Лучший педагог года

Методическая разработка «Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО»

Елена Барабанская
Методическая разработка «Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО»

Национальные культурные практики являются особенным видом детской деятельности, способствующей усвоению и передаче культурных норм и правил, принятых в обществе. Данный вид культурных практик позиционируется как освоение ребенком культурных ценностей, народных традиций, апробация на себе новых, но вместе с тем исконно традиционных видов деятельности на базе своих желаний и интересов. Результатом таких культурных практик становится своеобразный, культурный, личный опыт процесса познания или собственного произведения продукта деятельности на основе культурных ценностей и норм. Национальная культурная практика может постоянно меняться и дополняться по желанию ребенка, поскольку является индивидуальным опытом и изобретением субъекта деятельности, но основным показателем культурной практики является постоянная практическая деятельность, связанная с культурной смысловой нагрузкой.

Публикация «Методическая разработка „Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО“» размещена в разделах

Как известно, развивающая предметно-пространственная среда выступает как один из важных условий развития детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда национальных культурных практик детей старшего дошкольного возраста состоит из 7 организованных центров.

Рассмотрим более подробно каждый из центров культурной практики.

1. «Тыл туhулгэтэ» - центр словесного творчества. Олонхо – это древнейшее эпическое искусство, занимающее центральное место в якутском фольклоре. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю. В центре дети занимаются рассматриванием картин, рисуют героев Олонхо, играют в сюжетно-ролевые игры, организуют инсценировки, сочиняют сказки и рассказы, создают атрибуты по сюжетам Олонхо. Таким образом, центр словесного творчества служит для развития творческой инициативы, фантазирования и самостоятельным освоением древнего эпоса народа Саха. Воспитанники конструктивно взаимодействуют друг с другом: реализуют культурную практику по словесному творчеству, способствуя обогащению различного опыта взаимодействия со сверстниками и приобретая навыки разрешения различных конфликтов в процессе культурной практики.

2. «Силис» (Корень) – центр исследовательской деятельности. С древних времен якуты жили в гармонии с природой. У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Поэтому формирование уважительного отношения к природе – это важный аспект воспитания. В данном центре дети исследуют мир природы путем эколого-исследовательской деятельности.

3. «Туос оhуора» (Берестяной орнамент) – центр культурной практики по организации работы с берестой и другими природными материалами. Центр предназначен для работы поделок из бересты по народной методике, где дети знакомятся с традиционными способами работы из лоскутков кожи, замши, меха и других природных материалов. Природный материал, в основном, береста, которая широко используется в жизни нашего народа. Народные мастера и умельцы славятся своими изделиями из природного материала. Они владеют обработкой бересты и технологией работы с этими материалами, которые унаследовали от своих предков. Эти умения в игровой форме воспитатели-мастера передают детям, если дети устойчиво заинтересовались и желают заниматься. Природный материал широко используется в интерьере игровых и групповых помещений детского сада. Так создаются национальный колорит и комфорт в проживании и переживании родной культуры ребенком.

4. «Куорэгэй» (Жаворонок) – центр культурной практики для игры на музыкальных инструментах. Данный центр учит детей слушать и понимать музыку с учетом их личных интересов и желаний, обучает играм на национальных инструментах : хомус, кюпсюр, джага, барабан, дунур. Самостоятельное сочинение песен и изготовление самодельных музыкальных инструментов повышает интерес и желание детей заниматься в этом центре. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

5. «Бала5ан» (Балаган) – центр культурной практики по играм - драматизациям. В данном центре дети переодеваются в якутские национальные костюмы и перевоплощаются в героев народного эпоса Олонхо. Балаган – это традиционное жилище якутов из бревен.

6. «Оркон ой» - центр культурной практики по настольным играм. В этом центре старшие дошкольники играют в национальные настольные игры : «Хабылык», «Хаамыска», «Тыксаан», «Сонор» и т. д.

7. «Сиэл cуумэ5э» (Конский волос) – центр культурной практики по плетению и изготовлению поделок из конского волоса. Конский волос – экологически чистый и безопасный материал. Дети сами изготавливают такие поделки из шерсти и конского волоса, как массажные шарики, стельки для подошвы, панно на разные темы, сувенирчики, ободочки и. т. д. Этот материал является исконно традиционным видом деятельности в быту и занимал видное место в укладе жизни якутского народа.

В условиях центров для национальных культурных практик дети учатся правильно сформулировать свою мысль, у них появляется умение выражать свои чувства и эмоции, воспитываются дисциплинированность и самостоятельность. Каждый ребенок чувствует себя причастным ко всему происходящему и вступает в общение с другими. Поэтому дети свободно перемещаются по группе, чтобы посмотреть и посоветовать товарищу, прийти на помощь. В конце каждой недели устраиваются творческие выставки и обсуждаются работы детей.

По нашим наблюдениям:

• За день очень активные дети посещают 3-4 занятия в Центрах самовыражения. При выборе ребенок сам чувствует и знает, что ему нужно. Также интересно то, что ребенок сам чередует свою деятельность.

После посещения Центров самовыражения дети с гордостью делятся между собой и воспитателем своими впечатлениями.

Я считаю, что создание развивающей среды хорошо начинать с учета желаний самих детей, используя их творческое воображение. Надо всегда советоваться с ними, относиться к ним как к своему другу. Для создания Центра культурной практики надо всегда учитывать психологический комфорт, т. е. создание условий благоприятного отношения.

Таким образом, осваивая общечеловеческое духовное богатство в своей игровой, продуктивной и другой деятельности, ребенок творчески переосмысливает и перерабатывает это историческое достояние. В итоге складывается самобытная картина субьективного мира ребенка. Ее самобытность является основой для диалога мира взрослых и мира детей.

Публикации по теме:

Проектирование предметно-развивающей среды в группе ДОО в условиях реализации ФГОС до Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная.

Презентация «Организация предметно-игровой и развивающей среды в ДОО» Организации предметно -игровой и развивающей среды в ДО. Механизм поэтапного создания предметно-развивающей среды, соответствующей федеральным.

Организация и планирование культурных образовательных практик в группе детей с задержкой психического развития В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта в практике детского сада появилось такое понятие как культурные.

Организация предметно-развивающей речевой среды для детей второй младшей группы Создание предметно-развивающей среды с целью речевого развития дошкольников является важной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Организация предметно-развивающей среды в рамках реализации программы «От рождения до школы»Организация предметно-развивающей среды в рамках реализации программы «От рождения до школы» Организация предметно-развивающей средыВажнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей и эмоционально.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения .

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для детей 3–4 лет» Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (групповые.

Презентация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» (на примере средней группы)Данная презентация создана для обогащения опыта педагогов по теме развивающей предметно-пространственной среды.

Методические рекомендации по реализации музейной педагогики как элемента культурных практик В тексте ФГОС введен термин «культурные практики». Что это такое? Мне кажется, что культурные практики – это не только и не столько опыт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО»
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 05:13
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД