Лучший педагог года

Методическая разработка на тему: «Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей»

Ирина Калачева
Методическая разработка на тему: «Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей»

«Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей».

Калачева Ирина Викторовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №102

Художественная литература является основой нравственного, умственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, а также оказывает огромное влияние на развитие речи детей.

Публикация «Методическая разработка на тему: „Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей“» размещена в разделах

«Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе, они умеют слушать, сосредотачиваться на определённом занятии, хорошо говорят» Л. Н. Зеленцова.

Художественная литература помогают познать жизнь, мир чувств и взаимоотношений людей, заставляют детей думать, переживать, радости и горести героев. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциональный мир, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно с этим не согласится, ведь художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи. (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Е. А. Флерина Л. М. Гурович и др.). Художественная литература входит в жизнь человека, чуть ли ни с первых лет его жизни. Однако вначале, для осмысления литературных произведений, детям нужна помощь взрослого. Только так ребенок начинает понимать идеи произведения его чувства, строй мысли, начинает различать некоторые формы литературных произведений. Устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от взрослого, от правильного умения преподнести данное произведение ребенку.

Поэтому немаловажное место отводится тем методам и приемам, которые будут использоваться в работе. Задача взрослого так организовать свою деятельность, чтобы сформировать у детей тягу к книге, любознательность, желание рассматривать иллюстрации, умение слушать, слышать, понимать, то что вы хотите донести до сознания ребенка.

При ознакомлении детей с художественной литературой важно знакомить их с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.

Методы и приемы ознакомления детей с произведением.

Словесные методы - являются самыми распространенными при ознакомлении детей с художественными произведениями.

1. Чтение по книге или наизусть. Чтение - дословная передача текста - один из основных методов. Небольшие произведения взрослый читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

2. Рассказывание. Рассказывание- это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами.

3. Беседа по содержанию произведения. Чтобы развить аналитическое мышление углублять понимание текста и осмыслить произведение эффективным методом является беседа по произведению. Ребенку задаются вопросы по содержанию текста.

4. Заучивание наизусть. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям (в младшем возрасте).

Некоторые практические методы :

1. Инсценирование. Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии. Вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений: выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, перевоплощаться в образ, верить в условность происходящего.

2. Игры-драматизации.

3. Театрализованные игры. С использованием разных видов театра (настольный, пальчиковый, и т. д.)

Наглядный метод :

показ иллюстрации, картинки, игрушки

Прием - рассматривание иллюстраций в книге, является усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию. Иллюстрация (рисунок, относится к определенной части текста, поясняет какой-то момент, дети, охотно рассматривают их, с интересом о них говорят. Однако следует не забывать о том, что познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность, если детям неизвестен соответствующий ей литературный текст. Необходимо формировать умение внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них знакомых героев книг и т. д. Этому способствуют вопросы: что, кто это? Что делает? Что у него в руках? Какого цвета? А у нас есть мячик? Детям 4-5 лет можно предлагать угадать, к какому произведению эта картинка. Начиная с 5-6лет, детям задаются вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, выборочно прочитать эпизод, в котором описывается, сюжет изображенный на рисунке. В этом случае осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией. А также рассматривая книги, не лишним будет активизировать в речи ребенка такие слова как: страница, лист, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница и т. д. Таким образом, формируется не только интерес к книге, но и правила обращения с ней.

Однако не стоит забывать о важной задаче— научить детей понимать и воспринимать художественное произведение на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение детей на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением может тормозить развитие художественного восприятия, мешать его усвоению. Все это еще раз напоминает о правильном, применении наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.

Основой ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение взрослого. Оно помогает усилить или уменьшить влияние произведения на детей, поэтому данный метод требует от взрослого серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух. Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала, нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (иллюстрация или кадр презентации и т. д.)

Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания текста, помочь запомнить произведение, глубже пережить его в целом.

Основой ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение взрослого. Прием выразительность чтения- заключается в его эмоциональной насыщенности. Первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Оно помогает усилить или уменьшить влияние произведения на детей, поэтому данный метод требует от взрослого серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух. Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала, нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (иллюстрация или кадр презентации и т. д.)

Прием - повторность чтения- чтобы достичь наиболее глубокого восприятия детьми, предотвратить забывание. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить сразу же еще 1-2 раза. После первого прочтения дети обычно находятся под впечатлением услышанного, они готовы прослушать, заинтересовавшее произведение еще раз. Взрослый поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично. (В младшем возрасте произведения, с которыми знакомят детей включают в себя: потешки, шутки, прибаутки, песенки, короткие стихотворения, не большие по размеру сказки, которые нужно чаще повторять). Е. А. Флерина рекомендовала новые рассказы давать реже, повторные – чаще и в течение месяца повторить весь материал несколько раз.

Приемов, способствующий лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые. Например: Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?

Дополнительные приемы, которые усилят эмоциональное воздействие произведения - показ иллюстрации, картинки, игрушки, элементы инсценирования, движения пальцами или руками (в младшем возрасте эти приемы употребляются чаще); используются словесные приемы - напоминание сходного случая из жизни, в старшем возрасте вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме, взрослый задает вопросы: кто тебе больше всех понравился? Почему? и др. Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово или фразу, осмыслить ситуацию. Так мы вовлекаем детей в активную работу над языком произведения. Только не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма, новые слова объясняются до чтения. В возрасте 6-7 лет нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, фразеологизмы, сравнения).

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие ребенка в будущем. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой на тему «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Путешествие в страну слов» для старших дошкольников Тема: Путешествие в страну слов Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Содержательные компоненты образовательных областей: «Социально.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) 2018г. Разработала: Савосина Я. Н.

Методическая разработка лектория для родителей на тему «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» Методическая разработка Лекторий для родителей на тему: «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» Разработал воспитатель: Башкирева И. В.

Методическая разработка на тему «Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе» Подготовила: Тадтаева З. Э МБДОУ Детский сад №35 г. Крымск Готовность ребенка к школе это комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен.

Методическая разработка нетрадиционного собрания для родителей «Кукольный театр — это волшебный край» Кукольный Театр - это волшебный край Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Мерзлякова.

Методическая разработка. Приемы развитие фантазии и воображения Приемы развития фантазии и воображения. Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что.

ООД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой «Стихотворение Я. Акима «Мама» (вторая младшая группа) Стихотворение Я. Акима «Мама» Задачи: - вызвать радостный эмоциональный настрой, - помочь выразить свое отношение, любовь к маме через.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с художественной литературой ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Сентябрь Тема недели: Осень. 3 – 7 сентября Понедельник Чтение.

Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка на тему: «Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой для родителей»
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 22:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД