Лучший педагог года

Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»

Елена Садыкова
Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»

Буквенные выражения. 2-й класс

Форма урока : нетрадиционная (урок-сказка).

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

Цель: Ознакомить с новым термином "буквенные выражения".

Задачи:

Образовательные.

• Познакомить с понятием «буквенное выражение».

• Познакомить с латинскими буквами.

• Научить читать и записывать буквенные выражения.

• Закрепить изученное (устные вычисления).

Развивающие.

Публикация «Открытый урок по математике во 2 классе „Буквенные выражения“» размещена в разделах

• Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.

Воспитательные.

• Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, давать точные, полные ответы на вопросы.

• Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме "Буквенные выражения".

Ход урока

(Слайд 1)

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Постарайтесь все понять, чтоб активно отвечать.

Я желаю нам в пути рука об руку идти.

Учитель: - Покажите, как это вы сделаете?

- Мы рады приветствовать всех на нашем уроке математики.

- Каждый урок –это ступенька восхождения вверх.

-Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? (ответы детей)

-Чтобы он был именно таким, мне понадобится ваша помощь.

Посмотрите друг на друга, подарите друг другу чувство уверенности в том, что у вас все сегодня получится.

- Если вы будете внимательно меня слушать, то узнаете один очень важный секрет. Приготовились меня слушать?

-Только внимание, только умение мыслить помогает нам делать новые открытия и преодолевать трудности. А тот, кто преодолевает трудность - находит мудрость. Постараемся получить на уроке максимум знаний.

(Слайд 2)

Это что же случилось, ребята?

И куда так спешат зверята?

Я скажу вам: вот что случилось –

Это школа лесная открылась!

У: Ребята, нас сегодня пригласили на урок в лесную школу! Примем приглашение?

(Слайд 3).

Л: Привет, а вот и я - лесовичок!

Я слышал, вы в школу лесную собрались,

Но тот лишь дорогу к ней сможет найти,

Кто быстро и правильно посчитает

Все примеры, что встретятся по пути.

У: - Справимся ребята!

Но вот беда – болото впереди!

Смелее! По кочкам его перейди!

(Слайд 6)

У: Чтобы перейти болото, нужно вставить в окошко подходящие числа.

: + 15= 20 : -9=10 8+ : =14

6 + 5= : 14- : = 5 : -8=3

80 - 10= : 38 - : = 30 : - 15=0

Трое ребят работают у доски. Проверка.

1.- Решите числовые выражения удобным способом.

- Что значит решить удобным способом? Подберите синонимы к слову удобно. (Рационально, быстро.)

Удобно:

65+9+5=

20+7+3+30=

47+6+4=

У: Ура! Вот мы и добрались до лесной школы! (Слайд 7)

III. Знакомство с новым материалом.

У: Мы с вами в Лесной школе. Кого мы видим. В лесной школе урок. Мудрая сова предлагает нам открыть тетради и записать число, классная работа.

- Запишите число и классная работа. -Какое сегодня число?

26 ноября.

Классная работа.

- Проверьте написанное, подчеркните опасные места.

Каллиграфическая минутка.

- Для чего она нужна?

- Какие цифры мы сегодня пишем?

Какие цифры будем прописывать вы узнаете, отгадав загадки:

Хоть у нее одна нога,

Она стройна, горда, строга.

Ни журавль, ни синица

А всего лишь … (1)

Вид ее, как запятая,

Хвост крючком и не секрет

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее нет. (2)

Запишите цифры 12 – какое это число, (двузначное, четное) переставьте цифры местами – 21 (двузначное, нечетное)

Одинаковая ли роль цифры 2 в каждом числе?

- Какие двузначные числа можем составить их них?

-Сколько в каждом десятков и единиц?

- Запишите их, начиная с наибольшего(1 строка)

- Запишите во второй строке числа на 1 десяток больше данных. Запишите каждое по 4 раза

Проверьте написанное и оцените свою работу.

2 Минутка чистописания

.

- Начинается наша работа. С чего мы начнём её? (С устного счёта.)

- Разве может быть математика без устного счёта? Ведь счёт и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)

Устный счёт—мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться.

А кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.

Повторение компонентов действия сложения и вычитания.

-Какие действия с числами вы умеете выполнять? (складывать и вычитать)

-Как называются числа при сложении (слагаемые, слагаемые, сумма)

-Как называются числа при действии вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

46+3 50+7 80-20

46-3 90-50 50-9

28+30 60+8 60+а

У: Ребята, какой пример вы не смогли решить?

Чем отличается этот пример от других примеров?

Как называются все примеры, которые смогли решить?

Как называются такие выражения? (Числовые)

А этот пример можно назвать числовым выражением?

Как можем назвать? Почему?

Значит, какая у нас тема урока? (Слайд 5)

-А какие у нас задачи, цели урока?

(Знать, что такое “Буквенные выражения”,

научиться их читать, писать и решать.)

- Ребята, а теперь взгляните, какая странная карточка на пеньке.

- У: Вам встречались такие записи?

(и да, и нет)

У: А какие записи нам встречались?

(2 + * = 8. Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным)

У: Как будет называться запись, если вместо окошка мы подставим число? (числовое выражение)

У: Давайте и в наше "окошко" поставим число?

У: Давайте попробуем. (Слайд 8)

- Ребята, посмотрите, что нам принёс на урок Знайка Математик. Какая-то карточка с очень странной записью.

Дети разглядывают карточку.

5+

- Вам встречались такие записи? (И да, и нет.)

- Как это понять? (В записях с «окошками» было 2 числа, например 5+=8.)

- Что вы тогда делали? (Вставляли в «окошко» число так, чтобы равенство было верным.)

5+=8

Какое число вставите в наше «окошко»? (Число 3.)

Что получили? (5+3=8)

Как называется такая запись? (Числовое выражение.)

А как вы думаете, можно поставить в «окошко» Знайкиной записи число (Наверное, можно.)

Давайте попробуем. Какое число вставим? (5)

Какой будет запись? (5+5)

Можем вычислить? (Да.)

Сколько получили? (10, так как 5+5=10.)

Что мы получили? (Числовое выражение.)

А можно вставить в «окошко» другое число? (Да.)

Давайте проверим. Какое вставим число? (2)

Как запишем? (5+2=7)

Что получили? (Новое числовое выражение.)

Какой сделаем вывод?

(Если в «окошки» вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения.)

Какие числа можно вставить в «окошко» этой записи: +4? (Любые числа.)

Какие бы вы вставили числа во второй записи: 6? (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6)

Можно вставить в «окошко» этой записи число 7? (Нет, из шести нельзя вычесть семь.)

То есть ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6.

- Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами : a (а, b (бэ, c (цэ, d (дэ, k(ка, x (икс, y (игрек).

Как записать с помощью латинских букв Знайкину запись?

(5+а, 5+b, 5+с, 5+d, 5+ k, 5+х, 5+у)

Что вы записали? (Выражения.)

- Что есть в этих выражениях? (Латинские буквы.)

Как же называют выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?

(Буквенные выражения.)

- Кто из вас догадался, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

(Тема нашего урока «Буквенные выражения».)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

- Какие перед нами стоят задачи?

(Познакомиться с новым математическим понятием «буквенные выражения». Научиться читать, записывать буквенные выражения и находить их значения.)

У: Какое число предлагает Заяц?

Выражения записываются на доске:

2+3=5

-Ёжик? 2+5=7

- Белочка? 2+4=6

-Лиса? 2+6=8

У: Что мы записали? (числовые выражения)

-А что же получается, если мы подставляем разные числа? (если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения).

(Слайд 9)

- Две птички смотрят в недоумении друг на друга. Они никак не могут прочитать эту запись. 2+*

- А мы сможем её прочитать? (нет)

- Что же нам делать? (надо "окошко" заменить)

(После нескольких предложений приходим к выводу, что можно "окошко" заменить буквой. 2+а)

- Что у нас получилось? (выражение)

- А как назвать точнее? (буквенные выражения)

- Вот такие выражения с буквами называются буквенными выражениями

- Ребята, а чем же это буквенное выражение будет отличаться от числового?

- Можем ли мы решить числовое выражение? Как? А что же делать с буквенным выражением, как вы думаете?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения)

(Слайд 10)

У: Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

- Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике?

(читаем вывод на стр. 76 внизу, первые два предложения)

У: В записи буквенных выражений используются буквы латинского алфавита.

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами данного алфавита.

- В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.

- А сейчас мудрая сова научит вас записывать некоторые латинские буквы. Слушайте внимательно. (Слайд 11)

(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)

а, b, c, d, p, m, n, x, y.

- Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с. 80

- Давайте вместо «окошка» подставим латинскую букву х.

- Прочитайте данное выражение?

Цель: первичное закрепление.

Варианты:

-Как решать буквенные выражения?

-Как записывать буквенные выражения?

- Вместо буквы надо подставить число.

-0,1,2,3

-Нет.

Дети записывают вместе с учителем.

- Числовые.

Дети выходят к доске и составляют алгоритм:

1. Прочитать.

2. Записать.

3. Подставить значение буквы в выражение.

4. Вычислить.

-Задайте вопросы по новой теме?

- Запишите число, классная работа.

Проблемная ситуация:

- Как решать буквенные выражения, какие будут предположения?

- А какие числа мы можем подставить?

-А 4 можем подставить?

-Давайте запишем и найдём значение буквенного выражения :

3-х, х=0 3-0=3

3-х, х=1 3-1=2

3-х, х=2 3-2=1

3-х, х=3 3-3=0

- Какие теперь получили выражения?

- Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.

- Что мы для этого делали?

- Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений.

IV. Физкультминутка

У: Перед лесной школой находится замечательный луг. (Слайд12) Давайте мы выйдем и отдохнем.

V. Закрепление.

- Ребята, а как вы думаете, как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые)

(Читаем вывод в учебнике на с. 76)

№ 1 стр. 64 (учебник)

- В этом задании нам даны карточки с «окошками».

- Вставьте вместо "окошка" в 1 карточку латинскую букву с. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение. (Слайд 13)

- Вставьте вместо "окошка" во 2 карточку латинскую букву а. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.

- Вставьте вместо "окошка" в 3 карточку латинскую букву р. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.

с + 4 10 – а 6 - р

У: Какие значения могут принимать буквы? (В 1-ом выражении – любые, во 2-ом – только числа, меньшие 10, в 3-ем – только числа, меньшие 6).

- Лесовичок, который встретился нам по пути в лесную школу, поделился со мной одной тайной. Вы хотите узнать эту тайну? Тогда слушайте внимательно и записывайте все вместе со мной.

- Как же найти нам значения полученных выражений?

с+4

У: Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения?

(чему равно с)

У: Какие значения может принимать с? (любые)

с+4, если с=8

8 + 4 =12

Работа с комментированием у доски:

(решаем остальные выражения, если а = 6, р = 2).

10 – а, если а = 6. 6 – р, если р = 2.

10 – 6 = 4 6 – 2 = 4

- У: (Слайд 14) Ребята, вам не кажется, что слышен чей-то плачь? Сидит на пеньке зайчонок и плачет, Не может зайчонок решить буквенные выражения из № 2 со стр. 65 Давайте посмотрим, что же у него не получается (чтение задания). Первое выражение решит 1 вариант, второе – 2 вариант. (По одному человеку работает у доски).

( Проверка на местах:

Сумма чисел к и 7, если к = 10, 7. 10+7=17, 7+7=14

Разность чисел к и 7, если к=10,7. 10-7=3, 7-7=0.)

- Вот мы с вами помогли бедному зайчику.

VI. Подведение итогов урока. (Слайд 15)

У: Что нового на уроке мы сегодня узнали?

(Познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями).

У: Что мы научились делать с буквенными выражениями?

(Научились читать, писать и находить их значения).

VII. Домашнее задание. (Слайд 16)

№ 4 стр. 65

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

8. Закрепление.

(упражнение в решении буквенных выражений)

На доске запись:x-7

-Как вы думаете,как найти значение буквенного выражения (вместо буквы подставить какое –либо число,то есть значение данной буквы)

-Попробуйте это сделать.

При x=7,x=20

Составим алгоритм решения буквенного выражения :

1. Прочитать выражение.

2. Запишите выражение.

3. Вставьте числовое значение.

4. Найдите значение выражения.

Работа с учебником,стр. 77.

Образец записи показывает учитель,затем ученик у доски.

К+7 и К-7,если к=10,к=7

10+7= 10-7=

7+7= 7-7=

Прочитаем выражение с+4.

Запишем выражение (пишут)

Вставим числовое значение (дети предлагают числа)

Найдем значение выражения (решают)

Решение задачи 3,стр. 77.

-Прочитайте задачу.

-Сколько денег было у мамы(50руб. и 10 руб.)

-Что обозначает число 30 (количество истраченных денег.)

-Какой вопрос в задаче (сколько денег осталось у мамы)

Решение.

Первый способ:(50+10)-30=30 (руб.)

Второй способ:

-Можно ли по-другому решить задачу?Какие деньги были у мамы(50 руб. и 10руб.)

-Сколько ей надо заплатить(30 руб.)

-Как бы вы стали расплачиваться на месте мамы?Какую купюру подали продавцу(50 руб.)

-А что получили бы (Сдачу,остаток.)

-Как находим остаток ( Вычитанием:50-30=20 (руб.)

-Что сделаем со сдачей (прибавим к 10 руб. :20+10=30 (руб.)

9. Рефлексия и подведение итогов урока.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке (познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями)

-Что мы научились делать с буквенными выражениями (научились читать,писать и находить их значения)

-Приведите примеры буквенных выражений.

10. Домашнее задание (стр. 77,N 4)

Урок окончен. Спасибо за урок.

Вам встречались такие записи?

Но в записи с "окошечками" было два числа 5+. =8

Что вы тогда делали? (вставляли в "окошечко" число так, чтобы равенство было верным)

Какие вы бы поставили числа во второй записи 6-:( 0:. 6)

Ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6

Математики решили заменить окошечки латинскими буквами :

Как записать с помощью латинских букв эту запись?

5+а; 5+b

Что мы записали? (Выражения)

А как их точнее назвать? Что есть в записи выражения? (буквы)

Так какие это выражения? (буквенные)

К чему мы с вами пришли? (так называется тема урока)

Как называются выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?

И читаются они так же, как числовые.

Работа в группах:

-Давайте вспомним золотые правила при работе в группе.

Задание: найдите значения выражений? (Ребята делятся по 5 человек, каждый рассуждает решение данного выражения).

Проверка.

-Какие выражения вы сейчас решали?

– Каким алгоритмом пользовались при решении данных числовых выражений?

Публикации по теме:

Открытый урок математики в 1 классе на тему «Дециметр» Тема: «Дециметр» 1 класс Цель. Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Задачи. Дать представление.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе учащихся с ЗПР «Звук [р], [р’]. Буква Р» Тема урока: Звук [р] [р"].Буква Р Тип урока: Комбинированный. Цели урока: Создать условие для создания и осмысления нового материала. Знакомство.

Открытый урок по музыке в 4 классе «Симфонический оркестр» План-конспект открытого урока по музыке в 4а классе 3 четверть: «Знаменитые театры мира» Урок №18 Срок проведения: январь Дата: ТЕМА.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»
Опубликовано: 7 июня 2019 в 00:52
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД