Папки-передвижки

Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Шеншина Татьяна Васильевна
Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Методическая разработка педагога-психолога по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Играем - отдыхаем»

Исходя из задач Стандарта, актуальной сегодня становится проблема поиска эффективных путей физического и психического развития детей, создания психолого-педагогических условий, открывающих возможности для их позитивной социализации.

Публикация «Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные дополнительные образовательные учреждения и спортивные секции вне детского сада, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально.

Особенно подвержены психическому напряжению дети, имеющие тяжелые речевые нарушения, так как это дети с нарушениями центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Эти воспитанники имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Большинству детей с тяжёлыми нарушениями речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы.

Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникает необходимость проведения образовательных ситуаций с целью комплексного воздействия на психику и речевую деятельность ребенка. Составляющей данного комплекса являются упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В основе комплекса «Играем - отдыхаем» лежит метод нервно-мышечной релаксации, описанной в научном издании «Прогрессирующая релаксация» Эдмундом Джекобсоном в 1929. В своей работе автор, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что эмоциональные реакции выплескиваются в тело в виде мышечного напряжения. Чем сильнее эмоциональное напряжение, тем более выражено напряжение скелетной мускулатуры. Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону представляет собой комплекс упражнений, направленных на снятие напряжения. Упражнения заключаются в смене контролируемого напряжения и расслабления определенных групп мышц. Эта методика проста и доступна даже для дошкольников и является базовой до сегодняшнего дня.

Занятия комплекса «Играем-отдыхаем» педагог-психолог проводит с воспитанниками в соответствии с составленным планом 1 раз в неделю по подгруппам в комнате психологической разгрузки.

Каждое занятие состоит из двух основных частей, которые объединены одной темой и проходят не более 15-20 минут.

Занятие начинается с ритуала приветствия, затем выполняются упражнение на определение и сравнение мышечных ощущений, подвижная или коммуникативная игра, беседа о чувствах и ощущениях, релаксационное упражнение. Завершает занятие ритуал прощания. Такая структура позволяет наиболее эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Обучение детей релаксации включает два этапа:

• первый этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением реализуется в течение 16 занятий;

• второй этап – мышечная релаксация по представлению, рассчитан на 10 занятий.

На первом этапе воспитанники обучаются следующим умениям:

- произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;

- наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение-расслабление, твердость-мягкость, тяжесть-легкость и др.);

- управлять мышцами (расслаблять или напрягать их) по собственному желанию;

- ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя;

- максимально концентрироваться на происходящем;

- быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

Упражнения первого этапа развивают у детей произвольное внимание, обучают их способности регулировать процессы возбуждения и торможения, помогают снять эмоционально-психическое и телесное напряжение, развивают воображение и фантазию. После выполнения упражнений на напряжение-расслабление с детьми проводится обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения.

После освоения детьми навыка мышечной саморегуляции по контрасту с напряжением можно переходить ко второму этапу: внушению состояния покоя и расслабленности по представлению. Этому способствует приятное, расслабляющее, контролируемое фантазирование. Детям предлагается удобно разместиться на пуфах или ковре, закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь необыкновенное место – волшебный лес, на берег моря, в путешествие на облаках, на радугу, на звезду и т. п. Дети мысленно рисуют себе свои воображаемые сюжеты. Через некоторое время воспитанники по просьбе педагога возвращаются в реальность, делятся ощущениями, впечатлениями, фантазиями.

Ожидаемые результаты

• повышение уровня эмоционального, психологического и физического благополучия воспитанников;

• обеспечение высокой работоспособности, повышение эффективности коррекционной работы педагогов с детьми;

• физическая и психологическая подготовленность детей к поступлению в школу.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 28 марта 2021 в 22:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД