МААМ-картинки

Методическая разработка на тему «Семейные традиции чаепития» в подготовительной группе

Мариана Родина
Методическая разработка на тему «Семейные традиции чаепития» в подготовительной группе

Методическая разработка на тему в подготовительной группе

Аннотация: статья знакомит с историей появления чая в России, назначением чая, возникновением традиции русского чаепития, правилами поведения за столом.

Ключевые слова: чайные традиции, способы заваривания чая, чай, семейные традиции.

Задачи:

образовательные: расширить кругозор детей, ознакомить с историей появления чая на Руси и традициями чаепития;

Публикация «Методическая разработка на тему „Семейные традиции чаепития“ в подготовительной группе» размещена в разделах

развивающие: объяснить понятие традиция, поговорить о семейных традициях, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;

воспитательные: воспитывать чувство толерантности, интерес и уважение к людям других национальностей, их культуре, воспитывать чувство любви к своей семье и Родине.

Предварительная работа: чтение (К. И. Чуковский «Федорино горе» «Муха-Цокатуха»; Д. Хармс «Иван Иванович Самовар», беседа о семье, заучивание стихов, отгадывание загадок, аппликация на тему «Чайный сервиз», рассматривание иллюстраций русских художников о чаепитии на Руси;

работа с родителями: оформление уголка генеологическое дерево моей семьи, альбома с рисунками «Наши семейные традиции», изготовление атрибутов к с/р игре «Семья».

Материалы к занятию: сундучок, кукла Незнайка, китайская фарфоровая кукла, самовар, заварной чайник, чашки, блюдца, чай, шишки, колокольчик, термос с горячей водой, мяч для игры, тарелка для листиков чая.

Список литературы:

1. Детская энциклопедия “Я познаю мир” (“Культура”, 2001, с. 362-364.

2. Энциклопедия юного художника, “Педагогика”, 1983.

3. М. В. Гневко. Чай.

4. https://russia.rin.ru/

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал.

Воспитатель: посмотрите ребята, сколько сегодня гостей пришло к нам в детский сад!

Давайте на них посмотрим, улыбнёмся и поздороваемся (дети здороваются).

-Здравствуйте гости дорогие! Гостю почёт, хозяину честь! Удобно ли Вам, всем ли видно, всем ли слышно?

- Ой, ребята, а у нас ещё один гость.

- Кто же это?

Дети: Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте ребята, я к вам давно в гости собирался, я знаю, что вы про меня книгу читаете и знаете какой я весёлый и любознательный малыш! А Знайка мне говорит, что в гости без гостинца не ходят. И вот все коротышки прислали целый сундук с гостинцами, а Знайка ещё сказал, что это загадка, и что вы с ней обязательно справитесь.

Воспитатель: Ну что ребята, давайте посмотрим, что нам прислали коротышки из «цветочного города» (открываем сундучок и достаем и рассматриваем все предметы).

- смотрите ребята, а что это? Достаю и показываю, а дети называют: ЧАЙ, ЧАЙНИК, ЧАШКИ, БЛЮДЦА, САХАР, ШИШКИ.

Незнайка: Ой, а это зачем шишки, вы же не белки и они не вкусные.

Воспитатель: Я думаю, что здесь и правда спряталась загадка.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны все эти предметы?

Дети: Для чая!

Воспитатель: И я тоже думаю, что всё это нам понадобится для чаепития.

- А кто и когда пьёт чай? (подвести ответы детей к словосочетанию семейное чаепитие).

Дети: отвечают (дома, когда гости приходят, и т. д.)

Воспитатель: Дома, в семье.

Незнайка: А что такое семья?

Воспитатель: Ребята, Незнайка не знает что такое семья. Давайте ему расскажем. (дети читают стихотворение «Семья»)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение и трепет,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно!

Но счастливо жить одному – не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры - подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Семья – это когда все вместе, семья – чудесное место для жизни!

- Ребята а ещё есть очень красивое слово, которое живёт только в семье, это

семейные традиции!

- Ребята, кто знает, что такое семейные традиции? (ответы детей)

- Семейные традиции, - это обычные, принятые в семье нормы, манеры, поведение, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

«Красен обед пирогами, река – берегами, а семья традициями

- Ребята, давайте поиграем в игру «Семейные традиции». Подумайте, вспомните, о какой семейной традиции вы рисовали с родителями в наш групповой альбом.

- Незнайка, бери мяч, передавай его детям и называй свою традицию, которая у вас есть в «цветочном городе».

Незнайка: Мы любим путешествовать.

Воспитатель: А мы каждый выходной ходим в бассейн (дети, получая мяч, называют свою семейную традицию).

После игры дети садятся на стульчики.

Незнайка: Ну так о чём вам рассказали предметы из сундучка?

Воспитатель: Я думаю, что Знайка нам хочет напомнить о самой главной семейной традиции в нашей многонациональной стране, это традиция – … ЧАЕПИТИЯ!

- Молодцы!

-(звенит колокольчик, появляется Китайская кукла)

Кукла: Нихау! (здравствуйте на китайском языке).

- Ребята, я прилетела к вам из Китая, ведь родина ЧАЯ – Китай. На китайском языке слово ЧАЙ это «ЧА». Хотите, я вам расскажу историю о происхождении чая?

Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько листьев с чайного куста. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник. А как вы думаете, какую часть растений используют для приготовления чая (ответы детей).

Незнайка: Ну вот ещё собирать по листку, отломал целую веточку и бросил в воду.

Воспитатель: А давайте проведём эксперимент. Нам коротышки прислали чай. Каждый из вас возьмёт одну чаинку и положит в чайник. А я в него налью горячей воды, и посмотрим, что получится. Мы этот чай пить не будем, это опыт! (завариваю чай и

убираю). Пока чай заваривается для эксперимента, давайте посмотрим, что же ещё осталось в сундучке?

Незнайка: Шишки!

Воспитатель: Ребята, и правда, зачем же нам нужны шишки для чаепития? (ответы детей)

- Хотите, я открою тайну? Вношу самовар.

Незнайка: Ой, какая красивая кастрюлька!

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Самовар!

Воспитатель: А для чего он нужен?

Дети: Чай пить!

Воспитатель: С давних времён в России зародилась традиция чаепития. Хотите я вам расскажу, как чай появился у нас в России и как его пили из самовара?*

Незнайка: Да, да очень хотим!

Воспитатель: Однажды к русскому Царю приехал китайский Посол и подарил сундук с сушеной китайской травой. Что это и как эту траву готовить никто не знал. И о чае забыли. Через много лет монгольский Хан предал через русских Послов несколько тюков с сухими листьями, а эти листья ценились на вес золота, бояре пробовали на вкус, жевали, нюхали и им не понравилось. Позвали Послов, которые чай привезли, а те сказали что видели, как эти листики кипятком заливали. И когда Царь попробовал, ему очень понравилось, и чай стал входить в моду. Но чай было дорогое удовольствие и его могли купить только дворяне. Чай пили всей семьёй, выпивали 6-8 стаканов, а на столе стоял большой самовар. Самовар – это истинно русское изобретение. Придумали его на Урале, а сделали его в Туле.

Незнайка: Ну, давайте скорее его включим и будем чай пить, где тут у него шнур?

Воспитатель: А вот, ребята, у старого самовара нет никакого шнура, и электричества раньше не было.

Незнайка: А как же он воду грел?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете? (ответы детей).

- А вот и шишки нам пригодились. Самовар внутри имел трубу, а по широким бокам наливалась вода, в трубу клали шишки и щепки, и поджигали их, и самовар начинал нагревать воду, а угольки поддерживали тепло в самоваре очень долго. Чай разливала хозяйка дома, а если гость больше чай пить не хотел, - переворачивал бокал. К чаю на стол ставили сладости: мёд, варенье и сдобу, пироги, баранки, пряники, калачи, блины. За

чаем было не принято молчать, обязательно разговаривали, решали семейные дела, пели, играли в словесные игры, а вечером сказки рассказывали. (звенит колокольчик)

Кукла: Какие у вас замечательные традиции чаепития, я о них обязательно расскажу у нас в Китае. А сейчас мне пора. Цзай цзянь (по- китайски до свидания). Дети прощаются с китайской куклой.

Незнайка: Ребята, а как же наш опыт? Чай наверно уже зарился?

Воспитатель: Давайте посмотрим (выливаю воду и выкладываю на тарелку листья чая).

-Смотрите ребята, чаинки развернулись и превратились в листочки.

Незнайка: Ой, какие вы все молодцы, как у вас интересно, я столько нового узнал, чт я и не знаю Знайка я или Незнайка?

Воспитатель: Всё знать не возможно. Знания приходят постепенно, если у вас у самих возникает желание всё узнать.

- Что-то гости приуныли, ведь «не красна изба углами, а красна пирогами!» Самовар уже кипит, мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!» (дети говорят поговорки про чай).

- Чай пить – приятно жить!

- С чаю лихо не бывает, а здоровья прибавляет!

- Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает!

- Чай пьёшь – до ста лет проживёшь!

- Выпей чайку – забудешь тоску!

- За чаем – не скучаем!

В нашем детском саду есть традиция : всех гостей чаем угощать! А ребят с Незнайкой угощенье в группе ждёт.

Родина Марина Анатольевна

воспитатель первой категории

МБДОУ № 136 «Полянка»

город Ульяновск

Публикации по теме:

Мероприятие с родителями «Семейные традиции» в старшей группеМероприятие с родителями «Семейные традиции» в старшей группе Мероприятие с родителями "Семейные традиции" в старшей группе. Цель: Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.

Методическая разработка беседы в подготовительной группе на тему «Пожар в квартире»Методическая разработка беседы в подготовительной группе на тему «Пожар в квартире» Методическая разработка. Беседа в подготовительной группе на тему: «Пожар в квартире» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему «Весенняя полянка»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему «Весенняя полянка» Методическая разработка образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему «Весенняя полянка» Приоритетная образовательная область.

Методическая разработка по формированию математических представлений для детей подготовительной группы Хочу познакомить со своей работой по изготовлению математической рабочей тетради для подготовишек. Каждый ребенок ищет приключений, каждый.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Издательский дом» Сюжетно-ролевая игра «Издательский дом» Цель. Способствовать творческому использованию в сюжетно-ролевой игре представлений о работе издательского.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка на тему «Семейные традиции чаепития» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 января 2024 в 10:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД