Папки-передвижки

Методическая разработка «Песочная терапия — как метод коррекции эмоциональной сферы детей»

Мария Тарасова
Методическая разработка «Песочная терапия — как метод коррекции эмоциональной сферы детей»

Методическая разработка "Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей"

«Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»

Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.

Возможность использовать песочницу не только психологами, но и педагогами в своей работе дает лучший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Публикация «Методическая разработка „Песочная терапия — как метод коррекции эмоциональной сферы детей“» размещена в разделах

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Основополагающая идея звучит так: “Игра с песком дает возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, в песочное пространство, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение в символической форме своих подсознательных проблем дают возможность здоровому функционированию психики”.

Ребенок в процессе игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, зажимов, тревог, стрессов и пережитое не развивается в психическую травму, и определенным образом меняет его поведение и восприятие.

Задачи песочной терапии :

- развивать позитивную Я-концепцию;

- развивать ответственность за свои действия и поступки;

- учиться принимать себя;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- развивать умение преодоления трудностей;

-научиться избавляться от негативных эмоций;

- развивать самооценку и уверенность.

Цель такой терапии - не меняя и не переделывая ребенка, не обучая его каким-то специальным поведенческим навыкам, даем возможность ребенку быть самим собой.

Игра в песок для ребенка является символическим языком самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок показывает более адекватно, чем словестно, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Для детей в процессе песочной терапии “отыграть” свой опыт и чувства наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они занимаются.

Песочная терапия дает возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки, которые располагаются в песке, дают почву для самовыражения ребенка. В игре с песком и игрушками он может выразить то, что ему хочется сказать, сделать. Когда он играет свободно, без «контроля и авторитета» взрослых, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, боится или не может выразить открыто, в песочнице ничего не опасаясь, он может спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок закапывает в песок ту или иную игрушку, бьет, топит, прячет и т. д.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Песочная терапия с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивные дети, пережившие психическую травму. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты или разлуки.

Песочная терапия применяется :

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии «Хаоса» все разбрасывается, нет системности, а иногда и самого сюжета.

На стадии «Борьбы» зло против добра и наоборот, сопротивление, противодействие, война и т. п.

На стадии «Мир» все системно, у каждого свое место, все в порядке, добро победило, все решения найдены.

Пройдя все стадии, ребенок выходит на новую ступень своего развития и психологического здоровья.

Песочная терапия позволяет скорректировать практически любые проблемные моменты в воспитании и развитии детей.

Практическое применение техник:

Несколько этюдных занятий с детьми в решении актуальных проблемных вопросов, которые могут осуществлять не только психологи, но и все желающие педагоги в повседневной работе с детьми.

На начальном этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

1. «Адаптация к детскому саду»

Игра-занятие «Песочный детский сад»

В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок» :

Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке / мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроватка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.

При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

2. «Страхи»

Игра-занятие «Где живет мой страх»

Детям предлагается вспомнить, то чего они бояться. Далее подобрать фигурку или слепить из пластилина свой страх, поселить его в какой-то дом или другое место.

Каждый ребенок рассказывает о своем страхе и о том. что он хочет с ним сделать.

Педагог-психолог предоставляет ребенку возможность победить свой страх, тем способом,который предлагает ребенок. (если ребенок не знает, что сделать, можно предложить ему разные способы- закопать, посадить под замок,изменить образ и т. п.)

3. «Профилактика агрессии»

Упражнение "Победитель злости"

Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т. д.).

Дети по примеру педагога-психолога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.

Педагог-психолог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"

(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).

Педагог-психолог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.

4.«Актуализация внутреннего состояния»

Игра – занятие «Построй свой мир»

Детям предлагается построить свой мир, при помощи фигурок, игрушек и различного конструкторского материала.

После окончания строительства, каждый ребенок рассказывает о своем мире, кто там живет, что делает, какая там атмосфера. Могут ли приходить к нему в гости кто-то из других миров или он закрыт для всех.

5. «Коммуникативные навыки и групповое взаимодействие»

Игра-занятие «Острова»

Дается задание построить свой мир. Но не просто построить, а выполнить при этом несколько условий. Участники не должны общаться между собой вербально. Только жесты и взгляды. Каждый должен молча выбрать свою территорию в песочнице. Например, поставить ладошку на песок и подождать пока все участники увидят это. И только после этого отходить за игрушками. Когда все условно договорились о разметке территории, приступать к строительству. При этом, обязательно проговорить ребятам, что во время строительства и после окончания они могут ходить друг к другу в гости. Все. Более эту фразу не обсуждать и не повторять.

По окончании строительства интересуемся названиями миров. Ребята рассказывают, кто живет в их мире, почему он изобразил их именно таким образом. Разговариваем с каждым участником по очереди. Интересуемся, ходил ли он в гости к соседям, к кому именно. Если не ходил, то почему. И одновременно обращаем внимание, насколько ребенок загородил свой мир от посторонних забором или чем-то подобным. Или его мир открыт и доступен. Это отражает возможность самого ребенка быть открытым, контактным. Обращаем внимание, кто из ребят пошел в гости первым. Кто ходил в гости, а кто принимал гостей.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: - развитие.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Песочная терапия — как метод коррекции эмоциональной сферы детей»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 13:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД