Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»

анна тимофеева
Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»

Открытый урок «От адажио к престо»

1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна

2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский

3. Должность Учитель музыки и МХК

4. Предмет Музыка

5. Класс 6

6. Тема и номер урока «От адажио к престо». 15 урок

7. Базовый учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Дрофа», Москва 2011

Урок №15. Тема урока: От адажио к престо

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

Задачи:

образовтельная – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, интегративные качества восприятия, воображение, способствовать развитию ассоциативного мышления, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти; продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства;

воспитательная - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах. воспитывать чувство уважения и любви к творчеству композиторов; пробудить желание у учащихся к постоянному общению с музыкальным искусством, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей (хлопают, и друг друга!

По- моему жесту вы хором говорите ПРИВЕТ!

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему. (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой. (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго. (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!

2. «Мозговой штурм» Интеллектуальная разминка

На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.

- Дайте сформулируем определение ритму как музыкальному выразительному средству.

- Только ли музыке принадлежит ритм? Вспомним, что ритмично в нашей жизни?

- Совершенно верно: «Ритм-основа жизни».

- Что означает метр в музыке?

- Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

- Во всех ли музыкальных произведениях ритм одинаков?

Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

3. Актуализация знаний

3.1. Работа с кроссвордом

Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности,

Разгадать тему урока нам поможет ключевое слово кроссворда:

1. Как называется средство музыкальной выразительности, в котором чередуются длинные и короткие длительности? (Ритм)

2. Как называется польский торжественный танец-шествие? (Полонез)

3. Как одним словом вы назовете: две четверти, три четверти, четыре четверти, эти цифры пишутся в нотах в самом начале музыки? (Размер)

4. Назовите фамилию польского композитора, который сочинил 16 полонезов. (Шопен)

Ключевое слово – темп.

Давайте, попробуем дать определение термину «темп» (темп - это скорость исполнения музыки).

Темп (итал. tempo от лат. tempus время) — мера времени в музыке.

Ребята, скажите, темп принадлежит только музыке?

Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений (бег на спортивных соревнованиях, движение секундной стрелки часов, движение часовой стрелки, движение планет)

3.2. Знакомство с метрономом.

Ребята, кто знает, как называется этот предмет? (ответы детей).

«Метроном» — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.

В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Вы видите, что здесь находится маятник с грузиком: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще.

За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.

4. Этап целеполагания

Тема урока «От адажио к престо» звучит на итальянском языке. Это темповые обозначения.

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Я вам помогу (в скобках предполагаемые ответы учеников):

- Для чего нужен… (темп в музыке)

- Может ли темп стать… (средством музыкальной выразительности)

- Все верно, цель нашего урока: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

5. Работа по теме урока

5.1. Классификация темпов

Наша тема называется «От адажио к престо» - «от медленного к быстрому».

- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?

(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).

В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.

- Догадайтесь, на какие три группы будет разделение? (медленные, умеренные, быстрые).

Таблица терминов на доске

5.2. Знакомство с музыкальными терминами, на примерах музыкальных произведений

(с демонстрацией портретов композиторов (на доске)

Первый темп «аdagio» - медленно.

Музыка: Т. Альбинони. Адажио (фрагмент,

Венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. 18 век. Музыка возвышенная, благородная.

Ребята, отметьте, как правильно выбранный темп точно передает образ, чувства и настроение музыки.

Задание № 1: Ребята, после прослушивания произведения, я задам вопрос «в каком темпе прозвучала музыка, а вы поднимите карточки с правильным ответом.

Второй темп «аndante» - в темпе шага, неторопливо, спокойно. Отличия темпов между адажио и анданте незначительное.

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария (фрагмент)

Миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе как профессионального музыканта, так и любителя, не знающего нот.

Музыка «Аве Мария» - камерная, лиричная, возвышенная. Вступительные аккорды, напоминающие мерное покачивание лодки, настраивают на спокойный, умиротворенный лад.

Вопрос учителя: какой темп?

Третий темп «moderato» - умеренно.

Музыка: Л. Бетховен. К Элизе

Знаменитая фортепианная пьеса-багатель немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки.

Вопрос учителя: какой темп?

Четвертый темп «аllеgro» – скоро

Музыка: П. И. Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома» для фортепиано.

Это сказочный персонаж: в Бабе-Яге есть нечто жуткое, зловещее. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

Обратите внимание, как темп аллегро, делает образ Бабы яги ярким и интересным.

Вопрос учителя: какой темп?

Пятый темп «рresto» – очень быстро.

Музыка: А. И. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».

Танец с саблями является апофеозом балета и входит в число музыкальных и балетных шедевров! Знаменитый «Танец с саблями» - это визитная карточка Арама Хачатуряна — благодаря которому во многих странах мира за композитором утвердилось прозвище «мистер Танец с саблями».

«Непокорное и шумливое дитя» — так Хачатурян называл пьесу, которую сочинил буквально за один вечер.

Вопрос учителя: какой темп?

- Почему композитор выбрал именно этот темп? (танец кавказцев горячий, задорный).

5.3. Закрепление связей и отношений в объектах изучения

Ребята, теперь вы знаете пять темпов, пять музыкальных терминов (перечислить).

Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.

- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа?

(от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора)

6. Кульминация урока (интрига)

Внимание! Я хочу задать вам сложный вопрос, и мне очень интересно послушать ваши ответы: может ли быть такое, что в одном произведении могут «ужиться» четыре-пять разных темпов?

(ответы детей).

Обоснуйте!

Самый точный ответ на этот вопрос нам даст ее величество Музыка.

Слушание произведения Витторио Монти «Чардаш» (в сокращенном варианте).

Чардаш — традиционный венгерский народный танец.

Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лашшу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно ярко-красного цвета.

Задание № 2: Ребята, предлагаю вам следующее задание: в процессе прослушивания музыки, я буду показывать знак вопроса – в каком темпе звучит музыка, ваша задача - поднять карточки с правильным ответом.

- А теперь ответим все вместе на вопрос: могут ли в одном произведении могут ужиться несколько разных темпов? (ответы детей).

Подводим итоги:

Ребята, когда мы определяли цель урока, то говорили о назначении и роли темпа в музыке.

И теперь, прослушав музыкальные произведения в разных темпах, мы можем с уверенностью сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного к очень быстрому).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

Прикреплённые файлы:

otkrytyi-urok-ot-adazhio-k-presto_h3vjj.ppt | 1524,5 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения» Буквенные выражения. 2-й класс Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка). Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель: Ознакомить с.

Открытый урок математики в 1 классе на тему «Дециметр» Тема: «Дециметр» 1 класс Цель. Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Задачи. Дать представление.

Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение»Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение» Тема урока: Встречное движение. 4 класс Цели урока: • Формировать умение вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение.

Автор публикации:
Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо»
Опубликовано: 26 августа 2019 в 03:00
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги
Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги Объемные поделки из бумаги выполнять увлекательно и просто. Предлагаю изготовить совместно...
Картотека «Подвижные игры в детском саду» в виде презентации. Часть 10
Картотека подвижных игр Колдун. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз,...
Фотоотчет НОД «Осенние листочки» средняя группа
Фотоотчет НОД "Осенние листочки" средняя группа. Уважаемые коллеги! Пролетело Лето и снова наступила Осень. Начался новый учебный год. Прозвенели...