Шелехова Ольга
Методическая разработка конспекта занятия по окружающему миру в средней группе «Вода-водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе
«Вода – водичка».
Современные образовательные технологии:
• Технология исследовательской деятельности (экспериментирование, использование проблемной ситуации).
• Здоровьесберегающие технологии (подвижная игра, физминутки).
Публикация «Методическая разработка конспекта занятия по окружающему миру в средней группе „Вода-водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Технология развивающего обучения.
Выполнила: воспитатель
Шелехова О. А.
Санкт-Петербург
2019
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)
Интегрируемые образовательные области:
- речевое развитие (ответы на вопросы, прослушивание стихотворений)
- физическое развитие (физкультминутки, подвижная игра)
-социально-коммуникативное развитие (развитие общение, нравственное воспитание)
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: совершенствовать представления детей о значении воды для человека и всей живой природы.
Задачи:
Обучающие:
• Обобщить, уточнить знания детей о свойствах воды: течет, без цвета, без запаха, без вкуса.
• Закрепить знания детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую, кипяченую воду.
Развивающие:
• Развивать и активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с воспитателем.
• Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, формировать диалектическое мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран, бережно относиться к живой и неживой природе.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» К. Чуковского «Мойдодыр», Федорино горе»,
2. Рассматривание и чтение детской энциклопедии,
3. Беседа о воде,
4. Рассматривание иллюстраций о воде,
5. Наблюдение за водой, снегом на прогулке,
6. Опыты со снегом, льдом (превращение их в воду).
7. Заучивание стихотворений.
Оборудование и материалы: вода, соль, сахар, стаканчики, трубочки, молоко, сок, снег, лед.
План НОД.
I. Вводная, организационная часть.
(мотивация)
II. Основная часть.
а) Формулирование исследовательской задачи вместе с детьми.
б) Чтение стихотворения о воде.
в) Беседа «Где живёт вода?»
г) Беседа с элементами исследовательской деятельности: «Кому нужна вода?»
д) Рассказ воспитателя «Откуда берётся вода в кране?»
е) Подвижная игра «Тучка и капельки».
III часть. Экспериментирование.
IY. Заключительная часть. Рефлексия.
Ход НОД.
I. Вводная, организационная часть.
(мотивация)
Воспитатель с детьми на ковре. Звучит музыка шума дождя.
Воспитатель: Дети, послушайте, что вы слышите?
Ответы детей: это дождь.
Воспитатель обобщает ответы детей: Да-это вода шумит. У нас будут необычные задания, а какие вы узнаете, отгадав мои загадки:
Загадки.
1. Я умею разливаться,
Мною можно умываться
В кране я живу всегда
А зовут меня ….(вода)
2. Он всюду, в поле и в саду
А в дом не попадет
И никуда я не пойду,
Покуда он идет (дождь)
3. На дворе - горой, а в избе - водой (снег)
II. Основная часть.
а) Формулирование исследовательской задачи вместе с детьми.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде, узнаем, где она живет, какая она бывает, кому нужна вода, и зачем она нужна. О воде написано много сказок, рассказов, песен, загадок, стихов. Послушайте стихотворение о воде.
б) Чтение стихотворения о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а сегодня вы видели воду? Где видели? Какую воду видели?
(ответы детей)
в) Беседа «Где живёт вода?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам глобус. Это модель нашей планеты, на которой мы с вами живем. Наша планета называется Земля. Обратите внимание, каким цветом закрашена наша планета.
Дети: Зеленый цвет – это леса, желтый – это пустыня, голубой – это моря, океаны, реки и озера. (Воспитатель помогает и уточняет ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какого цвета больше на глобусе?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Да, голубого цвета больше. Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.
Воспитатель: Ребята, где же живет вода?
Дети: В морях, океанах, в реках.
Воспитатель: А еще где живет вода?
Дети: (если дети затрудняются ответить на вопрос, то воспитатель помогает)
Воспитатель: Вода еще живет под землей. Под землей тоже есть реки и озера. Но мы их не видим, так как они очень глубоко прячутся.
г) Беседа с элементами исследовательской деятельности: «Кому нужна вода?»
Воспитатель: Дети, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода?
Дети: Для питья, для приготовления еды, для мытья, стирки, для уборки, и полива цветов.
Для некоторых животных вода – это дом.
Воспитатель: Для каких животных вода – дом?
Дети: для рыб, дельфинов, китов, тюленей и т. д.
Воспитатель: Вода – очень ценный продукт, без воды человек может прожить только 3 дня, а без еды несколько недель.
Ребята, а сегодня вы с водой встречались?
Дети: Да. Утром умывались (вода была в кране). Пили напитки, приготовленные из воды.
Воспитатель: Откуда же вода появилась в кране? Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет и не кончается.
д) Рассказ воспитателя «Откуда берётся вода в кране?»
Чтобы вода попала в кран, много людей принимали в этом участие, много сил и времени потратили на это. Вода в кран поступает из подземной реки, которую мы не видим. Люди направили воду из под земли по трубам в дома, квартиры. Чтобы вода была чистой, люди построили очистительные сооружения, проходя через них вода становиться чистой и без микробов.
Воспитатель: Ребята, какая вода течет из кранов? Сколько всего кранов?
Дети: Два. Горячая и холодная.
Правильно, вода горячая и холодная. А еще вода в кранах пресная. Это для вас новое слово. Давайте повторим – пресная. А вот в морях и океанах вода соленая. Почему? Потому, что в морях и океанах много соли и немного попозже я вам покажу, как вода превращается в соленую. Пресной воды для питья остается все меньше и меньше, так как засоряются водоемы, реки и вода становится непригодной для питья. Мы плохо бережем воду.
Воспитатель: Как ее надо беречь?
Дети: Когда помылся – закрывать кран. Не засорять реки. Не сбрасывать в реки мусор.
Воспитатель: Да ребята надо правильно пользоваться водой, надо следить, чтобы краны с водой были плотно закрыты. Чтобы мы не забывали, что надо всегда закрывать кран после умывания. Не засорять реки мусором.
е) Подвижная игра «Тучка и капельки».
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы – капельки, мои детки.
(Мама-тучка отправляет их гулять на землю – дети кружатся, танцуют;
Стало им скучно по одной бегать, потекли они ручейками – по несколько человек;
Потом ручейки стали большой речкой – строятся в цепочку;
Плывут капельки и попадают в большой океан – делают круг
Маме-тучке стало скучно одной и она позвала их к себе.
(Через физминутку кратко воспитатель объясняет понятие «Круговорот воды в природе».)
III часть. Экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, вы наверное слышали, что о воде говорят, что она волшебная. Во что же она умеет превращаться? Мы сейчас с вами это узнаем.
Но в начале мы узнаем, какая же вода?
1. В стакане у меня вода. Как вы думаете, вода имеет форму? Давайте посмотрим. (наливаем воду в стакан, блюдце и т. д). Вода не имеет формы. Она течёт, разливается, переливается и принимает форму того сосуда, в которой ее наливают.
1-е свойство – она не имеет формы
2. На подносе 2 стакана: с водой, и с молоком. В обоих – чайные ложки. Ребята это вода, это молоко. В каком стакане мы видим чайную ложку? В стакане с водой, значит вода прозрачная, бесцветная.
2-е свойство воды – она прозрачная
3. Вода пахнет?
3-е свойство - нет запаха.
4. Есть ли вкус у воды?
На столе в стаканах вода.
Дети пробуют через соломинку. У воды нет вкуса.
4-е свойство – она безвкусная
5. А мы можем изменить вкус воды? Можем! Потому что вода имеет свойство – растворять! Мы сейчас узнаем.
а) кладем сахар – растворился. Пробуем – сладкая.
б) кладем соль – растворилась, пробуем – соленая.
в) кладем заварку -меняет цвет.
г) кладем зёрна -впитывает.
5-е свойство – вода растворяе некоторые вещества, меняет цвет, впитывает
6. Воспитатель показывает лёд а стакане. Что будет со льдом, если мы оставим снег в группе? – растает, потому что – тепло.
А если вынесет эту воду на улицу? – замерзнет и превратиться в лед.
6-е свойство – вода может сжиматься и превращаться в лёд при температуре ниже 0 градусов.
IY. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель показывает картинку с изображением девочки с грязным лицом и руками.
Воспитатель: Как ей помочь? (обращает внимание детей на нее и просит привести ее в порядок. (ответы детей)
Девочку умыли.
Стихотворение: Она без запаха, вкуса и цвета
И всеми учеными признано это.
С любого грянули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря.
А то пройдет немало лет
И нет водицы, нет-нет-нет.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить эксперименты с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: Какими же свойства есть у воды?
Дети: Вода прозрачная, не имеет формы, может растворять некоторые вещества: без запаха, без вкуса, вода может сжиматься и превращаться в лёд.
Воспитатель: Сможем ли мы жить без воды?
Дети: нет (перечисляют, почему)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше исследование воды. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного об этом важном веществе, необходимым для всего живого на нашей планете.