МААМ-картинки

Методическая разработка «Определение последнего (гласного) звука в слове» для детей с ТНР (5–6 лет)

Булах Маргарита Станиславовна
Методическая разработка «Определение последнего (гласного) звука в слове» для детей с ТНР (5–6 лет)

Методическая разработка на тему :

«Определение последнего (гласного) звука в слове»

для детей с ТНР (5-6) лет

Аннотация.

В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности многочисленную группу составляют дети с недостаточным развитием фонематического восприятия.

Публикация «Методическая разработка „Определение последнего (гласного) звука в слове“ для детей с ТНР (5–6 лет)» размещена в разделах

В дальнейшем, в процессе школьного обучения у детей возникают дисграфические и дислексические ошибки. Одна из самых распространенных-пропуск гласных на письме. Это объясняется тем, что дети, как правило, не умеют определять границу, где заканчивается один звук и начинается другой (гласный не отделяется от согласного). Предлагаемая методика помогает решить эту проблему.

Основная идея методики заключается в том, что дети учатся выделять последний звук в слове с опорой на яркий зрительный образ и артикуляцию гласного.

Теоритические основы методики опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, анализ методической литературы по проблеме, а так же авторских методик по развитию фонематического восприятия Е. В. Колесниковой, О. С. Гомзяк.

Новизна методики заключается в возможности гибкого использования: педагогами в ДОУ и родителями дома, а также наличием для ее реализации авторского приложения.

Выводы:

1. Правильно организованные занятия с использованием данной методики способствуют развитию фонематических процессов у детей и как следствие – профилактике дисграфических ошибок.

2. Данная методика позволяет значительно снизит количество дисграфических ошибок у детей не только в начально школе, но и в среднем звене.

3. В результате занятий дети овладевают навыками звуко-буквенного анализа, что способствует плавному переходу к правильному и осмысленному чтению.

4. Методическая разработка помогает совершенствовать психические процессы: память, внимание, мышление, а не только речевые навыки.

Для развития фонематического восприятия и навыков звуко-буквенного анализа необходимо научить дошкольников определять в слове последний звук, правильно его называть, что в дальнейшем исключит пропуск гласных на письме. Очень часто дети затрудняются выделить последний звук в слове, если он гласный. Например, в слове девочка называют [к] вместо [а], солнце [ц] вместо [э] и т. д. Это объясняется тем, что дети не слышат и не чувствуют границу, где заканчивается согласный звук и начинается гласный. Особенно трудно почувствовать эту границу, если гласный следует за так называемым «взрывным» согласным : ба, ту, ко, го и т. д.

Предлагаемая нами методика помогает решить эту проблему.

Детям предлагается картина с изображением девочек-певиц.

1. Логопед привлекает внимание детей к артикуляции каждого гласного звука.

Аня широко открыла рот и поет звук А.

Ира улыбается и поет звук И.

Плакса опустила уголки рта вниз Ы.

Уля губки вытянула в трубочки, получается звук У.

Оля губки вытянула, как овал, поет О.

Эля растянула губы в стороны, получился звук Э.

2. Ребенок перед зеркалом уточняет артикуляцию каждого звука и повторяет за логопедом.

3. Логопед показывает картинку и предлагает ребенку послушать как произносится слово. Например, зима. Логопед произносит слово, утрируя последний звук : зима-а-а. Ребенок повторяет за логопедом и показывает на рисунке, какая певица артикулирует так же как и он. Рот широко открыт, значит, это Аня, следовательно она поет А. В слове зима последний звук А.

«Кенгуру – у – у». Ребенок произносит и показывает на певицу Улю, которая вытянула губы в трубочку. Значит в слове кенгуру последний звук У.

Таким образом, прорабатываются любые слова, оканчивающие на гласную.

Важно научить ребенка тянуть последний звук и сравнивать свою артикуляцию с артикуляцией девочек на схеме.

Спустя некоторое время при регулярных занятиях, ребенок сможет без труда напечатать слоги типа: ко, ту, ба и др. А затем слова : кот, суп, бок и другие, не пропуская в них гласную.

Затем идет черёд двусложных слов типа : муха, рыба, луна, а потом и трехсложных: работа, бабушки и др. Выбирайте слова, которые слышатся и пишутся одинаково и обязательно делайте звуковой анализ.

Желаем успеха!

Приложение: девочки-певицы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Задачи: -Развивать фонематический слух. -Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). -Активизировать.

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове» Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной.

Методическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 летМетодическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 лет Как организовать музыкально-конструктивную деятельность: "Музыкальный досуг юных инженеров"Цель музыкально-конструктивной деятельности:.

Методическая разработка. Игровое занятие «Дружба». Возраст детей от 4 до 7 лет Игровое занятие «Дружба». Цель: Учить детей строить взаимоотношения с большой группой сверстников, развивать умение общаться легко и непринужденно.

Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины».Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины». «Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методическая разработка «Поделки для детей с ромашковым настроением»Методическая разработка «Поделки для детей с ромашковым настроением» Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток! Сегодня я хочу продолжить ромашковую тему. На сайте мною.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Развивающее пособие «Определи место звука в слове»Развивающее пособие «Определи место звука в слове» Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте. Для того, чтобы обучение проходило успешно,.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в словеТехнологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Определение последнего (гласного) звука в слове» для детей с ТНР (5–6 лет)
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 11:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД