Лучший педагог года

Использование сказкотерапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Умнова Елена Александровна
Использование сказкотерапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Методическая разработка посвящена процессу использования сказкотерапиив речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой авторскую разработку для педагогов дошкольного образования. В ней раскрываются вопросы о значении восприятия и переживание сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Занятия, упражнения для детей в этом направлении могут проводить педагоги, воспитатели, а также сами родители.

Публикация «Использование сказкотерапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Введение

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение» Д. Родари

Сказкотерапия является самым древним психологический и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям дошкольного возраста. Однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапия предлагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии – методе, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах, историях и мифах, люди тянутся интуитивно.

Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так, и у взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, извлечения невротических расстройств и соматических заболеваний.

Цель.

Задачи Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме; развитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Развить речь детей с помощью : пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

8. Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог» Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе по 15 – 20 минут. В старшем дошкольном возрасте по 25 – 30 минут.

Актуальность темы

Предлагаемый цикл занятий «Страна сказок» направлена на развитие коммуникативной культуры детей. На занятиях дети получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а также постепенно овладевают «телесным осознанием». «Телесное осознание» - это внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов. При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются, поэтому на занятиях дети учатся непростому умению расслабляться.

Также данныезанятия помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

В основе данной программы лежат следующие положения:

сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал личности.

сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки. Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Работая в коррекционной группе, было замечено, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, также нарушена связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Дети зажаты, замкнуты, не сразу шли на контакт. Диагностические данные детей коррекционной группы подтверждают у них нарушение всех основных частей звуковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные 6 процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность детей, я считаю основной задачей. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы.

Результативность опыта

Свою работу я начала с ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия», было проведено собрание, на котором была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие она решает проблемы. И только совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол к театрам: пальчиковым, настольным. У нас оказались очень талантливые родители, которые умеют вязать, шить, вышивать,рисовать. Мы предложили родителям, чтобы дети принимали участие в создании кукол. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. А наш театрализованный уголок пополнился различными театрами, сделанными своими руками.

Мы наблюдали за живой и неживой природой (повторяли движение веток при ветерке или сильном ветре, повторяли полёт сороки и её приземление, ходьбу девочки, мамы и бабушки и т. д.) Большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук, решили начать работу с настольного театра, здесь были использованы игрушки, плоскостные фигуры, фигуры из картона, магнита, из природного материала.

Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трё х основных целей:

- развитию речи и навыков театрально

исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты, дети должны приобрести много навыков и умений. Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:

«Необычное приветствие»

«Шаг навстречу»

«Доброе животное»

«Волшебный сундук»

Мною был составлен следующий план занятий:

Подготовительная к школе группа

октябрь Разрешите представиться

ноябрь Маугли

декабрь Снегурочка

январь Снежная королева

февраль Кот в сапогах

март Смелый гномик

апрель Маленький медвежонок

май Помидор Сашка

Я считаю, что именно сказкотерапия является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, 8 непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Сказкотерапия позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Список литературы:

1. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008.

2. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми – М. : «Форум», 2013

3. Прудиус Е. К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2006.

4. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008.

Интернет ресурсы:

• Международный образовательный портал «МААМ. RU»

• Сайт для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ру»

• Социальная сеть работников образования «nsportal.ru»

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказкотерапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2024 в 13:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД