Валентина Яковлева
Сценарий мероприятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка мероприятия по развитию речи в старшей группе.
Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»
Цель: (5+) Знакомить со сказками других народов. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина, в сокращении, характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Публикация «Сценарий мероприятия по развитию речи в старшей группе, Обучение рассказыванию, Нанайская сказка „Айога“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
(6+) Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогической речи. Совершенствовать умение пересказывать, драматизировать.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
2. Расширение лексико – грамматических возможностей.
3. Продолжать применять в речи образные выражения, сравнения.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к художественной литературе.
2. Поощрение желания помочь, сопереживать.
3. Формирование способности к коллективному анализу.
4. Закрепление умения отстаивать свое мнение.
5. Воспитание у детей навыка коллективной работы, закрепление у них уверенности в том, что общий результат зависит от каждого.
Развивающие :
1. Активизация и обогащение словаря детей
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания.
4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.
Коррекционно-развивающие :
1. Увеличение прочности удержания предъявленного для запоминания материала.
2. Увеличение объема слухового и зрительного внимания и памяти.
Здоровье - сберегающие:
1. Профилактика нарушения зрения и осанки.
Оборудование и материалы: презентация сказки, компьютер, игрушка солнышко, запись музыки, листы бумаги, зеркала, элементы костюма, таз, оригами «гусочка».
Методы и приемы: показ сказки - презентации, чтение стихотворения, дидактическая игра, беседа, инсценировка, физминутка.
Работа по закреплению пройденного материала: чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов; беседа о хороших поступках; игра «Назови лишнее», чтение поговорок о доброте.
Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Предварительная работа:
Чтение сказок зарубежных авторов, просматривание иллюстраций к сказкам, разучивание физминуток с использованием бумаги, рисование по прочитанным сказкам, оригами.
Ход мероприятия.
1. Игра «Приветствие»
Звучит спокойная музыка и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.
Доброе утро! – птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло –
Доброе, ласковое, нежное!
В: - ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: («Доброе утро, Алиночка! Доброе утро, Платоша!»).
В: - Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)
Доброе утро, детки! (разводит руками в стороны)
Все: Доброе утро!
В: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.
2. Беседа
В: Дети, вы любите сказки? (Да, любим)
В: Я тоже очень люблю сказки. Мы с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете? («Колобок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и т. д.). В: Молодцы, много сказок знаете. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной очень интересной сказкой. А пока немного разомнемся.
3. Слушание сказки «Айога».
В: Возьмите зеркало, слушайте и выполняйте задание:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу,
Всех я краше, погляжу!
В: - Ребята, а вы любите смотреть на себя в зеркало? Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
- Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.).
В: Да, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Хотите узнать, какая? Тогда давайте послушаем нанайскую сказку «Айога», про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
- Нанайцы – народы Севера. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие. Занимались они в основном охотой и ловлей рыбы. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. (слайд)1.
4. Беседа.
- Ребята, вам понравилась история о девочке?
- Это сказка или рассказ?
- Эту сказку можно назвать волшебной?
- Какое волшебство в ней происходит?
- Как звали девочку в сказке? вместе (А Й О Г А)
- Айога какая она? (ленивая, хитрая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не
внимательная к людям).
- Чем Айога занималась все время?
- Почему она стала ленивой?
- Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая)
- Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Алгоритм диалога.
- Кто помог матери? (Соседская девочка.)
- Мама поступила по справедливости?
- Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему?
- Вам понравилась соседская девочка?
- А какой она была? (доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. - Как проучили Айогу? Алгоритм диалога.
- Кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
- Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»? (соседской девочке).
- Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в хорошую девочку? (доброй, вежливой, ласковой, внимательной).
- А в наше время встречаются люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?
- В этой сказке девочка Айога превратилась в гусыню. А что может случится с таким человеком в реальной жизни? (такого человека ждет одиночество). - Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи. (ответы детей) "Жизнь дана на добрые дела", “Не одежда красит человека, а его добрые дела”; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. ”; "Всякий человек в деле познаётся. ”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя”; "Труд кормит, а лень портит”; «Лениться да гулять - добра не видать». Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества?
- Чему учит эта сказка?
5. Физминутка.
Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы построим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
6. Инсценированные сказки.
- Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. (мать. Айога, соседская девочка).
7. Разминку для рук: (проводит один из детей)
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги.
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и в коробку всё кладем.
8. Сюрпризный момент.
В коробку собрать мятую бумагу. Чудо. На дне коробки находятся гусочки. - Таких гусочек мы научимся делать позже по схеме, путем складывания бумаги, по -другому это можно назвать - оригами.
- Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу. Подарок гостям.
- Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки, и я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки Айоги.
9. Домашнее задание.
- Дети, придумайте каждый из вас продолжение сказки, только со счастливым концом.
Список используемой литературы:
1. В. В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий.
2. Г. А. Любина Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Асвета, 1999.
3. Л. Е. Кыласова «Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста», сост. – Волгоград: Учитель, 2007.