Баранник Светлана Анатальевна
Основы финансовой грамотности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по финансовой грамотности дошкольника
«Основы финансовой грамотности для старших дошкольников»
Многие детские игры-
Подражание серьезной
Деятельности взрослых.
Я. Корчак
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Публикация «Основы финансовой грамотности для старших дошкольников» размещена в разделах
Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общественной культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в не6й без экономических знаний. Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированость концепций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим, детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушения. Проведенные статистические исследования говорят о том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
Результаты исследования в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т. д.
НОВИЗНА.
Создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
ЦЕЛЬ.
Создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово – грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ.
Знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена и т. д.). Формировать представления детей о финансовой грамотности, организации производства; формировать понятия основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливого отношения к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи; воспитывать нравственно - экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
ОПИСАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводятся в различных формах: беседы по финансовой грамотности, виртуальная экскурсия, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно – ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в хорде игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
КОНСПЕКТЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема: «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта»
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотра мультфильма.
Оборудование:
- мяч;
- копилка с набором различных монет и банкнот;
- изображение пластиковой карты;
- бумага и цветные карандаши;
Предварительная работа: следует продолжить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.
1. Организация детской деятельности.
- Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.
Воспитатель демонстрирует копилку.
- Что такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
2. Игра «для чего нам нужны деньги?»
- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны :
Для покупки продуктов питания;
Для оплаты бытовых услуг;
Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
Для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
Для оплаты проезда на транспорте;
Для покупки подарков;
Для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
-Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т. д.
3. Беседа о монетах.
- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно монеты. Какая монета?
Ели дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
- Смотрите, у нас в копилке еще что – то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достает банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
4. –Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признаки монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота….
Банкнота бумажная, а монета….
Монета звенит, а банкнота….
Монета металлическая, а банкнота….
- Где мы носим деньги, монеты, банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставить в банкомат и знать пароль).
- Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.
Просмотр мультфильма.
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты (можно забыть пароль).
Физ. Минутка
5. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в тором живут Белобок и его друзья. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.
После выполнения задания дети презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.
Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
6. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Тема: «Путешествие с монеткой по стране Экономики»
Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе.
Задачи:
-закрепить представления детей экономических понятий6 деньги, семейный бюджет: доход и расход;
-развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
-выделять слова и действия, относящееся к экономике, обогащать словарный запас;
-закреплять умения участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
-воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;
-формировать положительные взаимоотношения детей.
Ход занятия:
Воспитатель:
-дети, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей).
Путешествовать любят все: и взрослые, и дети. Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.
- Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране – ЭКОНОМИКЕ. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись». А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:
- Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета)
На проекторе появляется изображение монетки
МОНЕТКА:- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах7
Пословицы и поговорки:
-Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а в моей стране, деньги бывают разные и у каждой есть свое название.
Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся (Дети….)
А какие бывают деньги? (Дети….)
Скажите для чего, нам нужны деньги? (Дети… покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать)
Воспитатель: - я предлагаю поиграть с вами в игру «ЧТО МОЖНО КУПИТЬ ЗА ДЕНЬГИ?» Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, тот не хлопайте.
( Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко….).
МОНЕТКА:- А кто из вас знает за что можно получить деньги? (за труд-зарплата, за хорошую учёбу-стипендия, пенсия и т. д.)
- Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот на что мы их тратим – это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы и расходы.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
«Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором вы мне отвечайте : доход или расход
Мама получила зарплату – доход
Бабушка заболела – расход
Выиграла приз – доход
Потеряла кошелек – расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купила куклу – расход.
Воспитатель: - А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физ. минутка)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища.)
Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги.)
Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук.)
Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног.)
Сколько в садике скамеек? (полуприседания.)
Сколько в пяточке копеек?
Монетка: Я буду задавать вопрос. кто будет готов дать ответ – отвечает.
На товаре быть должна
Обязательно (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким (доход).
Журчат ручьи, промокли ноги
Весной пора платить (налоги).
Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без (рекламы).
Сколько купили вы колбасы,
стрелкой покажут вам точно (весы).
Воспитатель: - И так ребята – деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А вспомните пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. ( Ответы детей: «Муха - цокотуха», «Буратино», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и работнике Балде» и т. д).
Монетка: - молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Сегодня в память о нашей встречи я хотела бы вам вручить этот «волшебный кошелек». Ну а мне пора прощаться, до свидания ребята!
Воспитатель:- Ну, а нам пора отправляться в детский сад
Ну а чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки – СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки.
Тема: «АЗБУКА ДЕНЕГ»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковер – самолет, мультфильм, мультимедийное оборудование.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой – нибудь город или страну?
Звучит, музыка появляется ковер – самолет.
Воспитатель: Ребята, что это за замечательный предмет?
Дети : Ковер – самолет.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
Дети: для путешествия.
Воспитатель: правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель вместе с детьми, становится на ковер – самолет и отправляется в путешествие, ходят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, зерна кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.
Воспитатель: Давным – давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации … когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
В копилку я их положила –
Подарок мамочке купила. (деньги).
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело.»
Физминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем вместе)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимает пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом в котором мы живем.
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать летчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Скажите, где можно получить деньги за свою работу?
Дети: В банке, банкомате.
Воспитатель: Для того, что бы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?
Дети: для того, что бы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Практическая часть «Мини - банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики: Предложить ребятам создать свой «мини - банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини- банке»- например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что – то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Воспитатель: Ребята, как вы думает, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети : нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель: Чтобы деньги не лежали в копилке мертвым грузом, нужно заставить их работать. И сейчас я вам, расскажу как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой – то небольшой процент от имеющихся в «мини - банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончанию образовательной деятельности.
Ну – ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
РАЗВИВАЮЩИЕ АЛЬБОМЫ.
Тема: «История возникновения денег».
На протяжении долгого времени хозяйство было натуральным. Это значит, что все необходимое для жизни производилось в домашних условиях. Если владельцу усадьбы необходимо было приобрести то, что у него не производилось, он получал товары или продукты посредствам натурального обмена. Но это было неудобно – ни один хозяин не мог быть уверенным, что предлагая свои товары для обмена, он получит желаемое. Те, с кем он хотел поменяться, могли просто не нуждаться в предлагаемых им вещах или продуктах. Говоря экономическим языком – потребности не совпадали, и это случалось довольно часто.
Меновая торговля, иначе говоря, бартерный обмен оказался неэффективным методом удовлетворения потребностей. Возникла необходимость во введении какого – то одного ценного товара (эквивалента, на который можно было бы обменять собственную продукцию, а затем посредствам обмена на этот ценный товар приобрести необходимое.
В качестве эквивалента у разных народностей были приняты различные предметы. Единственным требованием к такому предмету должна была быть его ценность для любого члена общества. У народов севера это были шкуры животных, у жителей Австралии и Океании – жемчуг, в Южной Америке – какао - бобы. На Руси в древности в качестве эквивалента для обмена выступал скот. Он служил для обмена и уплаты налогов, а сборщиков податей в то время называли «скотниками».
На роль постоянного денежного эквивалента скот не подходил. Очень неудобно было гнать его при необходимости поездки за покупками на большие расстояния. Поэтому вместо него стали использовать меха, а впоследствии золотые и серебряные слитки.
Такое понятие как «гривна» появилась в Киевской Руси в XI веке. Гривна представляла собой серебряный слиток весом 400 грамм. Этот слиток можно было разрубить пополам, и каждая половина получала название «рубль». Рубль можно было еще раз разрубить напополам, получив две полтины. А часть полтины, разрубленные на двое, называется четвертаками. Две серебряные гривны равнялись одной золотой гривне. Три серебряные гривны составляли стоимость коня, а за одну такую гривну можно было купить корову.
Носить с собой мешки шкур или тяжелые слитки было неудобно. Это стало причиной для изготовления монет. Поскольку золото и серебро имело большую ценность в обществе, эти металлы и стали материалом для изготовления первых денег.
На Руси золотые и серебреные монеты стали чеканить только в конце Х века при князе Владимире. Они назывались «златниками» и «серебряниками» соответственно. До этого в нашей стране в торговых целях имели хождение арабские и византийские монеты. Они использовались в основном во внешней торговле. Торговля внутри государства осуществлялась только в крупных городах. На провинциальном уровне проводились сезонные ярмарки, где по – прежнему был в ходу бартерный обмен.
В период монголо – татарского ига монеты на Руси чеканить перестали. Их производство возобновилось в период правления князя Дмитрия Донского после Куликовской битвы. Использовались только серебряные слитки «гривны», стоимость которых значительно поднялась.
После свержения ига на Руси стремительно стали развиваться ремесло и торговля. Поэтому первостепенной задачей государства стало восстановление чеканки собственных монет. Монеты чеканились во всех крупных городах. Их размеры и внешний вид отличались, например, у рублей, отчеканенных в Новгороде и Москве, был различный вес. Впоследствии из-за укрепления централизованной власти было решено создать единую денежную систему, и чеканить монеты в различных княжествах власти запретили.
Попытки заменить монеты чем – то более легким предпринимались задолго до появления бумажных денег. Ещё дог нашей эры китайцы пытались создать денежный эквивалент из оленьей кожи. Это были небольшие четырехугольники, на которые наносились специальные знаки и государственные печати.
Настоящие банковские деньги появились с развитием производства бумаги и становлением банковской системы. Деньги в золотом и серебряном виде помещались владельцем в банк. При желании взять оттуда необходимую сумму, банк выдавал выписку, которую можно было использовать при покупках или погашении долгов. На основании этой выписки деньги снимались со счета владельца и переходили на счет продавца или кредитора. Такой документ называется банкнотой и является предтечей бумажных денег. В последствии на банкноты был установлен официальный курс, после чего они стали считаться бумажными деньгами. В России появление бумажных денег было связано с дефицитом серебра. В период взимания налогов с населения приходилось организовывать целые караваны с охраной, что стало не дешево. Налоги платились в основном медными деньгами, и 500 рублей равнялось целой телеге медных денег. Все это было очень неудобно, поэтому правительство приняло решение выпустить бумажные деньги называемые ассигнациями. При Екатерине II было открыто два банка в Москве и Петербурге, в которые поместили по 500 тысяч рублей золотом, серебром и медью. На эту сумму напечатали ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Но качество печати ассигнации оставляло желать лучшего, и этим сразу воспользовались фальшивомонетчики. Поэтому через несколько лет ассигнации были изъяты из оборота и заменены более качественными достоинством 5 и 10 рублей. На сегодняшний день бумажные деньги являются основным платежным средством. Но с развитием информационных технологий все большее значение играет безналичная денежная система.