Приложение МААМ

Развитие связной речи младших дошкольников средствами детской театрализованной деятельности

Эмма Амаяковна Кургинян
Развитие связной речи младших дошкольников средствами детской театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования провозглашен один из основных принципов дошкольного образования : «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Публикация «Развитие связной речи младших дошкольников средствами детской театрализованной деятельности» размещена в разделах

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности, развития связной речи детей.

В младшей группе детского сада занятия по театрализации организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.

З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Ступени:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши.»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка.», «Тили-бом»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции

«артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

В данной методической разработке представлен сценарий образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе инсценировки сказки «Теремок».

Программное содержание:

- продолжать учить детей связной речи (диалогическая) - побуждать выразительно воспроизводить текст в процессе драматизации сказки;

- продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, закреплять умение внятно произносить гласные звуки (а,у);

- формировать художественно - творческие способности (вхождение в образ героя сказки);

- развивать познавательные психические процессы;

- воспитывать эмоциональный отклик на знакомое произведение и интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, подготовка инсценировки сказки «Теремок».

Материалы и оборудование: элементы декорации «сказочный лес», костюмы, шапочки героев к драматизации сказки «Теремок»; фланелеграф или магнитная доска, фигурки героев сказки «Теремок» для фланелеграфа; магнитофон.

Ход занятия

Воспитатель:

- Дети, приглашаю вас погулять по лесной полянке.

По лесочку мы идём,

На полянку мы придём,

Ребят громко позовё м: «Ау! Ау! Ау!»

-Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается!

(Дети произносят «Ау!» - громко и тихо в соответствии с текстом)

Воспитатель:

- Вот мы и пришли в сказочный лес. Ребята, а вы любите сказки?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

-Сказки любят все на свете

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Теремок на новый лад

Нам покажет детский сад.

- Дети в костюмах будут артистами (уходят за кулисы, а остальные ребята будут зрители. Садитесь на стульчики.

-Где у нас глазки?

-глазки смотрят.

-Где у нас ушки?

-ушки слушают.

Инсценировка сказки «Теремок» (прилагается).

Воспитатель:

- Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

(все дети садятся на места)

Воспитатель:

- а сейчас мы поиграем в игру «Посмотри и назови». (Показываю животных и прикрепляю к фланелеграфу)

Воспитатель:

- Мышка маленькая, а медведь какой?

Дети:

- Большой.

- «Зайчик беленький, а лиса какая?

- Рыжая.

- Зайчик тихо говорит, а волк как рычит?

- Громко.

- Мышки пищат, а лягушки?

- Квакают.

Воспитатель:

- Посмотрите, дети, внимательно на зверей. Сейчас я закрою занавеску и открою, а вы скажите, что изменилось? (повторяю четыре раза, на пятый раз убираю лису)

Воспитатель:

- Спряталась лиса и не выходит, давайте её позовем!

- Я громко, а вы тихо.

- Я тихо, а вы громко.

Выходит лиса (взрослый) :

- Я лисичка, хвостик рыжий

Подойду к ребятам ближе.

Вы звали меня, дети?

–Да.

Хорошо вы потрудились

Вам понравилось в лесу?

Вас за это угощу!

Угощает детей орешками и уходит.

Приложение: сценарий драматизации сказки «Теремок»

Действующие лица:

Ведущий – роль исполняет взрослый.

Дети: мышонок, лягушка, две лисички, зайчик, волк, медведь,

( декорации: лесная полянка, в стороне стоит теремок)

Ведущий:

- Стоит в поле теремок- теремок!

Он не низок, не высок, не высок

Вдруг по полю мышка бежит

Подбежала к теремку и говорит.

Мышка.

- Что за терем – теремок?

Он не низок, не высок!

Ну да ладно так и быть

В теремочке буду жить. (мышка забегает в теремок)

Ведущий:

-Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачет лягушка-квакушка!

Лягушка:

-Ква-ква,да ква-ква-ква!

Пожелтела вся трава!

Мёрзнут лапки и живот…

В теремочке кто живёт? (стучит)

Мышка:

-(выглядывая в окошко).Я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка:

-А я лягушка-квакушка! Пусти к себе жить!

Мышка: А что ты умеешь делать?

Лягушка: Умею песни петь!

(Поёт песню про лягушек и комара, сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).

Лягушка:

-понравилась тебе моя песенка?

Мышка:

-Да! Заходи ко мне жить!.

Ведущий: Забежала лягушка в теремок и стала там жить вместе с мышкой. А в лесу уже травка пожелтела, и листочки с деревьев опадают. Всё чаще идёт дождик… И тут к теремочку бежит зайка-побегайка!

Зайка:

-Я зайчишка-шалунишка!

Я по ельничку бежал,

И дорогу в свою норку

С перепугу потерял… (Стучит в теремок)

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка!

-Я лягушка-квакушка1

Вместе:

- а ты кто?

Зайка:

- а я зайчик-побегайчик! Пустите меня к себе жить.

- А ты что умеешь делать?

-я люблю играть! (обращается к детям-зрителям)

-Здравствуйте, ребятки.

Поиграем в прятки?

Ведущий

- Ну-ка, зайка, 1,2,3

Отвернись и не смотри,

Повернуться не спеши, Прячьтесь быстро, малыши!

Заяц по лесу ходит, никого не находит.

Зайка:

- где вы?

Дети:

-Вот мы!

Ведущий

Вот и нашел всех зайка! Давайте с ним попляшем как зайки (музыкальная динамическая пауза)

Мышонок и лягушонок:

Зайка, заходи, будем вместе жить!

Ведущий:

- Ой, что такое? Почему так кустики колышутся? Кто же это бежит к теремочку? А! Да это лисички-сестрички!

Лисы:

По лесам,по кустам

Ходит рыжая лиса!

Ищет норку где-нибудь

Приютиться и уснуть! Кто-кто в теремочке живёт?

-Я мышка-норушка.

-Я лягушка-квакушка!

-А вы кто?

-А мы лисички-сестрички! Пустите нас к себе жить!

-А вы что умеете делать?

-Мы умеем частушки петь! (Исполняют «Частушки-веселушки»)

-Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно!

Пропоём м вам частушки-

Очень замечательно! Ух!

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова причесала языком! Ух!

Лисички:

- Понравились вам частушки?

Зверюшки:

-Понравились, заходите к нам жить!

Ведущий

- Вот и лисички поселились в теремочке! До чего же всем зверюшкам весело! Кто песни поёт, кто пироги печёт, кто пол подметает… Всем дел хватает! А осень уже совсем вступила в свои права! Весь день дождик льёт, ветер завывает, а скоро, наверное, и снежок выпадет… и вот к теремочку бежит волчок - серый бочок!

-кто-кто в теремочке живёт?

-Я, мышка-норушка

-Я, лягушка-квакушка

-Я, зайчик-побегайчик!

-Мы, лисички-сестрички!

Все:

-А ты кто?

-А я волк-зубами-щёлк! Пустите меня к себе жить!

-А ты что умеешь делать?

-Я умею стихи читать! Хотите послушать?

-Волка все кругом боятся,

Говорят, люблю кусаться!

Вы не верьте в сказки эти

И не бойтесь меня, дети!

Я не злой, не злой совсем,

Никого я тут не съем!

Понравился вам мой стишок?

- Да! Заходи к нам жить.

Ведущий:

- Весело живут звери в теремочке! Но что за шум? Что за треск? Кто же к нам пробирается? Ой, да это Мишка-топтышка! (стучит)

-Кто-кто в теремочке живёт?

Звери отвечают.

Волк:

А ты что умеешь делать?

-Я умею плясать, вот, смотрите! (пляшет)

-Понравилась вам моя пляска?

Звери:

Понравилась! Заходи к нам.

Ведущий

- Дружно живут звери в теремочке! Мышки пол метут, лягушки пироги пекут, зайчишки спортом занимаются, лисички частушками веселят, волк стихи читает, а Миша-медведь всех пляской веселит! Никто никого не обижает. Все друг другу помогают.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр»Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр» «Сказочный театр» Цель: развитие речи посредством театрализации. Задачи: • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи младших дошкольников средствами детской театрализованной деятельности
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 18:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи младших дошкольников средствами детской театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Эмма Амаяковна Кургинян (УИ 2713196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД