Дериглазова Евгения
Методическая разработка «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение осведомленности педагогов об организации экспериментальной деятельности в ДОУ.
Ход: Упражнение «Объяснялки»
Я попросила детей подготовительных групп объяснить слово. Что это за слово попробуйте догадаться.
- это такая наука
- это когда ты больше узнаешь о чем - то новом
- от этого бывает всякая научная польза
- это химия
- это когда ты что – то взвешиваешь
- там совершаются научные открытия
- там изобретают, а потом испытывают, поэтому там всегда нужен огнетушитель
- это когда ты что – то смешиваешь
Публикация «Методическая разработка „Организация экспериментальной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- это когда ты что – то делаешь с деревом, железом, бумагой, песком
- там делают всякие зелья
- там работают с опасными предметами, спичками, ядом, чтобы узнать что будет
- это интересно.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего семинара?
- «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»
Упражнение «Выбери дистанцию»
На полу расположены цифры от 0 до 3. Вам каждому надо встать на том расстоянии, которое демонстрирует вашу близость или отдаленность к теме семинара.
Объясните свой выбор.
Все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Скажите, пожалуйста, а умеют ли играть дети раннего дошкольного возраста?
- А чем они заняты двухлетки, когда приходят в детский сад?
- Они манипулируют предметами: бросают их, кусают, пробуют на вкус, нюхают, разбирают на части, ломают и т. д.
- Что они делают таким образом?
- Они познают окружающий мир, действуя с предметами.
- Значит, какая деятельность является ведущей у детей в первые три года жизни?
- исследовательская
Исследовательская деятельность соответствует природе ребенка. В первые годы жизни ему свойственно наглядно действенное мышление. Например, для того чтобы ребенок узнал, что такое горячее, ему нужно этот предмет потрогать. В дальнейшем в его памяти сохранится образ о горячем. И в течение первых лет жизни у ребенка накапливаются представления о предметах, и мышление постепенно становится наглядно образным.
Вспомните случай из своего детства, когда после экспериментирования с чем – то ваши знания закрепились прочно и надолго.
-
- Теперь попробуйте вспомнить то, о чем вам рассказывали в детском саду, когда вы были маленькими, в процессе бесед.
-
Значит, для ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Здесь вспоминается китайская пословица «Расскажи мне и я забуду, покажи и я запомню, дай мне это сделать самому и я пойму».
- Так в чем же заключается новизна, актуальность метода экспериментирования?
- Если взять 70 – е годы, то в то время программы дошкольного образования опирались на словесное транслирование информации. Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи знаний детям информационным путем. И в области познавательного развития мы должны прийти к методу эксперимента, как идеальному методу в этой области. Потому что экспериментирование - это деятельность правильной организации, дети в ней становятся субъектами, «активными делателями».
Блоки экспериментальной деятельности :
- Совместная деятельность со взрослым (прогулки, занятия, ответы на вопросы ребенка)
- самостоятельная деятельность в уголках экспериментирования
Направления экспериментальной деятельности :
Живая природа
Неживая природа
Человек
Задачи экспериментальной деятельности
Воспитатели делятся на три группы
Первая группа определяет, какие обучающие задачи решаются в экспериментальной деятельности
Вторая группа определяет, какие развивающие задачи решаются в экспериментальной деятельности
Третья группа определяет, какие воспитательные задачи решаются в экспериментальной деятельности
Этапы проведения экспериментирования
Каждая группа должна выстроить в правильной последовательности структуру занятия по экспериментированию
Д/ З: на основе тематического планирования составить планирование экспериментальной деятельности в своей возрастной группе.
Рефлексия.