Папки-передвижки

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы

Ольга Перевозчикова
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Перевозчикова Ольга Николаевна Воспитатель МБОУ НОШ с. Мостовое

Публикация «Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы» размещена в разделах

Аннотация: Целью моего выступления является– выявление возможностей художественной литературы в воспитании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы усиливается обогащением эмоционального развития детей, формированием социальной адаптации ребенка, развитию нравственных чувств ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Форма проведения: методическое объединение.

Приоритетным направлением моей работы являемся воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы. Для детей художественная литература - это человекознание и одновременно - самопознание. Познание себя в окружающем мире. Познание себя через других людей - героев книг. Это помогает и способности предвосхищать новое знание. Поэтому педагоги говорят об иллюзии самооткрытия истины через приобщение к ней, через включение ребенка в процесс познания, пройденный и подсказанный писателем.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание нравственных чувств. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников.

Формирование нравственных чувств невозможно представить без использования художественной литературы, так как, слушая произведения, ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Педагог должен обратить особое внимание на отбор художественных произведений, методику чтения и проведения бесед с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературные произведения необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам воспитания нравственных чувств. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение появляется и выражается.

Я считаю, что для воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие литературные произведения : А. Барто «Вовка - добрая душа»; В. Осеева «Волшебное слово», «Печенье»; К. Ушинский «Два козлика»; Л. Н. Толстой «Рассказы из Азбуки»; Е. Чарушин «Волчишко»; С. Михалков «Дядя Степа»; Н. Носов «Бабушка Дина», «На горке», «Живая шляпа»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»; нанайская сказка «Айого», малые фольклорные формы и многие другие.

Образовательная деятельность с детьми требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. В структуре работы над произведением можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого

Главная цель первой части – познакомить детей с произведением, обеспечить полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе чтению всегда предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста. Готовясь к беседе, педагог должен подобрать вопросы.

Перед чтением воспитатель в случае необходимости может объяснить смысл сложных для понимания детей слов и выражений. Кроме вопросов в беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве автора, об истории создания данного произведения, о его других рассказах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр, имя автора.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова на чувства ребенка. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Беседа проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей. Например, после чтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», недостаточно спросить у детей, культурный ли был мальчик? Конечно, все ответят: нет. Необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между сказанным старичком волшебным словом, и действиями Павлика после того, как он его узнал. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о нормах культуры общения, но и развитие их нравственных чувств. Вопросы, которые может задать воспитатель, примерно такие: Как разговаривал Павлик со старичком? (можно еще раз прочитать соответствующий эпизод). Что он почувствовал, когда Лена отдала ему краску? (выслушать ответы, обратиться к иллюстрации). Почему волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке бабушки? Ответы детей на эти вопросы показывают, что причиной отказа Павлику, (Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.) они связывают непосредственно с его незнанием волшебных слов. Они тоже испытывают жалость к нему и чувствуют примерно то же, что чувствовал мальчик. Дети говорят: «Он же даже не говорил им «пожалуйста» и т. д. Воспитатель может спросить у детей : «Как надо говорить это слово, чтоб оно оказалось волшебным, а не простым, обычным, как многие другие слова?» (Приветливо, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь). Таким образом, все участвующие в беседе дети согласны, что Павлик был не вежливым. Данная беседа поможет детям проникнуть в эмоциональный подтекст рассказа, «примерить на себя» изображенные писателем обстоятельства, с тем, чтобы понятое и пережитое при чтении стало регулятором их собственного поведения.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Например, воспитатель может спросить у детей : как бы вы поступали, если были бы на месте мальчика? Как вы считаете, что Павлик делал не правильно? Необходимо поговорить с детьми о мальчике и обратить внимание на то, что они вел себя по-разному: до и после знакомства со старичком.

В такой беседе воспитатель поможет детям проникнуть в эмоциональный подтекст рассказа, «примерить на себя» изображенные писателем обстоятельства, с тем, чтобы понятое и пережитое при чтении стало регулятором их собственного поведения.

В конце возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Но показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Мы считаем, что чувства ребенка необходимо укреплять и развивать. Для этого воспитатель может подобрать близкое по содержанию литературное произведение, например рассказ М. А. Андрианова «Вежливый цветок». Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом «Волшебное слово» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов по рассказу «Вежливый цветок» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что нужно уважать окружающих и вежливо к ним обращаться.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как воспринимают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Этическая беседа по прочитанному произведению, как метод нравственного воспитания, отличается существенным своеобразием. В основе каждой беседы лежит художественное произведение, позволяющее познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Понять главное в нравственном содержании текста детям помогают вопросы воспитателя. Интерес детей к обсуждаемому произведению во многом зависит от умения воспитателя выразительно прочитать текст, внимания взрослого к высказываниям дошкольников.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы. Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать свой рассказ, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию).

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала.

Педагогические комментарии, конечно, необходимы, но главное – добиться, чтобы этическая беседа пробуждала активность переживаний детей, глубокое осмысливание ими обсуждаемых поступков и правил общественного поведения. Педагог должен заботиться, прежде всего, о максимально активном участии каждого ребенка в беседе, оставляя для себя лишь роль «дирижера».

Представления, полученные детьми из художественной литературы, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Литература способствуют возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Большая роль в работе с художественным произведением отводится художественной иллюстрации. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей и чувств, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.

Методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка, «Почему?»). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Огромную роль для воспитания нравственных чувств играет и постановка литературных произведений : игра - драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек и др. Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Исполнителями инсценировок чаще всего являются сами дети. Роли положительных героев полезно поручать тем, кто часто проявляет отрицательные чувства к окружающим. Этот прием очень действенный. Изображая положительных действующих лиц, дети усваивают этические и нравственные представления и обучаются доброжелательным формам общения. Роли отрицательных персонажей целесообразно поручать взрослым. Они могут показать детям кукольный, теневой театр или театр игрушек и с помощью игровых персонажей помочь детям увидеть со стороны неприглядность авторитарного, резкого тона обращения, вызвать к этому соответствующее отрицательное отношение.

Желательно в ходе одного представления предлагать детям две инсценировки. Одна из них показывает образцы положительных форм проявления нравственных чувств друг к другу, другая - отрицательных. Очень важна последовательность показа инсценировок. Известно, что иногда чисто внешний положительный момент (красивый бант, яркое платье) может вызвать у дошкольника симпатию к поведению отрицательного персонажа. Тогда произведение утратит свой нравственный смысл. По окончанию представления воспитатель беседует с детьми, выявляет их знания о нравственных чувствах человека и отношения к содержанию инсценировок.

Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.

Конспект занятия на тему «Спешите делать добро»

Воспитатель Перевозчикова Ольга Николаевна

Цель: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

Задачи:

Воспитательные :

- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;

- воспитывать стремление совершать добрые дела.

Образовательные:

- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- совершенствовать познавательную активность;

- обеспечить введение нового слова «благотворительность» в речевой обиход детей.

Развивающие:

- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;

- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Методы и приё мы:

Наглядные: демонстрация отрывка мультфильма «Если падают звёзды» по сказке С. Козлова «Как ёжик и Медвежонок протирали Звёзды».

Словесные: чтение и обсуждение сказки М. Скребцовой «Ежиха - портниха», беседа, творческие задания.

Практические: работа с раздаточным материалом, метод «одновременной имитации».

Словарная работа: активизировать словарь «благотворительность».

Предварительная работа. Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц.

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое добро? (Ответы детей). Сегодня я приглашаю вас в страну Доброты к моему другу Ёжику.

Звучит музыка «Дорогою добра». Дети идут и рассаживаются на стулья.

Воспитатель : Ёжик почему-то грустный. (На стене прикреплён большой лист ватмана. На нем изображена ромашковая полянка). На его любимой ромашковой полянке солнышко сегодня закрыто тучами.

Дети: Солнышко закрыто тучкой. Солнышко не сияет.

Воспитатель : - Дети (По всему ходу занятия воспитатель обращается поименно к каждому ребёнку, вы хотите помочь ежу? (Выслушиваю предложения). Мне Ёжик подсказывает, что нам с вами надо пройти ряд испытаний, сделать добрые дела и тучки будут исчезать. Согласны? Вот послушайте сказку о маме нашего Ёжика.

Рассказывание сказки «Ежиха - портниха». Беседа по сказке. (Обратить внимание детей, что 1 тучка исчезла).

Воспитатель : - Какие добрые дела могут совершить дети? (Ответы детей).

- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными).

Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Подводим детей к понятию «Благотворительность».

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? (Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

-А как поступила сорока в сказке «Ежиха - портниха»? (Ответы детей).

-Можем мы ей чем-то помочь, чтобы она стала добрее? (Тучка исчезла)

Дети: подарим улыбки и развеселим.

Творческое задание «Доброе дело».

Воспитатель : А Сорока тем временем нам уже новое задание принесла - картинки с изображениями предметов. Вам надо рассказать о доброте того, что изображено у вас на картинке. Например: Карандаш добрый потому, что он помогает создавать нам красивые рисунки. (Каждый ребёнок рассказывает о доброте того, что изображено у него на картинке). (Тучка исчезла).

Воспитатель : А теперь Ёжик предлагает посмотреть небольшой мультфильм про то, как он со своим другом Медвежонком протирал звёзды.

Просмотр отрывка мультфильма «Как ёжик и медвежонок протирали звёзды».(По сказке С. Казакова.)

Подвести детей к выводу, что чистые звёзды это тоже наша доброта.

Воспитатель : Я предлагаю нам всем вместе тоже протереть звёзды.

Динамическая пауза под музыку.

Предложить детям под ритмичную музыку протереть звёзды. Проигрывание сюжета по сказке (предполагаемый результат – чистые звезды – добрые сердца детей.) Воспитатель вместе с детьми выходит на ковёр и под ритмичную музыку (импровизируя) повторяет сюжет просмотренного мультфильма.

Воспитатель : Мы с вами и улыбаемся. Значит нам хорошо. Верно? А что нам помогает радоваться (Доброта, мы совершили хороший поступок). (Тучка исчезла)

Воспитатель : Я рада вашему веселью и улыбкам. Давайте мы сейчас сделаем одно общее доброе дело. Вот смотрите, Ёж принёс нам корзину, а там бабочки (Бабочки изготовлены из бумаги).

Раздать детям по бабочке, предложить приложить их к сердечку, наполнить своей добротой, а потом прикрепить бабочку на ромашку, и при этом рассказать о сделанном добром поступке или о том, что собираешься сделать для других. (Исчезает последняя тучка). В результате «рождается» украшенная бабочками ромашковая поляна. Засверкало солнышко.

Ё ж: посмотрите, ребята, как весело отвечает на ваши улыбки солнышко! Давайте постараемся его сберечь.

Воспитатель : Какие чувства вы испытывали, делая общее доброе дело?

Дети: Делать добро радостно и приятно.

Воспитатель : Чаще говорите вежливые слова и делайте добрые поступки, и тогда многие ваши желания будут исполняться.

Ё ж: Как красиво, какая яркая, нежная получилась у вас «Ромашковая поляна». Спасибо вам за такой подарок.

Воспитатель : Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить?

Дети: Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта - это украшение нашей жизни.

Воспитатель : Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

Звучит песня "Дорогую добра".

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 17:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Перевозчикова (УИ 1586313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД