МААМ-картинки

Конспект ОД по рисованию в технике «батик» в средней группе на тему «Весенние цветы»

Якобец Виктория Олеговна
Конспект ОД по рисованию в технике «батик» в средней группе на тему «Весенние цветы»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 станицы Павловской

Методическая разработка

конспекта занятия по теме :

«Батик»

(нетрадиционная техника рисования)

Автор – составитель:

Якобец Виктория Олеговна

Воспитатель МКДОУ №15 ст. Павловской

ст. Павловская, 2023г.

Содержание

1. Аннотация… 3

2. Введение…. 4 – 8

3. Структура занятия…9 – 10

4. Конспект занятия «Батик» (нетрадиционная техника рисования…11 – 15

5. Заключение…. 16

Публикация «Конспект ОД по рисованию в технике „батик“ в средней группе на тему „Весенние цветы“» размещена в разделах

6. Список рекомендуемой литературы….17

7. Приложение…18 – 19

Аннотация

В данной методической разработке представлена модель организации образовательной деятельности, разработанная с учетом основных положений ФГОС ДО на основе практического опыта по художественно – эстетической деятельности.

Данная методическая разработка имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы дошкольников, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала.

Данная разработка адресована воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей дошкольного возраста методам и приемам нетрадиционного рисования.

Методическая разработка прошла апробацию в МКДОУ №15 ст. Павловской. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приемам рисования, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.

Введение

Современный педагог постоянно находится в поиске новых образовательных технологий, способствующих художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Переводят слово «батик», как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань.

Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Я работаю воспитателем в дошкольном образовательном учреждении больше 2 лет и уже убедила в том, что изобразительная деятельность приносит ребенку большую радость. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги в основном придерживались стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому решила применить роспись по ткани, тем самым батик оказался очень интересным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Это продуктивная деятельность, в ходе которой дети создавали новое, оригинальное, активизировали воображение, развивали творчество, закрепляли и расширяли знания о форме, линии, цвете, композиции.

Актуальность данной разработки-применение технологии «батик» в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста позволяет воспитать в ребенке уверенность в собственных силах, быть успешным в разных видах детской деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность, позитивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Педагогическая целесообразность

Из опыта работа можно отметить, что изобразительная деятельность, в частности детское рисование, имеет большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд. Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Цель и задачи разработки

Целью данной разработки являетсяразвитие художественно-эстетического вкуса детей, наблюдательности, интереса к народному декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству.

На основе данной цели определены следующие задачи:

Образовательные:

познакомить детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы;

сформировать представление о назначении декоративно-оформительского искусства его особенностях.

Развивающие:

развивать изобразительные умения и навыки в росписи по ткани разными техниками : печать пальчиками, ладошками, штампами; набрызг; рисование клеевой кистью; узелковый батик и другие;

развивать умение поэтапного планирования работы, умение предвидеть результат;

развивать технические навыки в работе с различными материалами и инструментами.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, положительное отношение к труду взрослых.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Познавательное развитие: создать условия для получения детьми знаний о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику, сохранять осанку.

Речевое развитие: продолжать развивать речь как средство общения.

Социально – коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и отношение к окружающим.

Художественно – эстетическое развитие: развивать изобразительные умения и навыки в росписи по ткани.

Предполагаемый результат:

Данная методическая разработка поможет педагогу организовать творческую деятельность через внедрение в нетрадиционные формы изобразительной деятельности с дошкольниками.

Для этого педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенной и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Каждый ребенок самостоятельно нарисуют картину. Внедрение нетрадиционных форм работы на занятиях будет способствовать развитию у детей: восприятия, речи, чувство цвета, формы. У ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.

Материально – техническое оснащение :рабочее место, водоснабжение, инструменты и материалы, используемые в процессе обучения, мольберт.

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

1. Наглядные пособия, схемы;

2. Тематические образцы;

3. Методическая литература по изготовлению батика;

4. Детская литература с иллюстрациями;

5. Литература по искусству;

6. Психолого – педагогическая литература.

Применяемые средства, инструменты и расходные материалы

Инструменты Материалы

рабочие столы;

мольберт;

магниты;

магнитная доска;

кисти «Белка», «Щетина», «Пони» №1 – 12, плоские и круглые;

палитра;

ёмкость для воды;

нитки. ткань х/б 20-20см;

гуашь художественная;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

зубные щетки;

коктейльные трубочки.

Структура занятия (Основная часть)

Мотивация детей:

Для того, чтобы активизировать внимание детей, педагогом было прочтено стихотворение «Уж тает снег, бегут ручьи…» А. Плещеева. Далее была проведена беседа, о том, какие признаки весны дети знают. Можно отметить, что дети средней группы имеют знания о данном времени года.

Педагог решил включить в образовательную деятельность сказочных героев Кисточку и Карандаш. Герои объяснили проблему, что в их стране зима не хочет уходить, попросили помощи в рисовании цветов. Дети естественно согласились, и приняли активное участие в реализации изображения цветов в технике «Батик».

Планирование деятельности вместе с детьми:

В ходе данной части образовательной деятельности Кисточка и Карандаш дали детям знания, умения и навыки, как нужно изобразить цветы на ткани. Дети внимательно слушали. По необходимости задавали вопросы. Герои помогали детям. Педагог так же принимал активное участие в показе данной техники.

Реализация деятельности:

Чтобы снять напряжения с кистей и пальцев, педагогом была проведена Пальчиковая гимнастика «Цветы» Разминка суставом кисти и пальчиков и способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Дети охотно повторяли за педагогом движения, слова. Затем после разминки дети приступили к реализации «Батика».

Некоторые дети боялись, не понимали, какой получится рисунок. Но педагог успокоил их, дал им уверенность в том, что у них все получится, нужно лишь проявить терпение, внимательность и аккуратность. Благодаря яркой мотивации все дети выполняли яркие, красочные работы. Проявили свою фантазию при смешивании цветов.

Таким образом, можно отметить, что дети поняли, как рисовать цветы в технике «Батик».

Рефлексия деятельности с детьми:

Сказочные герои поблагодарили детей и педагога в помощи. Была проведена выставка детских работ. Данная выставка дала позитивный анализ дошкольников с позиции оригинальности, дети ощутили значимость своего труда.

Законченные работы обязательно были выставлены на магнитную доску. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребенок, а его рисунок. Педагог дает возможность каждому ребенку высказаться о своей работе. Итог подводит вся группа.

Конспект ОД по ОО «Художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционное рисование – батик) в средней группе

Тема: «Весенние цветы»

Цель: формировать умение рисовать весенние цветы в технике «Батик».

Программные задачи:

Образовательные:

осваивать навык нанесения краски на ткань;

укреплять знания по смешиванию в палитре светлых, тёплых, весенних оттенков;

продолжать закреплять знания о первоцветах и о весенних признаках.

Развивающие:

развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение;

развивать эстетические чувства к природе и её изображениям художественными нетрадиционными техниками;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, аккуратность и интерес к изобразительной деятельности.

Современные образовательные технологии : здоровьесберегающая технология, личностно – ориентированная технология, игровая технология, технология ТРИЗ.

Методы и приемы:художественное слово – пальчиковая гимнастика, стихотворение, беседа, вопрос – ответ, похвала, объяснения, сюрпризный момент, показ способа изображения в технике «Батик», загадки.

Материалы и оборудование: музыка Вивальди А. «Весна», стихотворение «Уж тает снег, бегут ручьи…» Плещеев А., иллюстрации: тюльпанов, нарциссов, медуницы, фиалок, подснежников, одуванчиков, мольберт, магниты. Игра «Цветы расцветают», ткань х/б 20/20 см, гуашь, кисточки, нитки, палитра, стаканчики – непроливайки, влажные салфетки.

Предварительная работа: рисование с детьми нетрадиционными техниками (ватными палочками, пальцами, оттиск) на тему : «Весна», беседы «Весна», «Весенние цветы», чтение стихотворений «Живая цепочка» Орлов В., «Здравствуй, весенняя первая травка» С. Городецкий и т. д., дидактическая игра «Весенние признаки».

Ход ОД:

1. Мотивация к деятельности:

Во время звучания музыки А. Вивальди «Весна» воспитатель читает стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(А. Плещеев)

Воспитатель: Ребята, про какое время года написано это стихотворение?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, это весна! А какие признаки весны вы знаете? Как называют первые весенние цветы?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: Ребята, слышите?

(стук в дверь)

Воспитатель: Видимо, к нам в гости кто – то спешит.

(Воспитатель открывает дверь, видит стоят сказочные герои Карандаш и Кисточка)

Карандаш и Кисточка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Карандаш и кисточка: Ребята, нас зовут Карандаш и Кисточка. У нас случилась беда, мы не знаем к кому обратиться!

Кисточка: Мы путешествовали по стране Рисовандии. Гуляя по лесу, полянам, лугам мы встретились с феей Весной. Она была очень грустная, задумчивая, её печальные глаза смотрели на замёршую землю. Я спросил, что случилось, и тогда фея рассказала о своей беде. По календарю какое время года?

Дети: Весна

Кисточка: А зима ни как не хочет уходить на север, хочет и дальше властвовать у нас. Но это нельзя допустить, ведь животные, люди, растения ждут весну. Вот фея и задумалась, как бы победить зиму, а мы обещали ей помочь, что-нибудь придумать.

(Предложения детей).

Карандаш: А я знаю, чего боится зима! Солнечного тепла, красоты и нежных весенних красок.

Кисточка: А я знаю, кто не боится зимы, холодного снега и ветра. Отгадайте загадку.

На снежную поляну,

Согретую весной,

Упал кусочек неба -

Расцвёл цветок лесной!

Дети: Подснежник!

Кисточка: Самый смелый, и правда, подснежник. Он появляется с солнечным теплом, он красив и самого нежного цвета. Какого?

Дети: Белого.

Карандаш: Тогда именно подснежник поможет фее Весне прогнать зиму.

2. Планирование деятельности:

Кисточка: Это очень хорошее предложение, но лучше победить зиму целым букетом весенних цветов. Какие весенние цветы вы узнаёте?

(рассматривают иллюстрации тюльпанов, нарциссов, медуницы, фиалок, подснежников, одуванчиков).

Карандаш: Где же нам их взять?

Кисточка: Я научу вас рисовать самые прекрасные весенние цветы! Мы сделаем весеннюю выставку цветов, и когда зима заглянет к нам в окно, то тотчас же растает. Так мы и поможем фее Весне справиться с зимой. Согласны?

Д: Да!

Игра «Цветы расцветают»

(выстраиваются карточки с нарисованными цветами : бутон, полураспустившийся, распустившийся).

3. Реализация деятельности:

Воспитатель: Ребята, чтобы цветы получились у нас как живые, Кисточка предлагает нарисовать их на ткани, в технике «Батик». Это значит, что можно рисовать красками на ткани и у вас получится рисунок. У вас на столах лежит ткань. Теперь нужно смешать весенние краски и раскрасить ткань. Здесь потребуется от вас внимание и старание. Но прежде давайте разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы

(Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки)

Распускают лепестки.

(Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши)

Ветерок чуть дышит,

(Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

(Кисти рук наклоняются вправо и влево)

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Вот мы с вами готовы рисовать цветы. Перед началом работы необходимо ткань замотать ниткой, затем смешать в палитре весенние оттенки. У вас есть гуашь. Ее можно смешать с белой краской и получить светлые оттенки. Так же из нее можно смешать дополнительные цвета и тоже высветить их. Затем концом кисти, набирая по немного краски из палитры закрасить ткань. Рисовать на ткани можно также как и на простой бумаге. Краска не растечется.

(Воспитатель обращает внимание детей на скорость выполнения рисунка)

4. Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось рисовать в технике батик? Как вы считаете, получились ли у нас весенние цветы? Отразили ли вы весеннее, тёплое настроение? Как вы думаете, с помощью чего это получилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, ваши цветы получились яркими, тёплыми, радостными. Наши весенние цветы очень нежны и не высохли, поэтому осторожно вынесите их на зеленую полянку и полюбуйтесь ими. Мы молодцы, сделали доброе дело, помогли фее и создали своими руками замечательную весеннюю выставку.

Кисточка и Карандаш: Мы надеемся, что скоро придёт весна, а сердитая зима уйдёт надолго на север.

Заключение

Батик - творческая деятельность доступная детям дошкольного возраста.

Образовательные программы в большей степени не включают в свое содержание обучению техники батик. Однако интерес к проблеме использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста последние годы возрос.

Можно сделать вывод, что техника батик является эффективным средством развития детского изобразительного творчества. Включение техники батик в творческую деятельность в силу новизны, повышает интерес дошкольников в изобразительному творчеству, а организация техники батик- как деятельности, предполагающей создание ребенком оригинальных, вариативных продуктов деятельности, способствует поиску выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др. ; кроме того возможность создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности, имеющих практическое назначение, также обеспечивает эффективность развития изобразительного творчества.

Список рекомендуемой литературы

1. Абрамова О. А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры и методические рекомендации - Издательство: Детство – Пресс - 2010 г.

2. Бакина М. Т. Творческое развитие ребенка в современном мире/ М. Т. Бакина//Игра и дети - 2007г.

3. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал - 1995. - т. 16. - №5.

4. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск, 1993.

5. Архарова Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. - Мосальск, «Воспитатель года», 2006.

6. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. Монография. Н. А. Ветлугина - М. : Педагогика, 1972.

7. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1993.

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы» Конспект НОД по художественному творчеству (аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию для детей с нарушением слуха средней группы «Весенние цветы для мамы»Конспект НОД по нетрадиционному рисованию для детей с нарушением слуха средней группы «Весенние цветы для мамы» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением слуха. Образовательная область «Художественно эстетическое.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Весенние цветы»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Весенние цветы» Программное содержание. Учить детей рисовать цветы с натуры, передавая точность изображаемого предмета; развивать технические навыки в.

Конспект НОД по рисованию ладошкой на тему «Весенние цветы»Конспект НОД по рисованию ладошкой на тему «Весенние цветы» Конспект НОД Рисование в нетрадиционной форме (ладошкой) на тему «Весенние цветы» Цель: обучение рисованию цветов ладошкой. Задачи: Учить.

Конспект НОД по рисованию  «Волшебные цветы» в технике «узелковый батик» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию  «Волшебные цветы» в технике «узелковый батик» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования – узелковый батик. «Волшебные цветы» Цель: Развитие.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Весенние цветы»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Весенние цветы» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Весенние цветы» Цель: Создание условий для развитие творческих способностей.

Конспект занятия по рисованию мятой бумагой во второй младшей группе «Весенние цветы»Конспект занятия по рисованию мятой бумагой во второй младшей группе «Весенние цветы» МБДОУ Детский сад №5 «Калинка» п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категорий Чениб Зейниб. Конспект занятия по нетрадиционному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весенние цветы первоцветы» с использованием ИКТ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Весенние цветы первоцветы» с презентаций «Первые весенние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по рисованию в технике «батик» в средней группе на тему «Весенние цветы»
Опубликовано: 1 октября 2023 в 20:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД