Ольга Чичкова
Методическая разработка конспекта ОД по социально-коммуникативному развитию с использованием кейс-технологии (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» с использованием кейс-технологии на тему: «Помощь идет»
(старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
• Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Публикация «Методическая разработка конспекта ОД по социально-коммуникативному развитию с использованием кейс-технологии (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• Закрепить умение детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетами игр; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.
• Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
• Формировать представления о том, как вести себя в трудных и конфликтных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.
ОО «Речевое развитие»
• Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.
• Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе. Активизировать словарь по теме словами: рыболовные снасти, прорубь, улов, экстремальная ситуация, взаимовыручка.
• Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.
Используемые технологии: кейс-иллюстрация.
Содержание занятия
Материалы: портрет Б. Житкова; книга с иллюстрациями, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Рыбалка»: льдины, рыболовные снасти, удочки, рюкзаки, бинокль.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах. Его зовут Борис Степанович Житков.
Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей. Именно здесь, на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека.
КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему: «Помощь идет»
I этап
Мотивационный
В: - Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других. О храбрости и трусости написаны «Морские истории».
Сейчас я вам прочитаю его рассказ «На льдине». А почему произведение так называется, вы узнаете из содержания рассказа, так что внимательно слушайте.
Дети проявляют внимание.
II этап
Ознакомительно - аналитический
Воспитатель читает детям первую часть рассказа, затем показывает первую иллюстрацию.
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:
- Довольно, пора по домам.
Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!
Все вскочили, забегали.
- Почему нас качает? - закричал Володя.
А отец крикнул:
- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
- Оторвало, оторвало!
А кто-то крикнул:
- Пропали!
Володя заплакал.
Проблема.
- Посмотрите на картинку и расскажите, что произошло в рассказе.
Рыбаки поехали далеко в море по льду и наловили много рыбы. Но ночью льдину оторвало и понесло в море.
- О ком вы узнали из рассказа?
О мальчике Володе и его папе Андрее, он рыбак.
- Каким в рассказе показан папа Володи?
Смелым, но осторожным, внимательным. Он предлагал рыбакам поехать домой, но его не послушали. А ночью он первым почувствовал беду.
- Как повел себя мальчик? Что он чувствовал?
Мальчик испугался.
- А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?
Мы бы не плакали. Но было бы страшно. Я бы вызвал МЧС. Я бы ждал корабля.
III этап
Организационно - поисковый
- Так почему рыбаки попали в беду?
Они не послушали совет Андрея и остались ночевать на льду, а это опасно.
- Как вы думаете, что было дальше?
Рыбаков спасли сотрудники МЧС. Льдина приплыла к берегу. Все спаслись. Рыбаки могут утонуть.
IV этап
Презентационный
- Давайте узнаем, чем закончился рассказ.
Воспитатель читает детям вторую часть рассказа, затем показывает вторую иллюстрацию.
Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:
- Самолёт! Самолёт!
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.
- Посмотрите на картинку, все ли хорошо закончилось в рассказе?
Да, рыбакам сбросили с самолета еду, а потом спасли на пароходе.
- Что сделали рыбаки для того, чтобы спастись?
Смотрели, не идет ли корабль, поставили яркий красный флаг из одежды.
- Кто догадался поставить флаг? Для чего?
Папа мальчика. Чтобы подать сигнал самолету или кораблю.
- Все рыбаки вели себя смело или нет?
Всем было страшно, но Андрей не растерялся, придумал, как подать сигнал.
- Что надо было сделать, чтобы беды не случилось?
Не ночевать на льду. Нельзя рыбачить в море на льду, а то можно утонуть или уплыть на льдине в море.
- А как надо вести себя в опасной ситуации?
Надо быть смелым, помогать слабым, искать помощь, нельзя ничего не делать и плакать.
V этап
Итоговый
- Давайте подумаем, что могло произойти с рыбаками, если бы они не заехали далеко в море.
Они могли вернуться днем, не ночевать, привезти домой большой улов.
- А что было бы, если бы папа Володи растерялся и стал бегать и кричать, как остальные?
Кто-то другой мог помочь другим рыбакам. Рыбаков могли не увидеть с самолета, если бы папа не повесил флаг. Или их бы нашел другой пароход и спас.
- Папа мальчика заботился только о себе?
Он заботился обо всех рыбаках на льдине.
Нравственный урок:
- Поэтому в опасной ситуации надо постараться не паниковать, а подумать, как помочь другим и спастись самому. Нужно выручать друг друга, думать не только о себе. Ведь, как считал писатель, написавший рассказ, Борис Степанович Житков, «только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других».
Дальнейший ход занятия.
- Ребята, вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим, как вы умеете дружно играть.
Давайте покажем в игре то, что случилось на рыбалке. Напомните мне, пожалуйста, как надо вести себя во время игры (ответы детей). Выберете себе значок той игры, в которую вы хотели играть.
Игровые действия детей до происшествия.
«Рыбалка» — рыбаки готовятся к рыбалке: Собирают рыболовные снасти, продукты, одежду. На льдине делают проруби, запускают сети, складывают рыбу в кучи.
«Семья» — помогают собираться рыбакам, провожают их на море, готовят обед, убирают, посещают парикмахерскую, гуляют с детьми на берегу моря.
«Строители» — конструируют спасательный корабль, внутренние салоны, используя схему.
«Парикмахерская» — встречает клиентов, делает им прически, стрижки.
«Спасательный корабль» — моряки несут службу.
После происшествия.
«Рыбалка» — рыбаки просят о помощи.
«Спасательный корабль» — спасатели оказывают помощь.
«Семья» — родственники переживают, готовятся к встрече, встречают.
Итог игры.
Звучит радостная музыка.
Воспитатель: Дети, почему звучит такая музыка? (ответы детей)
Как вы считаете, получилась наша игра, похожая на рассказ? (ответы детей)
Если игра вам понравилась, то возьмите красный кружок и положите на красный поднос. Если, вы считаете, что игра получилась не очень хорошо, то возьмите желтый кружек и положите на желтый поднос. А, если вы считаете, что игра вообще не получилась, то возьмите зеленый кружок и положите на зеленый поднос.
Мы сегодня сделали доброе дело. Будьте и в жизни такими же смелыми, ловкими, находчивыми и добрыми.