Папки-передвижки

Использование игр и игровых технологий в коррекционной работе ДОУ

Оксана Бондарева
Использование игр и игровых технологий в коррекционной работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование игр и игровых технологий

в коррекционной работе ДОУ»

Подготовила учитель-логопед:

Бондарева О. Я.

г. Сургут

В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослыми, важную роль которого в данный период подчеркивали в своих трудах известные ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и другие. Поэтому в условиях детского сада целью коррекционной работы является создание такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Использование педагогических технологий в коррекционной работе является важным условием реализации этой цели. Самая серьезная проблема сегодняшней дошкольной педагогики – сохранение физического здоровья детей и их душевного равновесия. Именно поэтому любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, а в условиях дошкольного учреждения позволить организовать процесс обучения и развития без ущерба для здоровья детей.

Публикация «Использование игр и игровых технологий в коррекционной работе ДОУ» размещена в разделах

В соответствии с существующей классификацией здоровьесберегающих технологий (Т. В Хабарова “ Педагогические технологии в дошкольном образовании”) для логопеда ближе коррекционные здоровьесберегающие технологии.

Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическое воспитание, но и всю жизнедеятельность ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия его в процессе общения со сверстниками и взрослыми, использование развивающей среды на достижение положительных результатов (формирование речевых процессов). Одним из видов такой технологии является игра. Ведь не секрет, что именно игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Потребности в игре у детей с недоразвитием речи такие же, как у сверстников. Но они отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях общей и мелкой моторики, в наличии у них общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, сохранить его здоровье

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследователей (А. В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры используются во время занятий и на прогулках.

Как же используются игры в коррекционной логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Часты случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. У детей наблюдается снижение тонуса сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, голосовая. Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

• диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

• выразительность проведения игр;

• необходимость включения педагога в игру;

• оптимальное сочетание занимательности и обучения;

• простота, доступность, ёмкость и наглядность;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

• регулировать психоэмоциональное состояние детей;

• формировать положительную мотивацию к занятиям;

• преодолевать барьер в общении;

• создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

В связи с этим можно остановиться на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. КРИ – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.

КРИ дают возможность:

• обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий;

• повысить речевую мотивацию;

• компенсировать недостаточность фонематического слуха;

• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;

• автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.

Так как детский сад посещают дети с самыми разными речевыми диагнозами, фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы :

• Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья»,грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

• Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

• Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

• Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов : «Кнопочки», «Метроном», «Песочные часы», «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка», «Кубик с цифрами», «Часики», «Бусы», «Счёты», «Улиточка», «Волшебная палочка», «Пианино» и др.

Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей

У логопеда всегда имеются наборы предметных картинок для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам, которые представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Как же лучше организовать работу на протяжении ряда занятий, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно?

Можно рекомендовать игровые приёмы, которые не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т. п.). Количество картинок подбирается, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что везёт машина?» (Что несём в корзинке, «Строим дом», «Чудесный мешочек» (Волшебная шкатулка, «Волшебный волчок», «Лесенка-чудесенка», «Поле чудес» и др.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

ПОДБОРКА ИГР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДОУ

Нетрадиционные игровые приемы

В дополнение к общепринятым артикуляционным, дыхательным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

1. Мимические упражнения

Упр. 1. Сложить лист бумаги А4 пополам, ножницами с тупым концом

вырезать любой узор. Напомнить о правилах обращения с ножницами. Развернуть лист бумаги, в получившееся красивое «окошечко» улыбнуться, глядя в зеркало, затем соседу слева, справа. Зарядить друг друга хорошим веселым настроением, поднять брови, глаза счастливые, и так же можно предложить другие варианты мимический упражнений (нахмурься, покажи, как ты грустишь, используя, только что созданную детьми бумажную рамочку, «окошечко».

2. Статические артикуляционные упражнения

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом:

Упр. 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Педагог пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 сек.

Упр. 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Упр. 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т. д. Выполняется 10 раз.

3. Дыхательные упражнения

Упр. «Крокодил». Широко раскрывать (вдох) и закрывать (выдох) рот в

сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт – руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

Упр. «Геометрические фигуры». Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Упр. «Воздушный шарик».Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА, руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»). Задержать дыхание. Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА).

Упр. «Бумажный мяч». Медленный глубокий вдох через нос, рука, в которой бумажный мяч, делает круговое движение. Задержать дыхание. Выдохнуть резко, кинув мяч вперед (ХА)

4. Упражнения для развития тонкой моторики

Все упражнения выполняются на столе.

Упр. 1. Мешать воду (крупу, песок и т. п.) каждым пальцем

поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать пластмассовый стаканчик).

Упр. 2. Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ведущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно прижаты к столу.

Упр. 3. Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком описании правил безопасности при работе с ножницами. При выполнении диктанта обязательно соблюдение трех условий: - четкое следование инструкции педагога; - чередование вертикальных и горизонтальных «шагов»; - размеры «шагов» соответствуют четному количеству клеток ( например: 4,2,8 и т. д.) После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

Упр. 4. «Пальцедром»- тренажер, который помогает воздействовать на активные точки. «Ум и речь ребенка находятся на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский. Каждому ребенку предлагается картон, с пришитыми пуговицами по 8 шт. в каждом ряду. Ребенок, нажимая указательным пальцем, сначала одной, потом другой руки, поочередно на каждую пуговицу сначала одного ряда, потом другого, проговаривает речевой материал для автоматизации поставленного звука. Доходят до последней пары пуговиц, возвращается обратно в том же порядке.

5. Упражнения для развития внимания, фонематического

восприятия, общей координации движений, с элементами кодирования

Упр. 1. Взрослый произносит слоги со звуком Р и Л. Если ребенок слышит слог со звуком Р, рисует на листочке большую палочку, точку, квадратик, и т. п., а если слышит слог со звуком Л– рисует маленькую палочку, кружочек и т. п. Такое упражнение можно предложить для различения звуков с-ш, з-ж, и т. д. в словах. Предварительно дав обозначение каждого звука.

Упр. 2. Детям дается установка на запоминание этих обозначений:

А –хлопок в ладоши перед собой; О– хлопок обеими руками по коленкам; У– удар кулаком о кулак; И– хлопок в ладоши над головой; Ы– хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга; Э– хлопок в ладоши за спиной.

Сначала произносить по два, затем три, четыре звука (АУ, ИО,ООА,ОАУ,ОАО,УУА,УАО,УАОИ,АОИУ,ОАОИ и т. д.)

Упр. 3. Кодирование обратных слогов типа АК,ОП,ЫК,АШ,ИМ,УФ,ИР,ОТ и т. д. Взрослый передает гласный звук условным сигналом, а согласный отчетливо произносит. Дети (ребенок) отгадывают и называют задуманный взрослым слог.

Упр. 4. Кодирование и отгадывание детьми (ребенком) прямых слогов типа НА, ПО,ЗУ,ВЫ,ГЭ,ЖУ.

Упр. 5. Взрослый и дети (ребенок) меняются ролями: дети по очереди кодируют слоги, а взрослый или другие дети группы отгадывают закодированные слоги. То же самое можно предложить и со словами, т. е. усложняя задание.

6. Игры для развития пространственной ориентировки

Игра «Команды». Инструкция: «Я буду отдавать команды, а вы их

выполняете».

Встаньте со стула. Поднимите руки вверх. Отведите в стороны. Опустите вниз. Повернитесь вправо, влево, кругом. Укажите на соседа слева. Укажите на соседа впереди. Укажите на соседа справа. Укажите на соседа сзади. Сели на стулья. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Игра «Путешествие по телу». Инструкция: Я буду вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности дошкольника и расширяются границы возможностей его мозга.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игр и игровых технологий в коррекционной работе ДОУ
Опубликовано: 18 сентября 2021 в 21:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр и игровых технологий в коррекционной работе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бондарева (УИ 289293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД