Получи документы

Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись

Елена Авдюшева
Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись

Проявление творческих способностей детьми старшего дошкольного возраста в изображении природы на основе ознакомления

с пейзажной живописью.

Слайд 2.

Развивать в человеке творческие способности, значит ставить перед ним задачи, благодаря которым, он будет нестандартно мыслить. Проблема развития творческих способностей в наше время стоит наиболее остро. Это обусловлено тем, что дети, гораздо меньше совершенствуют свои творческие способности, навыки, особенно в мире, наполненном различными гаджетами и компьютерными технологиями. Оказать помощь в решении данной проблемы может изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров - пейзажная живопись. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Значение детского изобразительного творчества для всестороннего развития личности ребёнка подчёркивали отечественные педагоги и психологи: Н. Н. Волков, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. В. Компанцева, Н. А. Курочкина, Т. Я. Шпикалова и другие.

Публикация «Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы, Пейзажная живопись» размещена в разделах

Они считают, что творчество - процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения кругозора и познания природы, объема навыков и умений. И изучение, а затем и изображение пейзажа, способствуют развитию творческих способностей детей.

Слайд 3.

Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим и уникален. Н. А. Курочкина выделяет следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, сельский, городской и парковый, архитектурный, индустриальный, космический или фантастический и исторический пейзаж. По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.

Слайд 4.

Диагностическое обследование детей по изобразительной деятельности показало, что не все дети воспринимают достоверно окружающий мир, у многих нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут правильно оценить глубину пространства, объём предмета. Дети плохо ориентируются на плоскости листа.

В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:

1. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусств. Познакомить детей с жанром живописи - пейзажем.

2. Развивать творческие способности детей, умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.

3. Создавать условия для отражения полученных впечатлений от восприятия произведений искусства в детской изобразительной деятельности.

Слайд 5.

Для реализации поставленных задач использовалась педагогическая технология Н. А. Курочкиной «Дети и пейзажная живопись».

В основе данной технологии лежит знакомство детей с пейзажной живописью, представленной в синтезе с музыкальными и поэтическими образами природы для формирования более глубокого и прочувствованного понимания художественного пейзажа, постижения своеобразия и единства языка разных видов искусства.

Организация работы с детьми осуществлялась по двум направлениям – через восприятие картины и формирование навыков пейзажного рисования.

Успех художественного развития детей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Слайд 6.

Принципы отбора произведений пейзажной живописи:

- произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения;

- художественные образы картин должны быть понятны детям, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов;

- картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности;

- при подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения.

И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей.

Слайд 7.

По мнению автора, знакомство с пейзажной живописью можно начинать с четвёртого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.

Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, лето, а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.

Слайд 8.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Необходимо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.

Слайд 9.

В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» художника-живописца. Однако всегда следует исходить из возможностей детей.

Слайд 10.

Н. А. Курочкина определила несколько видов НОД для знакомства с пейзажной живописью (первично-ознакомительные, углублённо-познавательные, обобщающие, смешанного типа, занятия-экскурсии, занятия – путешествия, интегрированные занятия).

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме НОД, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми в режимные моменты, а также в ходе образовательной деятельности изобразительной студии «Пчелка».

Разработаны перспективный план работы изобразительной студии «Пчелка» и конспекты НОД по ознакомлению детей с пейзажной живописью, все темы определены в соответствии с временами года. Обновлены старые и разработаны новые дидактические игры на развитие чувства цвета, формы, композиции, перспективы.

В образовательной деятельности использовали следующие методы и приёмы ознакомления детей с пейзажной живописью: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий, беседа по картине, искусствоведческий рассказ педагога, использование художественного слова, игровые задания, показ приёмов изображения объектов природы, способов работы с различными изобразительными материалами, выставка детских работ и анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче картины о природе.

Слайд 11.

Знакомство с пейзажной картиной начинается с искусствоведческого рассказа, он состоит из сообщения названия картины; фамилии художника; о чём написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр); как она изображена (цвет, построение, расположение); что красивого показал своим произведением художник; о чём думается и какое настроение передает картина.

Слайд 12.

Также знакомство с картинами начинаем с рассматривания и с постановки вопросов: - О чём картина? Почему думаешь так, расскажи? Как бы ты назвал картину? Что красивого и удивительного передал художник в пейзаже? Какое настроение вызывает картина и почему?

Во время таких вопросов добавляем игровые элементы, стимулирующие желание детей рассказать о понравившейся картине, например, «Кто будет экскурсоводом?»

Слайд 13.

Используем приём сравнения, где вначале даются для сравнения две картины разных художников одного жанра, но с контрастным настроением (Например, И. И. Левитан «Золотая осень» и И. С. Остроухов «Золотая осень», а затем картины одного художника, но разного колористического решения (Например, картины И. Э. Грабаря «Иней» и «Зимний пейзаж»).

Слайд 14, 15, 16.

В течение года, совместно с музыкальными руководителями была проведена интегрированная непосредственно образовательная деятельность на темы: «Приключение красок», «Какая она, зима?», «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов». Дети рассматривают репродукции картин под звуки классической музыки и стихи великих русских поэтов. Смотрят отрывки из балета и сами пытаются воспроизвести некоторые движения, затем, все полученные впечатления дети выражают в своих рисунках. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

Слайд 17, 18, 19.

Для более детального и непосредственного изучения природы, мы ходим с детьми на прогулку, где рассматриваем и изучаем деревья, их форму, размер стволов, веток, листьев и крон. Ищем сходства и различия между деревьями и кустами. Наблюдаем, как меняется природа в зависимости от времени года. В начале осени мы с детьми совершили прогулку в городской парк им. М. Ф. Кельдюшева, где познакомились с разными видами деревьев. Зимний пейзаж мы наблюдали в городском сосновом бору, где более подробно рассмотрели сосны-великаны, бродили по узким заснеженным тропинкам и любовались укутанными снегом деревьями. Весной ходили на набережную, посмотреть ледоход на реке Исеть. Вид с набережной открыл нашему взору красивые просторы Шадринского края и дети впервые осознанно увидели линию горизонта и деревья, находящиеся от нас далеко и близко, т. е. в перспективе. После таких прогулок дети выражали свои эмоции и впечатления на рисунке.

Слайд 20.

Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т. п. Рисуя деревья, дети понимают, что дерево чем-то похоже на человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. Для лучшего запоминания деревьев, вводятся дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Узнай дерево по листочку».

Слайд 21.

Очень нравятся детям занятия, которые раскрывают секреты художников – живописцев, например, секрет цвета, раскрывая его, дети учились смешивать краски для получения новых оттенков и открывали для себя новые знания - от чего зависит цвет неба, цвет воды или снега. Они знакомятся с тем, как изображали небо и море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их. Играют в дидактические игры: «Подбери палитру к картине», «Составь гусеницу», «Радуга», «Времена года», «Части суток» и др.

Слайд 22.

Знакомятся дети с такими понятиями, как «линия горизонта», «воздушная и линейная перспективы» и «композиция». Новые знания дети закрепляют с помощью дидактических игр: «Найди картину по эскизу», «Узнай по описанию», «Найди общее», «Составь композицию», «Далеко - близко».

Слайд 23.

При выполнении пейзажных работ с детьми-дошкольниками использовались и нетрадиционные техники работы. Такие, как:

- рисование сухой кистью способом «тычка»,

- оттиск листьями,

- рисование только одним цветом, например, «белым по черному».

Слайд 24.

Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.

Слайд 25.

В детском саду созданы необходимые условия для творческого развития детей, имеется кабинет изостудии, в котором представлены репродукции картин художников-пейзажистов Айвазовского И. К., Васнецова А. М., Куинджи А. И., Левитана И. И., Поленова В. Д., Саврасова А. К., Шишкина И. И., Грабаря Н. Э.

В каждой группе имеется центр изобразительного искусства, специально оборудованный для продуктивной творческой деятельности. В наличии изобразительные материалы, дидактические игры, имеется серия открыток с репродукциями картин.

Слайд 26, 27.

Процесс развития детских творческих способностей будет наиболее эффективен при взаимодействии педагога с родителями. С этой целью проводился ряд мероприятий: консультации «Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности», «Нетрадиционные техники рисования», «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству», «Рисуем вместе с ребенком»; на Мастер-классах в изостудии родители совместно с детьми рисовали любимые сказки, зимний пейзаж и своими руками мастерили куклу закрутку; вместе с детьми посетили музей и художественную школу.

Данная работа позволила сделать следующие выводы, что пейзажная живопись, а также созданные условия для восприятия произведений искусства и детской изобразительной деятельности являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Знакомство с произведениями художников – пейзажистов развивает художественное восприятие, понимание языка искусств, дети узнают о средствах выразительности, приёмах изображения. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Слайд 28.

По итогам проведенной работы с детьми выявлены следующие результаты:

Достаточный уровень - 7детей (37%, близкий к достаточному – 12 детей (47%, низкий уровень – 1 ребенок (16%).

Следовательно, наблюдается динамика в развитии творческих способностей детей средствами пейзажной живописи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Ее Величество Книга» — посещение библиотеки старшими дошкольникамиФотоотчет «Ее Величество Книга» — посещение библиотеки старшими дошкольниками Современный мир – это мир телевидения и интернета, полетов в космос и научных открытий. Но главным достижением человечества было и будет.

«Математическая игра». Открытое мероприятие со старшими дошкольниками«Математическая игра». Открытое мероприятие со старшими дошкольниками «Математическая игра» Цель: обобщить и закрепить знания по математике в игровой форме. Задачи: Закрепить знание чисел в натуральном.

Беседа со старшими дошкольниками «Русские матрешки» Цель. Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству.

Мероприятие со старшими дошкольниками «День памяти и скорби» Мероприятие со старшими дошкольниками : «День памяти и скорби». Цель:Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе впечатлений от.

Нетрадиционная техника рисования «пуантилизм» в работе со старшими дошкольникамиНетрадиционная техника рисования «пуантилизм» в работе со старшими дошкольниками Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В группе у меня много мальчиков, все дети шустрые, подвижные, шумные. Вот и решила я переключить.

Организация игр — путешествий со старшими дошкольниками. Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который.

Проектный метод в работе со старшими дошкольниками Из опыта работы воспитателя ГБДОУ 93 Крупновой М. В. Федеральные государственные стандарты предъявляют новые требования к формам получения.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изображения природы «Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению.

Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками» Пояснительная записка Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых.

Занятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир»Занятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир» Занятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир» Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить кругозор детей о морских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 13:39
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД