Получи документы

Экологическое воспитание старших дошкольников при реализации познавательно-исследовательского проекта «Цветочный калейдоскоп»

Наталья Скворцова
Экологическое воспитание старших дошкольников при реализации познавательно-исследовательского проекта «Цветочный калейдоскоп»

«Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации познавательно – исследовательского проекта «Цветочный калейдоскоп»

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников при реализации познавательно-исследовательского проекта „Цветочный калейдоскоп“» размещена в разделах

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Детям необходимо «живое» общение с растительным миром, наблюдения и практическая деятельность в природе, поэтому я решила исследовать данную проблему, реализовав проект «Цветочный калейдоскоп».

Данная тема актуальна всегда и мой проект – это ещё одно напоминание о том, как хрупок мир природы и беречь его нужно учить с самого раннего детства.

По результатам проведённых обследований, я выяснила, что запас знаний детей по теме небольшой. Дети с трудом называли и показывали различные виды цветов (комнатные, садовые, луговые, полевые и лесные цветы). Некоторые детей знают и показывают составные части цветов (лист, стебель, цветок, корень, но большинство не знали о способах размножения растений, о некоторых способах ухода за ними, а также о пользе комнатных растений для человека.

Таким образом, возникла проблема: «Что мы знаем о цветах Недостаточно знаний о многообразии и разнообразии цветущих растений. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима.

Таким образом,целью моего проекта стало - повышение уровня экологического образования и эстетического воспитания детей и родителей через ознакомление с многообразием цветов.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

Задачи проекта :

Углублять и расширять представления детей о цветах и их разнообразии;

Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями, а также осознанное понимание взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;

Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними;

Создать предметно-пространственную развивающую среду для формирования экологического воспитания детей;

Повышать компетентность родителей в вопросах экологического воспитания (анкетирование, информационный уголок, детско – родительские проекты, конкурс «Цветочная фантазия», акция «Красивый детский сад».)

Мой проект состоял из трё х этапов: подготовительного, основного и заключительного, которые проходили с февраля по май 2016 года.

На подготовительном этапе, для того, чтобы правильно и грамотно вести работу в данном направлении, я изучила соответствующую литературу различных авторов.

Для того, чтобы узнать, интересен ли будет мой проект родителям, я провела анкетирование «Что вы знаете о цветах». В опросе приняло участие 71 % (10) человек. Анкета состояла из 7 вопросов. Родители ответили, что любят природу и цветы в частности, но не имеют достаточно времени и знаний для обогащения опыта ребёнка по данной теме. У некоторых родителей дети принимают посильное участие в уходе за цветами, и имеют элементарные навыки по уходу за ними. Родители стараются поддерживать интерес ребенка по экологическому воспитанию : отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями.

А также провела диагностику детей по выявлению уровня знаний о цветах.

Результаты проведённых обследований показали, что 43 % (6 ч.) детей составили средний уровень, 57% (8 ч.) - низкий уровень и с высоким уровнем – 0% (0 ч.).

Я выяснила, что запас знаний детей по теме небольшой. Дети с трудом называли и показывали различные виды цветов (комнатные, садовые, луговые, полевые и лесные цветы). Некоторые детей знают и показывают составные части цветов (лист, стебель, цветок, корень, но большинство не знали о способах размножения растений, о некоторых способах ухода за ними, а также о пользе комнатных растений для человека.

Одним из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой является предметно – пространственная развивающая среда. В группе я оборудовала центр природы, который служит украшением комнаты и позволяет детям наблюдать и экспериментировать. В центре природы я разместила комнатные растения в соответствии с возрастными особенностями детей (бальзамин, герань, бегония, фиалка, колеус, фикус и другие, на каждом цветке имеется табличка с его названием. Имеется также инвентарь для ухода за комнатными растениями, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (увеличительные стёкла, природный материал, схемы, таблицы, картотека опытов, модели с алгоритмами выполнения опытов, разнообразные сосуды, воронки и т. д., семена цветов и календари : природы, погоды, а также еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Здесь же, расположены дидактические игры экологического содержания : «Собери цветок», «Где что растёт», «Части растения» и др., а также иллюстративный материал: тематические альбомы, познавательные книги, обучающие карточки и т. д.

Второй этап включал в себя непосредственную работу с детьми и родителями.

Чтобы познакомить детей с классификацией цветов, уточнить роль цветущих растений в жизни человека и природной среды в целом, а также сформировать бережное отношение к природе цветам в частности); была проведена НОД по познавательному развитию : «В гости к первоцветам», «Путешествие в царство комнатных растений», «Растения лечат», «Растения луга», «Берегите природу», «Красная книга – сигнал опасности», по речевому развитию «Составь рассказ о цветке», «Заучивание стихотворений о цветах»; по художественно – эстетическому развитию «Ландыш», «Нарциссы» и др.

Большую роль в экологическом воспитании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Для формирования углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений, были организованы такие опыты, как: «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; «Где лучше расти?»; «Как пьет растение?»; «Как продлить жизнь срезанным цветам;

Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей) и др. Дети размышляли и приходили к выводу, что если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

Ставили с ребятами отросток комнатного растения (фиалки и бальзамина) в воду и в пустой стаканчик. Наблюдали, что будет? Корни в сухой банке вырастут или в банке с водой?

Наблюдали, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей, и за появлением из земли первых ростков. А также мы с детьми рассматривали через лупу листочки комнатных растений, и дети узнавали, о том, что листья комнатных растений имеют разную текстуру (гладкие, с волосками,что есть листья простые, листья с зубчатым краем, с пилообразным краем. В организации опытов мы старались не доводить объект до гибели и не нарушать его жизненно важные функции.

В своей работе я использую и наблюдения, сопровождаемые познавательным общением с детьми, которые развивают в них наблюдательность, любознательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и их связях со средой обитания.

Наблюдали за комнатными растениями в группе, за стадий развития корневой системы черенков фиалки, хлорофитума.

Большое значение имеют наблюдения в природе, поэтому участок детского сада стал нам источником радости, знаний, местом активной деятельности детей. С наступлением весны, наблюдали на прогулках за первоцветами, на лужайках – мать – и – мачехой, примулой, гусиным луком, одуванчиками, как они распускаются с появлением солнца, а также первыми весенними цветами на клумбе – тюльпанами, нарциссами, ирисами. Рассматривая цветы, дети замечали, что они все разные, сравнивали цветы по окраске, по величине цветка и листьев. Для обогащения знаний детей о многообразии цветов использовала в работе и ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Предоставляла вниманию детей познавательные развивающие презентации: «Красная книга природы», «Первоцветы», «История семечка», «Путешествие в царство комнатных растений», «Садовые цветы» и др.

Для закрепления и уточнения представлений детей, полученных в ходе непосредственного восприятия растений, а также с целью формирования знаний об объектах, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно мы рассматривали с детьми репродукции картин: Б. Олле «Азалия», Бионт П. «Букет с тюльпанами», И. Е. Репина «Осенний букет», И. И. Левитана «Одуванчики» и др. альбомы, иллюстрации с изображением различных видов цветов и мест их произрастания.

Деятельность детей в детском саду разнообразна. И, на мой взгляд, передать красоту окружающей природы, впечатления от неё, закрепить экологические знания и яркие впечатления помогает изобразительная деятельность. Поэтому работу по экологическому воспитанию вела наряду с изобразительной деятельностью. Это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Рисовали с детьми на темы: «Укрась платочек ромашками», «Тюльпаны для мамы», «Комнатное растение – Сансевьера», «Нарциссы».В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных и других цветов, в том числе этические: «Цветы в нашей жизни», «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком», «Цветы – краса земли»; «Почему их так назвали»; «Красота спасет мир»; «Зачем цветы на Земле и др.

Развивая образное и ассоциативное мышление, воображение, память использовала загадки о цветах.

Использовала также чтение художественной литературы в разные отрезки времени (утром, перед сном, вечером, на НОД). Читала детям стихи о цветах : Шорыгиной Т. «Колокольчики и гном», Е. Благининой «Бальзамин», Г. Ракова «Фиалка».

Использование художественного слова не только способствовало развитию речи и мыслительной деятельности, но и формировало умение чувствовать красоту природного мира, испытывать радость от восприятия поэтического образа, эмоционально откликаться на него, делая понятным смысл образных выражений.

Рассказывала детям рассказы на темы: «Как появились цветы на Земле; «Легенды о цветах», «Цветы – талисманы», «Профессии людей, занятых в цветоводстве».

В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. В своей работе, я использовала дидактические игры. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, она доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, особенно эффективны. Активно использовала развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком: «Четвёртый лишний», «Собери цветок», лото «Цветы», «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений, «Какого цветка не стало, «Отгадай по описанию» др. А также были организованы сюжетно – ролевые игры: «Магазин цветов», «Мы – садоводы», которые способствовали формированию у детей представлений о природе, расширению кругозора, созданию у детей положительных эмоций, благодаря которым быстрее усваивается новый материал. Разумеется, одних знаний недостаточно для познавательного развития и формирования у детей гуманного отношения к природе – я включила в их посильную для их возраста практическую деятельность – создала условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (комнатными растениями).Труд в природе создает большие возможности для обогащения представлений детей об основных экологических категориях. В процессе проведённых бесед, чтения литературы, рассматривания иллюстраций, полученные знания закрепляли на практических занятиях (в трудовой деятельности). Дети, замечая, что цветку требуется «помощь», поливали комнатные растения, протирали широкие листья влажной тряпочкой, опрыскивали растения с мелкими листочками, смахивали пыль с помощью кисточки с цветов с опушённой поверхностью, рыхлили землю, сажали семена цветов, черенковали комнатные растения, высаживали ростки с корешками в землю, каждый ребёнок посадил цветок. Во время ухода за растениями уголка природы формировала у детей трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело, а также обогащала словарный запас детей. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети делились своими впечатлениями со мной, друг с другом, рассказывали о том, как помогают своим родителям в уходе за комнатными цветами дома. В своей работе я осуществляла экологическое воспитание детей и в процессе двигательной активности. В качестве физических упражнений обычно использовала следующие их разновидности: подвижные игры: «Чей букет соберётся быстрее», «Найди своё место», «Собери свой цветок», хороводные игры: «Мы на луг ходили».Для развития мелкой моторики пальцев рук, чувство ритма проводила пальчиковую гимнастику (в основном на НОД) : «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения», «Колокольчик».

С целью закрепления знаний о внешнем виде луговых и садовых цветов; развития быстроты, ловкости, умения из общего количества карточек-цветов выбрать те, которые соответствуют названию команды, было проведено соревнование «Кто быстрее посадит луговые и садовые цветы». Дети не только закрепили знания, но и получили огромный заряд бодрости. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартах к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте использовала и нетрадиционные технологии: моделирование и мнемотехника.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивала познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Графические модели – карточки предлагала детям для характеристики комнатных растений и особенностей ухода за ними. Графические – модели-символы использовала для формирования у детей понятия о том, что растение – живое, оно питается, растёт, дышит, размножается; ему нужен свет, тепло, вода.

Таким образом, активно используя метод моделирования, я убедилась, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе приёмы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С её помощью развивала у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые стихи о цветах. На каждое слово или маленькое словосочетание из стихотворения придумывали картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывали схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводил стихотворение целиком. Мнемотехнику применяла на НОД по речевому развитию: «Заучивание стихотворенийИ. Белякова «Подснежник проснулся», Т. Петуховой «Ромашки» и др. Мнетаблицы использовала и на НОД по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы, с целью составления описательного рассказа о том или ином цветке. Использование метода мнемотехники в интегрированных занятиях приносит очень хороший результат.

Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняли мои просьбы, прислушивались к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняли домашние задания. Среди родителей проводила работу по вопросам экологического воспитания дошкольников, используя различные ее формы: индивидуальные беседы в вечернее время, консультации на темы: «Комнатные растения»; «Комнатные растения для детской комнаты»; "Ребенок и природа" (бережное отношение к цветам); "Лечебная сила ромашки"; рекомендации: «Как научить ребёнка беречь природу»; оформила папку – раскладушку на тему: «Цветы. Какие они?». А также для родителей была организована выставка детских работ на тему «Цветы вокруг нас». На заключительном этапе проекта, я снова провела диагностику детей. Можно сказать, что прослеживается положительная динамика. У детей повысился уровень экологического образования. Повысилось количество детей со средним уровнем с 43% до 50%, появились дети с высоким уровнем развития, которые составили 50%, и детей с низким уровнем развития не оказалось. Реализовав проект, я добилась ожидаемых результатов. Данный проект помог детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере цветущих растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Проводя такую работу по ознакомлению детей с многообразием цветов, я добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач.

А повторное анкетирование родителей показало, что выбранная тема была интересной, познавательной и увлекательной как для детей, так и для родителей. Родители считают, что моя работа по ознакомлению детей с миром цветов эффективна и своевременна. При обобщении результатов анкетирования можно сделать вывод, что по данной теме повысилась компетентность родителей.

В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволили решить поставленные задачи. Я и родители подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Проект оказался интересным для всех его участников. Реализуя проект, я убедилась в эффективности данного метода для достижения своей цели.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей старших дошкольников в процессе реализации проекта «Сказки Пушкина» Обновлённое программное содержание образовательной области «Художественно-творческое развитие» согласно ФГОС направлено на удовлетворение.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

«Экологическое воспитание дошкольников» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Фотоотчет «Мы сажали огород» при реализации проекта «Наш чудесный огород»Фотоотчет «Мы сажали огород» при реализации проекта «Наш чудесный огород» «Мы сажали огород» (вторая младшая группа)Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и.

Презентация познавательно-исследовательского проекта «Что такое тень?» Познаем мир играя. Свет и тень - интересные факты. Старший дошкольный возраст Цель исследования:Рассмотреть природные и рукотворные источники.

Сценарий праздничного вечера, посвящённого Дню Матери в ср. гр. при реализации проекта «Мамочка-мамуля, как тебя люблю я»Сценарий праздничного вечера, посвящённого Дню Матери в ср. гр. при реализации проекта «Мамочка-мамуля, как тебя люблю я» Авторы: Леончикова В. Н., Смолеха Л. Ф., воспитатели МБДОУ №210 общеразвивающего вида г. Кемерово Цели и задачи: Познакомить детей с праздником.

Справка о проведении краткосрочного познавательно-исследовательского экологического проекта «Огород на подоконнике»Справка о проведении краткосрочного познавательно-исследовательского экологического проекта «Огород на подоконнике» Краткосрочный познавательно-исследовательский экологический проект «Огород на подоконнике» выполнила воспитатель средней группы Карагодина.

Сценарий праздника в рамках экологического познавательно-исследовательского проекта «Река нашего детства-Тавда» Команда «Экологический патруль». Девиз «Мы не хотим стоять в стороне! Мы за порядок на нашей земле». Течёт Тавда раздольно И красиво, Встречает.

Экологическое воспитание. Итоговая интеллектуальная игра «Что, где, когда» проекта «Наши пернатые друзья» Итог нашего долгосрочного проекта по экологическому воспитанию в подготовительной группе. Весь прошлый год мы с ребятами изучали всё про.

Экологическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы теряют плодородие почвы, обедняются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание старших дошкольников при реализации познавательно-исследовательского проекта «Цветочный калейдоскоп»
Опубликовано: 15 июня 2017 в 10:54
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД