность охватывает область направленности личности, область мышления и воли, область знаний и навыков. Самостоятельность, как направленность личности проявляется в готовности и способности личности подчинять свое поведение собственным взглядам и убеждениям, осуществлять деятельность без поддержки извне. Самостоятельность ума характеризуется пытливостью, сообразительностью, гибкостью, находчивостью, независимостью суждений. Для самостоятельности воли характерны уверенность, решительность, настойчивость, целеустремленность, организованность. Детская самостоятельность возникает из потребности активного действия. Эта потребность вызывает у ребенка стремление к самостоятельному применению усвоенных знаний, навыков сначала в отдельных действиях, затем в осознанной произвольной деятельности. У детей развивается умение свободно пользоваться личным опытом самостоятельными способами его выражения. Степень включения ребенка в познавательный процесс зависит от его желания, которое чаще всего мотивированно потребностями личности. Основной движущей силой возникновения желания в познавательном процессе детей является работа с проблемой. Самостоятельное познание признаков объектов и путей их преобразования при решении проблемных ситуаций - является главным содержанием интеллектуально — творческой деятельности детей 3-7 лет. Основным предполагаемым результатом работы может быть самостоятельное познание ребенком мира через усвоенные модели, на уровне возможным для детей дошкольного возраста. Важным условием для использования Метода проекта, при которых обеспечивается активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников является включение родителей в процесс работы с детьми (ведение индивидуальных дневниковых записей, совместная деятельность с ребенком по выполнению творческих заданий, консультирование). В процессе работы над проектом открываются новые возможности, которые постоянно видоизменяются и открываются новые перспективы работы.

В течение двух лет я изучаю Метод проекта под научным руководством к. п. н. Т. А. Сидорчук на постоянно действующих семинарах в детском саду, городских и региональных стажировках.

В соответствии с планированием воспитательно - образовательного процесса дошкольников в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности реализую задачи проекта.

В процессе работы над проектом я столкнулась с рядом трудностей:

- дети не умели выделять проблему;

- ребята не могли работать с собранной информацией;

- возникали трудности в оформлении продукта проекта;

- существовала трудность во взаимодействии с родителями по проекту;

- у воспитанников возникали трудности в презентации своей деятельности.

Работа по проекту строилась с погружения детей в специально созданную проблемную ситуацию, из которой воспитанники приходили к самой проблеме. Чтобы понять проблему по сути, надо детально разобраться в ситуации, и выявить корни проблемы - противоречия, лежащие в глубине проблемной ситуации, часто хорошо спрятавшиеся. В решении проблемной ситуации дети, были заинтересованы, благодаря погружению в нее у них возник неподдельный интерес к дальнейшему сбору информации. К сбору информации были подключены не только воспитанники, но и их родители, которые помогали детям знакомится с разными источниками информации. В результате малыши узнали такие источники информации, как художественная литература, энциклопедии, сами взрослые, Интернет, библиотеки, СМИ и т. д.

Для оформления продукта проекта я использовала формы проекта (коллективные, подгрупповые, парами, индивидуальные, которые привели к положительной динамике и оформление своего продукта в дальнейшем не вызывало трудности. Для заинтересованности и привлечения родителей к проектной деятельности проводились презентации проектов, выставки продуктов, просмотр видеофильмов детей старшего возраста. Увидев труд педагогов, речевое и продуктивное творчество воспитанников, родители заинтересовались деятельностью и с желанием стали участвовать в детских проектах.

Дети младшего и среднего возраста, прожив деятельность в проекте от начала и до конца и приобретя свой личностный опыт, легко могут поделиться полученной информацией со своими сверстниками.

За три года были реализованы следующие проекты : «А у нас у дошколят за окном зеленый сад»; «Профессии»; «Здоровый Образ Жизни»; «Детский сад - наш второй дом»; «Осень»; «Мой город»; «Свойства и качества материалов».

В результате проведенной работы у детей сформировались такие умения и навыки как развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие специальных способов ориентации - экспериментирование и моделирование; умение формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; развитие навыков коммуникативного общения; самостоятельно анализировать полученные результаты; развитие самопознания и положительной самооценки; развитие осознанного отношения к своему здоровью и формирование потребности в здоровом образе жизни; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям; овладение различными художественными навыками; развитие способности к эстетической оценке.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей. Отчет по самообразованию Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики.

Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.

Дидактические игры как способ формирования элементарных математических представлений у дошкольников Предмет математики так серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Б. Паскаль Я хочу представить вам сегодня тему моей.

Консультация для родителей «Игра как метод формирования положительного отношения дошкольников к учению» Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению.

Мастер-класс «Сухое плавание» — как эффективный метод формирования правильного дыхания» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 121 ГОРОДА ТЮМЕНИ Мастер-класс.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний,.

Отчет по проекту «Организация развивающей стены как способ в развитии самостоятельности детей 5–7 лет» На основании плана работы отдела образования на 2016 – 2017 учебный год и приказа №11-п от 18.10.2016г. заведующего МБДОУ Наливайко Л. М.

Консультация «Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи» Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуще человеку. Ребенку она присуща.

Виртуальная экскурсия как способ формирования мотивации в обучении английскому языку В настоящее время целенаправленное развитие культурной личности представляется актуально значимым вопросом образования, которое включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 20:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД