МААМ-картинки

Методическая разработка «Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования»

Лобанова Олеся Алексеевна
Методическая разработка «Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Использование мотивов пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования». Изготовление наглядного пособия «Птица» в пермском зверином стиле.

2 слайд актуальность темы

Пермский звериный стиль, ставший объектом научных исследований во второй половине ХIХ века, интересен и на современном этапе.

Знание исторического наследия может обогатить духовный мир современного человека, сформировать его художественный вкус.

Публикация «Методическая разработка „Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования“» размещена в разделах

В учебно-тематическом плане для I, II, III и IV годов обучения, обучающихся театральной студии «Подмостки», есть тема «Птица». В рамках этой темы на примере изображения птицы в пермском зверином стиле, педагоги знакомят учеников с древним искусством, с эмоционально-чувственным мироощущением наших предков. Для более полного изучения этой темы требуется наглядный материал, чтобы показать – как прародители познавали окружающую действительность, как зарождалось и развивалось такое эстетическое чувство, как понимание красоты и гармонии познаваемого мира. Этим объясняется актуальность данной темы.

3 слайд указание проблемы и цели

Проблема: соответственно проблемой является отсутствие наглядного пособия, которое затрудняет изучение Пермского звериного стиля на занятиях с обучающимися.

Цель: Создание наглядного пособия «Пермский звериный стиль».

4 слайд отличие в изображениях. Сверху можно увидеть культовую ложку VII-VIII вв. На рукоятке – погрудное изображение птицы, и скорее всего, это лебедь, судя по длине шеи.

Слева – пронизка в виде утки VI-VIII вв. Птица – прародительница человека, следовательно, существует большое количество изображений. В основном водоплавающие, хищные птицы с орнаментом, либо с его отсутствием.

Справа – птицевидный идол с опущенными по углом крыльями IX-X вв. украшен линейным орнаментом. Пришивался к одежде.

Отличия: сверху – лишь намёк на птицу, посмотрев на шею, можно решить, что птица относится к водоплавающим, но оперения совсем не видно; слева – также водоплавающая птица, судя по лапкам, однако хорошо просматриваются только голова и лапки, справа – бросающийся в глаза высокий рельеф и хорошо проработанное, параллельными насечками, каждое перо, как раз в таком положении, в каком они находятся у летящей птицы.

5 слайд сложные композиции. В пермском зверином стиле встречались и довольно сложные композиции, например на этом слайде можно увидеть:

Сверху слева – оригинальная пронизка из Больше-Висимского могильника VII-VIII вв. на Каме. На ней изображена хищная птица, вцепившаяся когтями в животное. Шея птицы переходит в объёмную голову человека с чётко выделенными глазами и носом, прорезными ноздрями и ртом. Крылья и расширяющийся хвост покрыты точечным орнаментом.

Снизу слева – кроме большинства предметов с изображениями птиц, имеющих культовое значение, можно отметить и бытовые вещи. Это фигурки хищных птиц на бронзовых навершиях кресал-огнив. Литьём занимались в основном женщины в свободное от приготовления пищи время.

Сверху справа - Также изображалась ещё одна группа – кричащие птицы. Это крупные и мелкие пронизки в виде птицы. На груди у неё обозначена голова хищника с раскрытой пастью, оперение передано точечным орнаментом или птица,

Снизу справа – фигурки двух птиц, обращённых головами друг к другу, на крышке бронзового медальона с шумящими подвесками из Редикорского могильника VII - X вв.

6 слайд виды изделий в чеканке, вашему вниманию представлена Дагестанская чеканка, для которой используют листы железа. Левая картинка – высокий рельеф блюда создаётся при помощи круглых чеканов, справа – тонкая ажурная работа. И то и другое требует внимательности и аккуратности

7 слайд этапы проектирования наглядного пособия

Выявив проблему – отсутствие наглядного пособия – нужно было решить, каким оно будет. Для этого понадобилось несколько критериев, которым наглядное пособие будет соответствовать:

а) Требования к наглядному пособию: удобство использования, эстетика внешнего вида, безопасность в использовании, экологичный фактор;

б) Выбор внешнего вида. Рассматривалось несколько вариантов: готовые изделия, альбом с эскизами, альбом с фотоиллюстрациями, технологическая карта, схема с поэтапным созданием чеканки. В результате было решено создать наглядное пособие, объединяющее схему с поэтапным выполнением чеканки и несколькими видами готовых изделий различного предназначения;

в) Выбор изображения. С этим не возникло затруднений. Так как требовалось, с различным уровнем сложности выполнения, изображение птицы, то для удобства потребовалось только выбрать варианты птиц, представленных в альбоме «Искусство Прикамья»;

г) Выбор материала. Готовые изделия в наглядном пособии должны соответствовать тому времени, в котором они создавались, поэтому нужно было выбрать из нескольких материалов: кость, дерево, металл. Кость, как и дерево, сложно и небезопасно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста, поэтому выбор был остановлен на металле. Ввиду физического развития, металл для работы должен быть тонким, мягким, податливым, легкогнущимся. Такими свойствами обладает алюминиевая упаковка из-под напитков;

д) Выбор технического приёма также не вызвал затруднения. Если создавать изделие, соответствующее тому времени, «металлопластика», то осталось подобрать, с помощью каких инструментов выполнить прямое и обратное выдавливание изображения. Выбор был остановлен на доступных инструментах: использованные стержни разной толщины, ножницы, колпачки от ручек и фломастеров;

е) Формат, форма наглядного пособия. Размер (72*52) и форму продиктовали интерьерные условия кабинета. Расположение и размер этапов изготовления изделия, заключённых в застеклённые рамки, соотносятся с размерами фотоиллюстраций в альбоме «Искусство Прикамья»;

ж) Цвет оформления наглядного пособия также соответствует дизайну кабинета – светло-голубой оттенок основного фона. Для цвета фона, на который требовалось поместить птиц, было выбрано несколько вариантов: тёмно-зелёный, оранжевый – на них изображение смотрелось тускло, синий цвет терялся на основном фоне, поэтому было решено поместить изображения на чёрный бархат, так как именно этот цвет и фактура выигрышно подчеркнули блеск готовых изделий.

С 8 по 15 слайд этапы изготовления наглядного пособия

Сложность при изготовлении работы

Возникли некоторые сложности: аккуратный обжиг над газом, буквально несколько секунд, иначе металл становится очень тонким и при выдавливании нужного объёма может порваться; вырезание пустот ножницами, также из-за тонкости металла.

16 слайд к какому пришли выводу по окончании изготовления наглядного пособия.

Среди многих работ с металлом чеканка по листу представляется наиболее приемлемой в средней школе. Этот способ по сравнению с другими более прост и доступен учащимся как городских, так и сельских школ. Он не требует сложных приспособлений и редких инструментов. Однако при всей доступности искусство чеканки по листу обладает достаточным запасом сложности, позволяющем успешно работать не только с обучающимися начальных классов, но и с подростками и со старшеклассниками.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования»
Опубликовано: 19 марта 2020 в 13:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Лобанова Олеся Алексеевна (УИ 1640819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД