Елена Кетова
Методическая разработка «Игровые технологии (по методике блоков Дьенеша и Палочек Кюизинера)»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии
(по методике блоков Дьенеша и Палочек Кюизинера)
Подготовил воспитатель
высшей квалификационной категории:
Кетова Елена Станиславовна
г. Евпатория, 2023г
Перспективный план по работе с детьми средней группы «Дельфинчики» с использованием программы "Путешествие в страну блоков и палочек"
(по методике блоков Дьенеша и Палочек Кюизинера)
Публикация «Методическая разработка „Игровые технологии (по методике блоков Дьенеша и Палочек Кюизинера)“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Основная цель программы «Путешествие в стране блоков и палочек» - развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр, развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи. Создание условий для всестороннего развития детей.
Задачи программы:
Образовательные:
- учить обучающихся различным способам обследования предметов, их группировки по цвету, форме, величине;
-учить подбирать и называть цвета, по соответствующим предметам;
-познакомить с различными способами описания формы;
- развитие у обучающихся речи (умение рассуждать).
Развивающие:
- развитие логического мышления реб нка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать, конструктивного мышления (на геометрическом материале);
- развитие произвольности внимания; творческого воображения; познавательного интереса, желание и потребности узнать новое;
- развивать желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности.
- развитие логическое мышление. Развитие представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формирование представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- развитие умений выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения
- развитие пространственных представлений.
- развитие знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Воспитательные:
- воспитание у обучающихся интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе;
- воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание во время прийти на помощь;
- способствовать раскрытию индивидуальности, проявлению самобытности детского восприятия.
- воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей
Актуальность
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский).
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Несмотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для данных игр. Данная программа «Путешествие в стране блоков и палочек» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.
Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека. Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле.
Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди педагогов и родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.
В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: красного, желтого, синего; двух размеров: маленького и большого; двух видов толщины: толстых и тонких.
Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Перспективный план составлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей дошкольного возраста (4-5 лет, уровня их знаний и умений).
Месяц Неделя Тема Цель Развивающая среда
Сентябрь 1
Знакомство с логическими блоками Дьенеша. Сортируем блоки по наличию одного признака Научить выделять и узнавать отдельные свойства фигур.
1 Знакомство с палочками Кюизенера. Игра «Разноцветные палочки» Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету.
2
Сортируем фигуры по наличию двух признаков
Дидактическая игра «Найди» Учить называеть геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий», сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять общий признак и находит фигуру по заданному признаку.
2 Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т. д.
3
3 Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Находить геометрические фигуры, узнавать форму.
Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
4 Дидактическая игра
«Что изменилось» Замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения
4 Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Октябрь 1 Дидактическая игра
«Найди не такую»
Выделять существенные признаки, называть их
1 Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
2 Сортируем блоки с использованием логических карточек Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов
2 Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
3 Подбираем карточки к соответствующим фигурам Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов
3 Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
4 Сортируем блоки по отсутствию одного признака Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов
4 Игра «Построим мостик» Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
5
5 Строим дорожку / круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета / размера
Дидактическая игра
«Цепочка»
Анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
Ноябрь 1 Сортируем по отсутствию двух и более признаков Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов
1 Игра «Угадай-ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
2 Находим сходство и отличие Выделять у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.
2 Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
3 Д/и «Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие Классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам
3 Игра-занятие «Высокий-низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
4 Собираем дорожку / мостик по заданным условиям Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов
4 Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т. д.
Декабрь 1 Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 1, ч. 1) Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств при анализе различных предметов
1 Игра «Один-много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.
2 Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 2, ч. 1) Формировать пространственное отношение «слева», «справа», «над», «под», «выше», «ниже».
2 Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
3 Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 3, ч. 1) Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать.
3 Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память
4 Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 4, ч. 1) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов.
4 Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании
Январь 1
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 5, ч. 1) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам.
1 Игра «Конструирование геометрических фигур». Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
2
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 6, ч. 1) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства). Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – форма).
2 Игры-конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
3
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 7, ч. 1) Развивать умение выделятьсвойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство).
3 Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.
Февраль 1
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 8, ч. 1) Развивать восприятие, внимание, умение анализироватьи сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство)
1 Игра-занятие "К нам приехали игрушки" Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятия цвета, воспитывать чувство сострадания доброжелательности.
2
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 9, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
2 Игра «Елка» Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
(Цветные счетные палочки :
1 коричневая, 1 оранжевая, 2фиолетовые,2желтые, 2 красные,2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки).
3
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 10, ч. 1) Развивать устойчивую связь между образом свойства и слова, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.
3 Игра-инценировка "Ох, красивый теремок! Очень-очень он высок!" Повторить с детьми сказку, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
4
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 11, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решение практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)
4 Игра «Бусы» Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения
(больше, меньше, столько сколько).
(Цветные счетные палочки : белые, розовые, голубые; карточка).
Март 1
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 12, ч. 1) Развивать умение определять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
1 Игровая деятельность Помоги зайчику"с использованием альбомов "Волшебные дорожки" Закрепить понятия "одинаковый (равный) по длине (высоте)". Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
2
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 13, ч. 1) Развивать классификационные умения
2 Игровая деятельность"Поможем маме-зайчихе". Закрепить знания о диких животных. Уточнить представления детей о таких качествах как "широкий", "узкий". Развивать представления об эталонах цвета. Дать представление об овале.
3
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 14, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
3 Игра "Домик для матрешки". Закрепить представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная, длине (самая длинная, короче, самая коротка, счете (в пределах 5, упражнять в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и названии цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая другие).
4
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 15, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, соавнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
4 Игра «Разноцветные вагончики» Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
апрель 1
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 16, ч. 1) Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.
1 Игровая деятельность «Сушим полотенца». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
2
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 17, ч. 1) Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.
2 Игра "Зайка" Закрепить умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения.
3
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 18, ч. 1) Развивать умение классифицировать, развивать способность к анализу, развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов.
3 Работа с альбомом "Дом с колокольчиком" Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
4
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 19, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других.
4 Работа с альбомом "Дом с колокольчиком" Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше- меньше. Развивать внимание, память.
Май 1
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 20, ч. 1) Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.
1
Игровая деятельность «У кого больше?» Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из 3-х палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
2
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 21, ч. 1) Развивать умение классифицировать. Развивать умение рассуждать логически. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов.
2 Игра «Строительство домов». Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; умении отвечать на вопросы: «Сколько?
3
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 22, ч. 1) Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
3 Игровая деятельность «Рамка для картины» Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
4
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 23, ч. 1) Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
4 Игра «Дорога к дому» Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.
5
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 24, ч. 1) Развивать умение решать задачи. Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
5 Игровая деятельность «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.