Кулакова Ольга владимировна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
Целевая аудитория: Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста со вторым уровнем речевого развития при ОНР.
Оптимальное количество детей в подгруппе-10-12 человек. Каждое упражнение или игру не стоит проводить более 3-5 раз.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР „Мебель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
После каждого этапа работы педагог должен убирать из поля зрения детей с использованные пособия. Это диктуется особенностями состояния внимания детей с речевой патологией.
В ходе занятия осуществляется интеграция пяти образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственно-педагогическая идея занятия
Дети с ограниченными возможностями здоровья-особенные дети.
Главной нравственно-педагогической идеей при проведении занятия является привитие детям с ОВЗ ощущения собственной значимости и ценности, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, осознания своих возможностей, преодоления коммуникационных барьеров
Цель занятия
Расширение и конкретизация представлений детей о мебели, развитие речевой активности детей с ОНР, активизация словаря детей по теме.
Задачи занятия
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Образовательные: Расширение представлений детей об истории происхождения мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «Мебель». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (шкаф, кровать, стол, диван, кресло, табурет, комод, сервант, полка, люлька, лавка, сундук, столешница, мягкий, письменный, книжный, детский, деревянный, пластмассовый, вырезает, вешает, покупает, спит). Образование однокоренных слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствование грамматического строя речи.
Закрепление навыков владения ножницами, привитие интереса к нетрадиционным методикам аппликации и ручного труда
4
Развивающие: Активизация речевой деятельности детей. Развитие связной речи, интонационной выразительности, слухового внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия, памяти и внимания.
Формы и виды деятельности (метод. приемы)
Формы – занятие-развлечение.
Виды деятельности–игровая, творческая, социально-коммуникативная, познавательно – исследовательская, физическая.
Методические приемы – сюрпризный момент, словесные методы, разнообразие содержания предметно-пространственной среды. Просмотр презентации про историю создания мебели. Дидактические игры. Организационные методы – работа в малых группах.
Подготовительная работа
Педагога: Подготовка наглядного и демонстрационного материала и атрибутов, составление презентации.
С детьми: В течение трех дней перед занятием воспитатель предлагает детям журналы с изображением мебели, организует сюжетно-ролевые игры «Мебельный магазин», «Мебельная мастерская», дети выкладывают предметы мебели из счетных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша/
С родителями: Перед началом каждой темы родителям раздаются рекомендации для работы с детьми по теме «Мебель», которые включают в себя задания на расширение словаря по теме, задания на автоматизацию звуков, дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, слоговой структуры слова, задания на развития связной речи, памяти, мышления, зрительного восприятия. (См. приложение 1)
Четырем детям дают на дом стихотворения о мебели для разучивания.
Родители вместе с детьми готовят коллажи «Моя комната», «Какая бывает мебель».
Ресурсы для проведения занятия:
Оборудование:
Мультимедиа или ноутбук
Магнитная доска
Демонстрационный материал:
Карточки для артикуляционной гимнастики
Конверт с письмом от Фиксика
Изображение мебельного магазина
Предметные картинки с изображение мебели
Шапочки-маски с изображение предметов мебели
Конверты с заданиями
Мнемотаблица стихотворения «Мебель»
Схема-таблица описания предметов мебели
Серия сюжетных картинок по рассказу «Ваня»
Изображение яблони
Картинки с красными и зелеными яблоками
Материалы для ручного труда:
Клей, ножницы
Спичечные коробки
Пустая коробка от конфет
Распечатанные на принтере предметы кукольной мебели
Фломастеры или цветные карандаши
Материалы для поощрения детей :
Призовые фишки
Смайлики
Магниты с изображением Фиксиков
6
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
1 этап – организационный.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие дети! Сейчас я задам каждому из вас вопрос. Тот, кто подскажет мне нужное слово, получит смайлик, и пройдет на волшебный коврик. Стол нужен для того, чтобы….
1й ребенок :. Сидеть!
Воспитатель: Кровать нужна для того, чтобы….
2й ребенок:. Спать!
Воспитатель: Шкаф нужен для того, чтобы….
3й ребенок:. Хранить одежду!
Воспитатель: Диван нужен для того, чтобы.
4й ребенок:. Лежать, отдыхать!
Воспитатель: Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?
Дети: Мебель!
В: Молодцы! Все у нас прошли на коврик? А теперь берите каждый свое зеркало, и сейчас мы с вами сделаем веселую гимнастику для нашего язычка!
Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
См. приложение №2 «Артикуляционная гимнастика»
2 этап – основной (усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, коррекционная работа) Сюрпризный момент. Раздается стук, воспитатель выходит и обнаруживает конверт. Читает детям письмо: «Здравствуйте, дорогие дети! Мне нравится ваш сад и ваша группа, и я очень хочу попасть к вам в гости. Если вы правильно отгадаете загадку- я обязательно к вам приду. Подсказываю: я- герой мультфильма.» 7
Человечки очень споро чинят мебель и приборы!
Их не видно, не смотри, ведь они живут внутри.
Нет здесь места мистике, если рядом… (Фиксики.)
Появляется Фиксик-Нолик.
Ф: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Кто я? Правильно, я-Фиксик, а зовут меня Нолик. Мы с Симкой давно хотели попасть к вам в детский сад, поиграть с вами, повеселиться. По дороге на нас напал злой Волшебник. Ему не нравится заниматься, узнавать что-то новое. Поэтому он нас с Симкой не любит. У этого волшебника есть машина времени - и он забрал Симку в прошлое. Давайте совершим туда путешествие, может, мы найдем Симку? А заодно посмотрим, как раньше жили люди.
Воспитатель обращает внимание детей на экран (см. презентацию в Power Point «Как появилась мебель», презентация слайд №2, на мониторе появляется «Машина времени»)
В: Что это, ребята? (ответы детей). Правильно, это «Машина времени» и она приглашает нас отправиться в прошлое.
Фиксик: Нам надо с вами занять свои места в машине времени, закрыть глаза и посчитать от 10 до 0.
Дети под музыкальное сопровождение «отправляются в прошлое».
Ф: - Приготовились. Давайте посчитаем наоборот: 10, 9, 8, 7…. 0. Ух ты, посмотрите, куда мы с вами прилетели?
Воспитатель использует для показа презентации ноутбук или мультимедийное устройство. (Презентация слайд №3)
В: Раз первобытные люди пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди в глухой пещере пожить
Огонь они раздобыли, на нём стали пищу варить.
А ели они руками, и воду пили с ручья,
Одеты не так, как мы с вами-шкурой прикрыты слегка.
8
В: Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.
(Все новые слова проговариваются детьми вслед за воспитателем 1-2 раза)
- Как вы думаете, на чем они сидели, на чем спали? (ответы детей)
- А сидели они на камнях. (Презентация слайд №4)
Камни были холодными, и людям было неуютно на них сидеть. Однажды, когда уставшие охотники возвращались домой, они присели в лесу на БРЕВНО (Презентация слайд№5).
И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот, нагревается.
Но как-то один человек нашел ПЕНЕК в лесу, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному.
Шло время, люди стали строили деревянные дома. Сидеть на бревнах и пеньках в домах было неудобно, и человек придумал ЛАВКУ. Лавки были длинные. (Презентация слайд №6).
Но люди стали жить семьями. Лавки для них стали неудобными. Они были большими, и их трудно было передвигать.
И человек придумал ТАБУРЕТ (Презентация слайд №7)
Но человеку этого было мало. И вот человек прибил с боков табурета дощечки и получился СТУЛ.
А для царей придумали удобный стул-ТРОН (Презентация слайд №8)
Но на этом человек не остановился и придумал КРЕСЛО. На креслах долгое время могли сидеть только цари. Остальные подданные не имели права сидеть в креслах, им разрешалось сидеть только на лавках, табуретах и стульях.
Но человеку нужно было не только сидеть,а отдыхать, спать, есть. На лавках было неудобно спать. Так люди придумали КРОВАТЬ (Презентация слайд №9). На кроватях сначала тоже спали только цари. (Презентация слайд №10)
9
А потом на кроватях стали спать и все остальные люди. А маленькие детки спали в специальных кроватках, подвешенных к потолку - в люльках (Презентация слайд№11). Гораздо позже была изобретена кроватка для детей. Вещи наши прабабушки хранили в СУНДУКЕ (Презентация слайд №12). А потом придумали ШКАФ и КОМОД.
Ф: Какое замечательное путешествие! Как все интересно! Я многое узнал о том, какая раньше была мебель, а вы, дети? Что вы запомнили?
Но только Симки-то там нет. Ой, у меня в кармане лежит какой-то пакет! А в нем записка. Да это же волшебник написал! «Дети должны правильно ответить на все мои задания, и только тогда я отпущу Симку!». И здесь много разных вопросов и заданий! Ох, да вы же не справитесь! И Симка навсегда останется у злого волшебника!
В: Не переживай, наши дети очень умные и справятся со всеми заданиями. А сейчас опять садитесь в машину времени и полетели обратно! 10,9,8,. 0 Ну что, все прилетели? Понравилось наше путешествие?
Ф: А я оставляю вам задания злого волшебника, а сам отправлюсь на поиски Симки! (Уходит)
В: Прежде чем начать выполнять задания волшебника, я предлагаю немного отдохнуть.
Упражнение «Будь внимательным» (Развитие речевого слуха, двигательной активности). Воспитатель предлагает детям встать в круг.
В: Сейчас я буду перечислять названия мебели, а вы будете внимательно слушать. Как только я сделаю ошибку и назову не мебель, а другой предмет, вы должны будете присесть. Слушайте внимательно: стол, стул, кукла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, мяч, комод, шкаф, табурет. Молодцы! Не сделали ошибок!
В: Ну что же, посмотрим, какие задания нам дал волшебник. Берем конверт с цифрой «1». А в этом конверте одно слово- «МАГАЗИН». Давайте поищем в нашей группе магазин.
10
(Дети перемещаются по группе, находят магнитную доску с картинками, на которых изображен мебельный магазин и различные предметы мебели).
В:Ну что же, мы нашли магазин. Что продают в этом магазине? (Мебель)
В: Значит, это какой магазин? (Мебельный)
В: Сейчас мы выберем покупателя с помощью считалки. А я буду продавцом. На ком заканчивается считалка, тот становится покупателем.
Мы приходим в магазин, в магазине нет корзин.
В магазине этом крупные предметы: стол, диван и табуреты,
Шкаф, сервант и стеллажи, что ты выберешь, скажи?
Воспитатель предлагает ребенку выбрать карточку с изображением предмета мебели и, пользуясь схемой, описать этот предмет.
(См. приложение №3 «Схема описания мебели»).
Схема описания:
1. Что это? 2. Как используют?
3. Для какого помещения? 4. Цвет\материал, из которого сделан (-а?
5. Детали, которые есть у мебели? 6. Форма?
7. Как ухаживают за мебелью?
Воспитатель приводит образец рассказа по схеме
Я покупаю шкаф. В него вешают одежду. Он стоит в гостиной. Шкаф коричневого цвета, сделан из дерева. У него есть дверцы. Он прямоугольный. Шкаф протирают тряпочкой от пыли.
А теперь ваша очередь, детки! Если ваш рассказ будет полным, то вы получите вот такую звездочку (фишку).
Ну что, все дети купили себе мебель? (Да).У всех детей есть фишки? (Да)
Это значит, что вы молодцы и отлично справились с заданием!
В: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь написано одно слово: «СТИХИ». Сейчас дети, кому домой давали задание выучить стихотворения, сейчас их нам расскажут. Не забывайте, что стихи нужно рассказывать с выражением.
11
Перед рассказыванием стихов на головы детям воспитатель одевает шапочки-маски с изображением предметов мебели (См. приложение №3)
А сейчас я загадаю загадку, и тот предмет мебели, о котором я загадала загадку, выйдет вперед и прочитает о себе стихотворение.
Загадка 1: У него четыре ножки-на коня похож немножко.
Он, хотя всегда стоит-на себя присесть велит. (Стул)
Выходит ребенок в шапочке стула, читает стихотворение.
Реб: В доме всем служить я рад: я стою, на мне сидят.
Все безропотно терплю, не шатаюсь, не скриплю.
Загадка 2: За ним мы обедаем, пишем, читаем,
Рисуем и в разные игры играем.
Он в нашей гостиной на ножках стоит,
Нарядною скатертью сверху накрыт. Что это? (Стол)
Выходит ребенок в шапочке стола, читает стихотворение.
Реб: У стола хватает дел! Вот какой-то гость подсел.
Вот скатеркой накрывают, и посуду расставляют.
Всех гостей он приютил,за собою усадил.
Всех гостей он угощает, в чашки чаю подливает.
Загадка 3: Оно вроде стула, но мягкое очень.
И есть подлокотники в нем, между прочим.
На нем короли восседали когда-то,
Что это за мебель, узнали, ребята? (Кресло)
Выходит ребенок в шапочке кресла, читает стихотворение
Реб: Кресло каждому знакомо - хорошо сидеть в нем дома
Фильм смотреть или читать. В кресле можно даже спать!
В: С остальными детьми мы тоже сейчас выучим стихотворение, а помогать вам будет вот эта табличка.
Разучивание стихотворения «Мебель» с опорой на мнемотаблицу.
12
(См. приложение №4) (Развитие речеслуховой и зрительной памяти; расширение словаря. Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, образного мышления и речи; преобразование абстрактных символов в образы)
Сейчас мы с вами посчитаемся, и тот, на кого покажет считалка, будет САМ рассказывать стихотворение с помощью нашей картинки (воспитатель выбирает 2-3 ребенка по очереди).
А сейчас мы с вами немного отдохнем и расслабимся.
Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке». (Снятие у детей внутреннего психологического напряжения, создание положительного эмоционального настроя, устранение и усталости).
Я хочу пригласить вас в путешествие. Ложитесь на ковер и представьте, что вы легли на белое пушистое облако. Почувствуйте, как ножки и спинка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Дует легкий ветерок. Здесь, высоко в небе, очень-очень тихо. Давайте потихонечку полежим на облаке. (Секунд 20). А теперь облако везет вас всех назад, в наш детский сад. Слезайте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо всех покатало. Посмотрите, как оно медленно растает в воздухе. Помашите ему ручкой. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Воспитатель достает следующий конверт.
В: А в следующем конверте лежат картинки, на которых изображен один большой предмет мебели, а другой-маленький. Давайте назовем их!
Д\и «Назови ласково» (Преобразование слов в уменьшительно-ласкательную форму)
Большой диван и маленький (диванчик); большой шкаф и маленький (шкафчик); большой стол и маленький (столик,большая кровать и маленькая….(кроватка)
13
-У меня стул, а у тебя? (Стульчик)
-У меня диван, а у тебя? (Диванчик)
-У меня комод, а у тебя? (Комодик)
-У меня полка, а у тебя? (Полочка)
Дидактическая игра «Иностранка» (Совершенствование грамматического строя речи). Воспитатель достает из следующего конверта бумагу, на которой написано слово «ИНОСТРАНКА» и несколько предложений.
В: На этом листе написано слово «Иностранка». Иностранцы –это кто? (Тот, кто приезжает в нашу страну в гости из других стран). А иностранцы хорошо знают наш язык? (Нет). Значит, и говорят они часто как? (Неправильно) Я вам буду читать предложение - а вы должны будете его исправить.
-Я купила красивая шкаф.
-Я купила новую диван.
-Красивый кресло продается в магазине.
-У меня дома стеклянная стол.
-Высокая шкаф находится в спальне.
Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас мы немного отдохнем!
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». (Развитие тонкой моторики, координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря. Развитие речеслуховой памяти).
Вставайте все в кружок. Сейчас я вам прочитаю стихотворение. А вы повторяйте за мной движения.
Раз, два, три, четыре, Ходьба на месте
Много мебели в квартире. Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое В шкаф повесим мы рубашку, название мебели
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают
14
А когда мы крепко спали, Имитируют сон
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом Ритмично сжимают кулачки
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Имитация «чаепития»
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачок о кулачок.
Пересказ текста с опорой на картинки. (Совершенствование последовательного пересказа теста, формирование грамматически правильной речи, развитие словарного запаса и памяти). В последнем конверте воспитатель находит 4 картинки и помещает их на магнитную доску (См. приложение №5)
Дети, вам сейчас нужно послушать мой рассказ «Ваня», а затем пересказать его по картинкам. (Пересказывают 2-3- ребенка)
"Однажды, когда мамы не было дома, Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко (Картинка №1). Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет (Картинка №2). Когда мама вернулась, то заметила испорченный стол. Мама поругала Ваню и объяснила, что с мебелью надо обращаться аккуратно. (Картинка №3). На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу (Картинка №4). Когда мама с сыном вернулись домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель".
В: Дети, мы выполнили все задания волшебника. Давайте еще раз запустим нашу волшебную машину времени, но сами в нее садиться не будем. Посчитаем 10,9,8. 0 (Презентация, слайд№2)
Раздается сказочная музыка, и в группе появляются Симка и Нолик.
Симка: Спасибо, дети, что вы сделали все задания злого волшебника и помогли нам! И за это мы вам магниты с нашими фотографиями!
15
В: А мы, в свою очередь, тоже хотим вам подарить подарок. Дети, я предлагаю вам сделать его своими руками! Давайте сделаем для Симки и Нолика кукольную мебель.
Детям предлагаем изготовить мебель из спичечных коробков и распечатанных картинок различной мебели. В качестве комнаты, где будет располагаться мебель, предлагаем коробку из-под конфет.
Дети вырезают картинки, наклеивают их на спичечные коробки, и получается красивая гостиная. Дети дарят поделку Фиксикам.
3 этап - заключительный (подведение итогов занятия, рефлексия в отношении успешной деятельности на занятии)
В качестве рефлексии Фиксики предлагают детям назвать предметы мебели, которые они изготовили сами, вспомнить историю ее появления.
1. Миша, скажи, что ты сегодня делал на занятии? Куда мы путешествовали?
2. Аня, что ты чувствовала, когда мы летали в прошлое? Что ты интересного узнала о мебели в прошлом?
А давайте сейчас каждый из вас покажет, понравилось ли ему занятие, и справился ли он со всеми заданиями
«Яблоня».
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – «Я считаю, что сделал всё отлично, я все понял и у меня хорошее настроение, мне очень понравилось занятие»
Красные – «Я не справился с заданием, у меня грустное настроение, занятие было неинтересное».
Симка: Спасибо вам, дети! И за то, что вы выручили меня из рук злого волшебника, и за ваш прекрасный подарок! А теперь я предлагаю потанцевать!
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе занятия дети расширяют и конкретизируют свои знания о мебели, ее происхождении, назначении, свойствах, материалах. Расширяется активный словарь детей.
Закрепляются способы образования однокоренных слов в уменьшительно-ласкательной форме, складываются предпоссылки грамотности, совершенствуется грамматический строй речи, слоговая структура слова. Развиваются навыки связной речи, слухового внимания, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания.
Дети развивают речеслуховую и зрительную память, учатся преобразовывать абстрактные символы в образы и слова.
Обучение пересказу по сюжетным картинкам формирует навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас, тренирует произвольное внимание. Разучивание стихотворений наизусть у детей с ОНР способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, чувства ритма, интонационной выразительности
При реализации блока ручного труда совершенствуется умение применять в работе различные нетрадиционные материалы, сочетая их с традиционными. Развивается художественное воображение.
При проведении занятия следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют склонность к быстрой утомляемости, им свойственна повышенная тревожность. Для устранения этих факторов в занятии проводятся пальчиковая гимнастика, подвижная игра, релаксационное упражнение, смена пассивной деятельности на активную.
У детей с ОВЗ темп выполнения заданий бывает низкий, при неудачах они быстро утрачивают интерес. Поэтому не нужно торопить их. Такие дети часто имеют заниженную самооценку, поэтому в процессе занятия использованы варианты поощрения и стимулирования детей : фишки, призы. Не надо также забывать и про словесную похвалу.
Т. к. у детей снижена память, страдает продуктивность запоминания, то для помощи детям в запоминании была использована мнемотаблица и схема описания предмета.
18
Мнемотаблицы-замечательный метод работы с детьми с нарушениями речи.
Они обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также непосредственно развитие речи, способствуют развитию памяти, мышления, воображения, внимания. А ведь именно эти психические процессы тесно связаны с полноценным развитием речи.
Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент, такой самоанализ может быть организован только добровольно.