Получи документы

Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»

Файзуллина Лия
Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»

Цель урока:

Научиться правильно артикулировать гласные и согласные специфические буквы во время исполнения песен на башкирском языке

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок и текстов на башкирском языке, пропеванию особых дикционных оборотов в музыкальных произведениях. Знакомство с башкирскими специфическими буквами

Развивающие:

Развитие певческого, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры. Воспитание осознанного подхода к обучению и добросовестного отношения к труду.

Концертмейстер: Ахметханова Сагида Иршатовна

Публикация «Открытый урок „Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые преподаватели.

аумыыы, хрмтле коллегалар.

Я рада видеть вас на нашем открытом уроке. Тема нашего занятия: «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»

Мы с вами живем в прекрасной многонациональной республике Башкортостан. У нас есть два государственных языка- русский и башкирский В свою программу по вокальному искусству я включила обязательное изучение башкирских народных и авторских песен. Но, к сожалению,время диктует свои правила и большинство детей говорят на русском языке. Поэтому у них возникают определенные сложности с изучением башкирских песен. Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над правильным произношением башкирских специфических букв в тексте песен и применим данные навыки на практике

Сегодняшний урок пройдет с ученицей 3 класса отделения вокального искусства, Файзуллиной Лейсан (в класс входит ученица).

- Здравствуй, Лейсан, я рада видеть тебя на нашем занятии (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание дружеской, доверительной атмосферы) .

2. Объяснение темы.

- Лейсан, сколько языков ты изучаешь в школе? (отвечает)Какой из языков кажется тебе наиболее сложным в плане произношения и грамматики? Когда-то и для меня это был самый сложный язык, поэтому я и решила провести наше занятие по этой теме.

Башкирский язык является довольно древним и своеобразным языком. В фонетическом плане его своеобразие проявляется в том, что из 42 букв алфавита 9 являются исконно национальными. Это такие буквы, как,, ,, ,, ,, .

Гласные в данном языке делятся на такие группы, как гласные заднего и гласные переднего рядов. Гласные переднего ряда,, , э (е) считаются мягкими по произношению. Гласные заднего ряда а, у, о, ы, в свою очередь, являются твёрдыми и, как следствие, имеют твердое произношение.

Далее рассмотрим особенности произношения специфических башкирских звуков, не присущих русской фонетике.

Звук [] является губным переднеязычным звуком и характеризуется достаточной открытостью. Произношение и звучание его главным образом сосредоточено в надгортанной полости. Этот звук можно сравнить с гласным звуком в таких английских словах, как bird

Такой звук, как [] является также губным переднерядным. В начале слова и между согласными он произносится как [у] мягкое, в остальных же случаях он звучит немного тверже, например, как в английском слове throw.

Звук[] является долгим переднерядным гласным звуком. Для его произнесения необходимо, чтобы челюсть была слегка опущена вниз, и при этом кончик языка касался нижних зубов. Этот звук более открытый и долгий, чем русский звук э. Примером может послужить произнесение гласной в английском слове bad.

Далее рассмотрим специфические башкирские согласные звуки.

Звук [] является глубоким заднеязычным звонким щелевым согласным звуком. Он произносится без напряжения, при этом задняя спинка языка и язычок мягкого неба то смыкаются, то размыкаются, создавая тем самым щель, через которую проходит поток воздуха. Этот звук похож на украинский звук г.

Следующий звук[] является звонким межзубным согласным. При его артикуляции язык слегка прижимается передними зубами, и через образуемую щель проходит струя воздуха. Данный звук напоминает звонкий английский звук, образуемый сочетанием согласных th.

Звук [] относится к глубокозаднеязычным смычным согласным. При его образовании язычок мягкого неба как бы касается задней спинки языка.

Согласный звук []- глубокозаднеязычный смычный носовой согласный. При его произнесении струя воздуха проходит не через ротовую полость, а через носовую, встретив преграду из сомкнутых корня языка и язычка мягкого неба. Этот звук отдаленно напоминает носовой согласный звук в английских словах, например, thing.

Звук [] является межзубным глухим звуком. При его артикуляции язык также, как и при произнесении звука [] находится между передними зубами, но не с такой же напряженностью. Этот звук более «шепелявый».

Аналогом башкирскому звуку [] в русском языке можно считать звук [х], только башкирский вариант звука считается гортанным, более легким. Воздух при этом проходит через суженую глотку, и голосовые связки практически не принимают участия в формировании звука.

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Некоторые башкирские специфические звуки образуют именно тот объем в ротовой полости, которй необходим для красивого и правильного звучания Можно представить, что во рту лежит горячая картошка или произнести звук haaa.

-Как ты думаешь,Лейсан,что является наиболее важным при пении (дыхание).

- А знаешь ли ты какое дыхание является правильным? (нижнереберно-диафрагмальное)Или как мы его называем смешанное.

Существует несколько условных типов дыхания: ключичное и нижнереберное, которые являются физиологически неправильными и малопродуктивными в плане пения. Смешанное, которое по мнению многих педагогов и знатоков вокального искусства, является идеально подходящим для пения

- А что такое диафрагма? (мышца живота, которая расширяет и сжимает нашу грудную клетку).

- Верно, продемонстрируешь нам, как нужно правильно дышать?

Дыхательные упражнения.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс».Вдох должен быть энергичным и коротким. Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

Скороговорки:

1. Биш бесй.

Мейес башында биш бесй,

Биш бесйе биш башына

Тшмен мейес ташы.

2. Клс.

Клс кеткелдп кл:

Кемде кргн кгл?

Кркмлнеп киткн Клс,

Кйлнеп киткн Клс,

Ккел клдген кейгс!

Клдген креп кгл,

Клс киннеп кл. (. хмт-Хужа.)

3. Бее геебе ебееке, мг гееке, ее гееге

егеекеме, мг геекеме?

Проговариваются по 2 раза

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

Вокальные упражнения

На каждом уроке мы учимся петь, владеть своим голосом, а что же такое голос? (инструмент).

- Верно, так же как и любой инструмент, он нуждается в настройке. Как же мы его настраиваем? (распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения).

- Все правильно. Сейчас мы ипользуем распевки на башкирском языке на практике:

1. андуас

2. йшерм яулыымды

3. л -д -м

4. е- е-е

5. карасс

6. а-а-а

Для башкирских песен и упражнений характерны распевание одного слога на две и более нот, звуки пентатоники, триоли, квинтоли, мелизмы и украшения, а так же большие интервальные скачки

3. Работа над башкирским текстом в песне «амар ыуайары» сл. А. Игебаева, муз. Р. Хасанова

- Давай вспомним песню «амар ыуайары» которую мы разбирали на предыдущем занятии. О чем она? В чем сложность этой песни?

прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

Цель – отработать правильное произношение текста.

исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

4. Заключительный этап. Подведение итогов.

- Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над произношением башкирских специфических букв в скороговорках и распевках, над текстом новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назовите их.

Формулировка домашнего задания: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.

-Спасибо всем за внимание, надеюсь,что вы почерпнули для себя что-то полезное из нашего урока. До свидания!

Публикации по теме:

Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения» Буквенные выражения. 2-й класс Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка). Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель: Ознакомить с.

Открытый урок математики в 1 классе на тему «Дециметр» Тема: «Дециметр» 1 класс Цель. Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Задачи. Дать представление.

Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение»Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение» Тема урока: Встречное движение. 4 класс Цели урока: • Формировать умение вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение.

Видео «Открытый урок на башкирском языке» Наша Республика Башкортостан – страна дивных красот природы, неисчерпаемых богатств – золота и серебра, драгоценных камней и всяких сокровищ,.

Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо» Открытый урок «От адажио к престо» 1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна 2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский 3. Должность Учитель.

Открытый урок по окружающему миру «Мир профессий» Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Мысковский детский дом – интернат для умственно.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Открытый урок в 3 классе по естествознанию «Как вращается Земля» Естествознание Краткосрочный план урока № 43. Предмет: Естествознание Урок: 43 Школа: Иргизская общеобразовательная средняя школа №2 Дата:.

Урок музыки в 5 классе «Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов» Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов Цель урока: сформировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»
Опубликовано: 31 августа 2019 в 17:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД