наталья викторова
Сущность и особенность развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: они все исходят их общей идеи и обладают характерными особенностями :
1. Каждая игра представляет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п. и, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
Публикация «Сущность и особенность развивающих игр» размещена в разделах
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 -летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснить ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни слово, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил решить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : во-первых, их издания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей с самого раннего возраста;
во-вторых, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
в-третьих, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
в-четвертых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать и сам;
в-пятых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные развивающие игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов деталей, предметов; умение находит ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.