Юлия Верниченко
Дидактическая игра как средство закрепления полученных знаний
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для обучения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с возрастными особенностями развития.
Выделяются несколько классов игр:
• творческие (игры по инициативе детей);
• народные (созданные народом).
• дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
Творческие игры в свою очередь делятся на:
Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
Театрализованная деятельность (режиссерские игры, игры – драматизации).
Конструкторские.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый. В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности. Они бывают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры - ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.
Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила.
В хорошо продуманной игре именно правила, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, определяется круг деятельности каждого ребенка).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникации).
Виды дидактических игр:
• игры с предметами;
• настольно-печатные игры;
• словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие
Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Игра «Мы не скажем, а покажем»
Цель: формирование умения показывать нужную часть тела и лица по словесной инструкции.
Задачи:
- развивать у детей представления о себе, своем теле;
- учить определять и правильно называть части тела.
- закрепить знания частей тела и лица;
- развивать внимание, воображение, произвольную память;
- развивать умения соотносить слова с действиями.
- развивать познавательный интерес детей;
- расширять словарный запас слов;
Предварительная работа:
- рассматривание картинки тела человека
- показ и название частей тела и лица на кукле;
- показ и название частей своего тела и лица
- показ и название частей тела на маленькой картинке взрослым, после показ и название частей тела и лица на большой картинке ребенком.
- показ ребенком по словесной инструкции воспитателя части своего тела и лица.
- обсуждение с детьми для чего нужны те или иные части тела;
Ход игры: Взрослый называет части тела, дети показывают, дотрагиваясь до них. Через два-три повторения взрослый называет части тела быстрее.
Руки-ноги-голова-живот-пятки и глаза
Уши-волосы и щечки
И на том ставим точку! (руки вытянуть вперед, пальцы обеих рук в «щепотке»)
Усложнение: Взрослый называет часть тела и показывает на себе ошибочно, дети показывают ту часть тела, которую они услышали.
После окончания игры, взрослый подводит итог, разбирает с детьми ошибки и всех благодарит за усердие и участие.