МААМ-картинки

Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми

вера васильченко
Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми

Пояснительная записка

1. Возрастная группа воспитанников

Дети старшего дошкольного возраста (с 5-7 лет)

2. Особенности детей, влияющие на подбор содержания центра познавательного развития

Характеристика детей с ФНР

Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски - вот что характерно для этого диагноза. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов

Публикация «Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми» размещена в разделах

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).

Характеристика речевого развития детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи

У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершён.

Характеристика гиперактивного ребенка

Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся, избыточная моторная активность часто не соответствует требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, с трудом ожидает своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.

Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Характеристика агрессивного ребенка

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям.

Пять видов агрессии:

• физическая (физические действия против кого-либо);

• вербальная (угрозы, крики, ругань);

• косвенная

• раздражение (вспыльчивость, грубость);

• негативизм (оппозиционная манера поведения).

Характеристика тревожного ребенка

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Психологические (поведенческие признаки) тревожности:

• ребенок грызет ногти;

• качается на стуле;

• барабанит пальцами;

• теребит волосы (не путать с кокетством);

• раскачивает ногой и пр.

3. Значение центра в развивающей среде кабинета

Сенсорный центр предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного, эмоционального фона, работоспособности ребёнка;

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Поэтому центр сенсорного развития входит в структуру в развивающей предметно-пространственной среды кабинетов.

При организации сенсорного уголка в первую очередь мы руководствовалась необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий с педагогом и самостоятельно создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным и влияют на развитие речевых навыков и психических процессов.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и платформой для коррекционной работы.

4. Планируемые результаты и показатели познавательного развития детей

у ребенка сформированы полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

развиты мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование, а также стимулирование развития всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др. ,

сформировано правильное восприятие пространства, целостное восприятие предмета,

развита мелкая моторики рук и зрительно-двигательная координация для подготовки к овладению навыками письма;

развита любознательность, воображение;

расширен запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Содержание центра сенсорного развития

1. Оснащенность центра сенсорного развития детей

Для полноценного сенсорного развития детей, нуждающихся в коррекции речи и коррекции психоэмоционального развития логопедический пункт и кабинет педагога-психолога оснащен различным стимульным материалом, направленным на развитие различных анализаторов — визуального, слухового, осязательного, кинестетического; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорного центра можно подразделить на следующие группы:

1. Тактильные ощущения. Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма.

Материалы для развития мелкой моторики;

- чудесный мешочек с набором объёмных тел (6-8 элементов)

- световой модуль для рисования песком «Радуга»

- чемоданчик с набором мелких игрушек для игр с песком и т. д.

- кинетический песок 5 цветов,

- различные виды шнуровок,

- бусины разных размеров,

- пуговицы,

- игры с прищепками,

- счётные палочки, схемы для работы с ними.

- цветная галька (3 цвета, 2 фракции)

- камушки марблс

- тактильные диски из разнообразных материалов

(кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги т. д)

- шарики пенопласта;

- пособия с различными видами застёжек (ёжик, божья коровка, павлин,

лягушка);

- массажные мячики;

- контейнеры с разноцветным песком (8 шт) и различными крупами;

декоративными камешками.

- театры: настольные (3 шт); на пальчик (3шт); теневые (7шт);

- сенсорные коробочки: лето, зима, аквариум;

- игра рыбалка 2 шт. ;

- игрушки – прыгуны 3шт. ;

- капитошка 2 шт. ;

- эспандер ручной 2 шт. ;

- конструкторы: магнитный, палочки – колечки, лего «Космос»;

- тренажер «Болты и гайки»

- пинцет;

- пипетки;

- тактильная пирамидка;

- сухой душ;

- массажные коврики;

- перья разноцветные;

- плюшевая проволока;

- разноцветные помпоны;

- сенсорное облако

2. Зрительные ощущения. Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма.

- полупрозрачные ткани различных цветов и оттенков;

- разноцветные ленты;

- калейдоскопы;

- зеркала;

- разноцветная гирлянда;

- наглядный материал и компьютерные презентации по лексическим темам;

- тренажер В. Ф. Базарного;

- изографы;

- песочные часы разного цвета (5 шт);

- сенсорная колба;

- водопад;

- градусник настроения;

- разноцветные ленточки

3. Звуковые ощущения. Сильный и громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях, вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает, таким образом, можно добиться полностью противоположных эффектов.

- фонотека на компьютере с различными звуками живой и неживой природы,

- мелодиями, песнями;

- музыкальные инструменты (бубен, дудочки, колокольчики, барабан, маракасы;

- звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.

- Д/И «Найди пару»;

4. Обонятельные ощущения. Для стимулирования через органы обоняния чаще всего используются эфирные масла. Вообще благотворное влияние различных запахов на организм человека известно еще с древних времен.

- флакончики с запахами;

- пакетики со специями;

- мешочки с ароматными травами;

- ароматические масла, палочки корицы и т. п.

2. Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в центре

Для коррекционной работы с детьми образовательное пространство центров сенсорики предоставляет необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Центры сенсорного развития кабинета педагога-психолога и логопункта содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные.

1) Способы обеспечивающие насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию коррекционных программ:

• наполнение и оснащение средствами обучения и воспитания (в том числе техническими – сенсорное облако, сенсорная колба, звучащий водопад, звездное небо и др., соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, инвентарем (в соответствии со спецификой коррекционной работы) Наполнение развивающих центров в кабинетах специалистов соответствует изучаемой и только что пройденной лексической теме (в логопункте, тематики недели в кабинете психолога, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

2) Способы обеспечивающие трансформируемость:

• изменение наполняемости и конфигурации центра в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (например, переносные конструкции макетов, мольберта, мягких модулей, подушек которые дают возможность учителю – логопеду и педагогу-психологу создавать пространство для игры – занятия в удобном месте кабинета; легкие лотки, короба для хранения материала и для удобства использования детьми).

3) Способы обеспечивающие полифункциональность:

• наличие в центре полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов (крышки от бутылок, бутылочки, коробочки, семена, разноцветные камешки, в том числе бросовых и природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в дидактических играх);

• возможность каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности

4) Способы обеспечивающие вариативность:

• наличие в разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих работу по развитию разных вариантов деятельности с ними;

• периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную (моторную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Способы обеспечивающие доступность:

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (открытые полки в шкафах);

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Способы обеспечивающие безопасность:

соответствие пособий требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (есть дети с нарушением речи - моторно неловкие, плохо координированные, есть дети гиперактитивные поэтому уделено особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Кабинеты не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, острые углы и кромки мебели закруглены.

3.3 Описание организации деятельности дошкольников в центре сенсорного развития

Совместная деятельность в сенсорном центре осуществляется в первой и во второй половине дня во время коррекционной образовательной деятельности в соответствии с расписанием занятий, организуется в подгрупповой и индивидуальной форме. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями и нарушениями психоэмоциональной сферы. Как правило, такая подгруппа состоит из трёх-четырёх детей. На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название, то есть, развивается познавательно-исследовательскую деятельность.

На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.

Педагог реализует партнерскую позицию, находится рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидит в кругу с детьми за общим столом).

При организации самостоятельной деятельности детей в центре познавательного развития основной целью является создание условий для полноценного интеллектуального развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы. Самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность детей подразумевает применение освоенных видов деятельности в стандартной и новой ситуации. Педагог здесь выступает в роли консультанта и наблюдателя.

При осуществлении взаимодействия с родителями в центре познавательного развития ребенка главная цель – совместное освоение детьми и родителями различных видов деятельности, предпочтительных в домашнем образовании и обеспечивающих познавательное развитие детей.

3.4 Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ и одаренных и др.

Индивидуализация образования - каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности психофизического развития. В ходе коррекционной работы с детьми логопатами, с детьми с отклонениями в психоэмоциональном развитии, с одаренными детьми в центрах сенсорики мы используем следующие способы.

• Разделение детей при организации коррекционной работы в центре подгруппами и индивидуально (с учетом индивидуального развития детей);

• Подбор игрового материала в соответствии с потребностями и возможностями детей, его педагогически целесообразное размещение, свобода выбора;

• Создание благоприятного эмоционального климата во время игр как условие для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят

• Субъективная оценка и поощрение ребенка за результаты и успехи

• дифференцированную помощь детям: одному – даю схему, другого – подбодряю, третьему – оказываю конкретную практическую помощь.

Мы выделяем следующие категории детей, которые нуждаются в особом способе организации деятельности.

1. Дети, не посещающие регулярно детский сад, дети с низкой работоспособностью, медлительные. Для данных детей готовятся вспомогательные технологические карточки, наглядные подсказки. Могут быть предложены задания укороченные, облегченные.

2. Дети расторможенные и гиперактивные. Задания для них дозированные. Предложение выполнить индивидуальные поручения. Особое внимание к организации безопасности во время занятий.

3. Дети замкнутые и дети с недоразвитием речи. Им оказывается помощь (дополнительные вопросы) в составлении речевого высказывания во время презентации результата.

4. Дети одаренные. Заранее готовятся задания повышенной сложности. При подгрупповых работах предлагается роль «руководителя».

Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности, социальную ситуацию и особенности развития ребенка.

3.5. Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы.

Старшая группа (5-6 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение с взрослыми и сверстниками во время игры в центре сенсорики, а также информационно познавательная инициатива.

создание положительного психологического микроклимата, в равной мере проявление любви и заботы ко всем детям: выражение радости, использование ласки и теплого слова для выражения своего отношения к ребенку;

уважение к индивидуальным вкусам и привычкам детей;

поощрение желания создавать что- либо по собственному замыслу; обращение внимания детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

при необходимости помощь детям в решении проблем организации и ходе игры;

создание условий и выделение время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам в центре.

Подготовительная к школе группа (6-8 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности основанной на развитии мелкой моторики, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы:

вводим адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

спокойно реагируем на неуспех ребенка и предлагаем несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказываем детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

создаём ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

обращаемся к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поддерживаем чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

создаем условия для самостоятельной различной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставляем детям на данный вид деятельности определенное время;

при необходимости помогаем детям решать проблемы при организации игры;

стараемся реализовывать их пожелания и предложения;

презентуем продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

В поддержке детской инициативы в работе педагога-психолога помогает сказкотерапия. Вместе со сказочными героями интересней пройти игру или выполнить задание. Методы арт-терапии повышает творческую активность ребенка, позволяя по-новому взглянуть на известные вещи, будоража его фантазию и провоцируя ребенка на смелость в своих проявлениях.

В развитии детской инициативы возможны следующие педагогические приемы:

- игра «Копилка вопросов», в ходе которой уточняется круг интересов и тем, значимых для детей, формируется умение выбрать тему и задать вопрос;

- освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий;

- освоение алгоритмов, показывающих последовательность действий от постановки цели к результату (соблюдение правил игры).

3.6. Новизна и авторский подход к структуре и содержанию центра познавательного развития:

Новизна в создании сенсорного центра при логопункте и кабинете психолога проявилась в подборе материалов наполняющих его. Мы отдаем предпочтение большому количеству природных и бросовых материалов и пособий, выполненных своими руками. Созданные условия, позволяют включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых и психоэмоциональных недостатков посредством использования полифункционального оборудования.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Годовой план работы ДОУ» Годовой план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада первой категории.

Методическая разработка для нетрадиционного рисования с детьми 2–3 летМетодическая разработка для нетрадиционного рисования с детьми 2–3 лет Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является.

Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку»Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи «Игра-ходилка «Помоги Зайчонку» Методическая разработка для развития интонационной выразительности речи у дошкольников и младших школьников с ОНР Игра – ходилка «Помоги.

Методическая разработка «Арт-терапия с детьми дошкольного возраста» Актуальность темы: Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является.

Методическая разработка. План работы с родителями детей План работы с родителями детей 2 мл. группа Сентябрь 1. Совместные обсуждения с родителями плана взаимодействия на год. Цель: формирование.

Методическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольниковМетодическая разработка по ООД в области экспериментального развития дошкольников Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности.

Методическая разработка по теме «Средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми» Подвижные игры с тревожными детьми. Упражнения на релаксацию и дыхание. «ДРАКА» Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Методическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторикиМетодическая разработка. Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование, как метод развития мелкой моторики Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым,.

Методическая разработка познавательного занятия с использованием ИКТ «Урок памяти «Подвиг Ленинграда» ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Методическая разработка занятия по теме: «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 6 мая 2019 в 07:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД