Получи документы

Викторина по литературному творчеству К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

Елена Голенко
Викторина по литературному творчеству К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка раскрывает один из аспектов развития дошкольников – развитие долговременной памяти, который является одним из важнейших критериев при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Здесь представлена НОД по демонстрации знаний детей литературно художественных произведений К. И. Чуковского.

Публикация «Викторина по литературному творчеству К, И, Чуковского для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Традиционно в ДОУ при заучивании стихотворного текста, основной упор делается на развитие слуховой памяти. Но как показывает мой опыт, благодаря использованию нетрадиционного подхода - это заучивание стихов по картинкам; заучивание стихов в движении (разыгрывая сюжеты стихотворений); с использованием приемов мнемотехники (образовывая дополнительные ассоциации); театральный (с использованием дополнительной атрибутики, наряду с развитием слуховой памяти, происходит и развитие познавательных способностей дошкольников.

Безусловно, заучивание наизусть способствует развитию памяти. Но используя в работе, традиционный для детского сада, слуховой метод, при заучивании стихотворений, дети быстро теряют интерес к данному виду деятельности, тексты запоминаются ненадолго, что свидетельствует о недостаточном уровне развития долговременной памяти.

Используя нетрадиционный подход, мы представляем возможность дошкольникам для развития наряду с познавательным развитием, с расширением кругозора, с активацией речевого развития, развивать и долговременную, и зрительную, и двигательную память, а, следовательно, и способности ребенка к обучению в целом.

Материалы разработки подобраны с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования.

Данная викторина является результатом совместной предварительной проведенной работы педагога-психолога, родителей и воспитателей, по вовлечению дошкольников в деятельность по знакомству с произведениями К. И. Чуковского.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ

Все цели и задачи, которые ставит перед нами Федеративный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, легко можно достичь и разрешить, работая только в тандеме педагог-психолог, воспитатель и родители; поддерживая разнообразие детства, сохраняя его уникальность и самоценность, путем приобщения дошкольников к социально культурным нормам, традициям семьи, общества и государства, через приобщение дошкольников к художественному слову.

Ценность данной методической разработки на мой взгляд заключается в доступности нетрадиционных методов и приемов для всестороннего развития дошкольников.

В данной работе непосредственная образовательная деятельность представлена в нетрадиционной форме, в форме викторины. Особенностью данной разработки является то, что в процессе НОД активизируются все виды памяти, а результатом сохранения информации является гармоничное и всестороннее развития дошкольников в целом.

Учитывая то, что у детей разная ведущая память, использование разнообразных методов и приемов (нетрадиционного подхода) в работе с дошкольниками при заучивании стихов, положительно влияет на умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей, дает возможность поддержать их интерес к запоминаемому, улучшить результаты запоминания и, следовательно, повышает уровень развития речи и долговременной памяти.

III. РАЗРАБОТКА

Цель:

Развивать познавательные способности (долговременную память, внимание, мышление, речь) через закрепление знаний произведений К. И. Чуковского. Задачи:

1. Развивать умение узнавать и передавать эмоциональное состояние главных героев художественных произведений К. И. Чуковского;

2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;

3. Развивать интонационную выразительность речи;

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;

5. Развитие внимания, мышления;

6. Развивать умение классифицировать предметы;

7. Расширение кругозора.

Материалы и оборудование:

- Портрет К. И Чуковского;

- Презентация с иллюстрациями к произведениям К. И Чуковского;

- Листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, мелки;

- Предметы к игре «Бюро находок» (мыло, спички, тарелка, ложка, укол, телефон, таракан, воздушный шарик)

- Музыкальное сопровождение-песня М. Пляцковского «Настоящий друг»

- Платковая кукла «Василиса»

Предварительная работа: Чтение произведений К. И. Чуковского, драматизация произведений, рассматривание иллюстраций.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла наша старая знакомая - платковая кукла Василиса. Она по секрету мне сказала, что не знает ни одного произведения

К. И. Чуковского. И я предлагаю помочь Василисе и рассказать ей о сказках К. И. Чуковского. А для этого мы все дружно отправимся в удивительный мир поэзии детского писателя сказочника, который написал известные вам сказки «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Федорино горе», «Краденое солнце» и многие другие

Психолог предлагает детям обратить внимание на волшебный экран

Включение презентации.

(Слайд №3) портрет Чуковского.

- К. И. Чуковский написал очень много интересных сказок.

1 –задание (Слайд №4-№8)

- Перед вами иллюстрации из известных произведений К. И. Чуковского, ваша задача по иллюстрациям назвать эти произведения.

2-задание

- А сейчас я прочту вам отрывки из знакомых вам сказок К. И. Чуковского, а вы должны будете назвать героя, изобразить его, и показать эмоцию которую он испытывает в этом произведении.

«А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит…»

«…по саду пойдёт,

Она с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки,

Новые калошки…

«А в Африке,

А в Африке,

На чёрной Лимпопо,

Сидит и плачет

В Африке

Печальный.»

«Засмеялися,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!»

«Испугался,

Завопил, заголосил,

А из пасти

Из зубастой

Солнце вывалилось,

В небо выкатилось!»

3-задание

- А давайте заглянем в каждую из этих сказок (дети располагаются на стульях перед волшебным экраном)

- на слайде представлены иллюстрации героев из сказки «Айболит», а один герой из сказки «Федорино горе», а вот и персонажи этой сказки, мне кажется кто-то здесь лишний

(Слайд №9)

- на слайде представлены иллюстрации героев из сказки «Бармолей», кто в эту сказку попал случайно?

(Слайд №10)

- а вот и следующие герои сказок, какой из героев лишний?

(Слайд №11)

- на это раз уже два героя перепутали сказку, кто это?

(Слайд №12)

- сейчас наверняка отгадаете героя очень быстро, правда?

- Какие же вы молодцы!

(Слайд №13)

4-задание

«Доскажи словечко»

Психолог читает отрывок из сказок. Задача детей узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

(На волшебном экране при правильном ответе детей отображается иллюстрация из этой сказки)

Отрывки из сказок:

1. «Ох, нелегкая эта работа…»

(Слайд №14)

2. «Всех излечит, исцелит.»

(Слайд №15)

3. «Ехали медведи на велосипеде…»

(Слайд №16)

4. «И сейчас же брюки, брюки.»

(Слайд №17)

5 «Только заинька был паинька…»

(Слайд№18)

6. «Скачет сито по полям…»

(Слайд№19)

5-задание

Психолог:

-А теперь я предлагаю поиграть.

Проводится игра «Бюро находок»

- Отгадайте на ощупь предмет и скажите из какой он сказки (мыло, спички, тарелка, ложка, укол, телефон, таракан, воздушный шарик, самовар)

Психолог:

- Давайте отдохнем и немного подвигаемся (под муз, сопровождение выполняется динамическая разминка.

«Минутка бодрости с Айболитом»

Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения :

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка - страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.

Психолог:

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

6-задание «Загадки»

Все вокруг грязнючее,

Все вокруг валяется,

Не чистится, не моется

И не убирается.

Не знаете, кто это?

Не женщина – а горе

Ленивая-ленивая

Зовут ее…

Неумытых он ругает,

Полоскаться заставляет,

Трубочиста чисто-чисто,

Чисто-чисто умывает…

По полю пошла,

Денежку нашла.

Чаю наварила

Гостей пригласила,

В паутину угодила.

Что за насекомое

Всех лесных зверюшек перепугал

Кроме храброго воробушка?

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис.

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке

И любой нам подтвердит

Это доктор…

Я великий умывальник

Умывальников начальник

И мочалок командир.

7-задание «Назови одним словом»

Психолог:

1. Как можно назвать одним словом всех гостей Мухи-Цокотухи?

2. Как можно назвать одним словом предметы, которые убежали от Федоры?

3. Туфельки, сапожки.

Новые калошки…Это…

4. Как назвать одним словом слона, зайца, крокодила и медведя которые звонили рассказчику с различными просьбами в произведении К. И Чуковского «Телефон»?

5. Назовите одним слово ангину, скарлатину, холерину, дифтерит, аппендицит, малярию и бронхит…

6. Как автор произведения назвал БАРМАЛЕЯ, который живет в Африке и кушает детей?

7. Кого лечил Доктор Айболит?

Педагог-психолог:

- Я предлагаю теперь сыграть в игру, которая научит Василису находить настоящих друзей (а не попадать в истории как, Танечка и Ванечка из известного произведения К. И. Чуковского).

- Вот это – волшебный мячик. Вы будете передавать его друг другу и говорить своему товарищу, который сидит рядом, каким должен быть настоящий друг, по-вашему.

( начинает педагог-психолог:

– добрым, дружелюбным, отзывчивым, веселым, культурным, интересным и т. п.)

Педагог-психолог:

- Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

Давайте назовем Василисе секреты настоящей дружбы.

– Ну, конечно же, вы все их знаете!

Давайте, ещё раз их перечислим…

– Молодцы, и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!

Психолог:

- А теперь я предлагаю нарисовать Василисе на память героев из полюбившихся всеми нами произведений К. И. Чуковского.

После занятия в группе оформляется вернисаж детских рисунков по произведениям известного детского писателя

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра-викторина «Угадай сказку» для детей старшего дошкольного возрастаИгра-викторина «Угадай сказку» для детей старшего дошкольного возраста Цели: Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную.

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возрастаДраматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Учить эмоционально, воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми.

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возрастаЛитературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возраста Вот и закончилась книжкина неделя, которая проводится в нашей стране в дни весенних школьных каникул. В нашем детском саду уже стало традицией.

Сценарий физкультурного досуга «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста с ТНРСценарий физкультурного досуга «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Цель: использование игр и игровых упражнений на развитие координации движений в крупных мышечных группах, для детей с ТНР. Задачи: Обучающие:.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знание-сила!» Викторина «Знание – сила!» [/b] Викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей.

Викторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возраста Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Знатоки космоса» Цель. Закрепить имеющиеся знания о космосе. Задачи: вызвать интерес.

Викторина «Как быть здоровым» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Как быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей участников игры. • Создать игровую ситуацию, поддерживать.

Викторина по сказкам К. Чуковского с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Формировать у детей чувства любви к русским писателям Задачи: 1. Знакомить детей с таким видом игры, как «Викторина» 2. Показать.

Викторина «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста Викторина "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста Цель: Создавать положительный эмоциональный настрой, способствующий активизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Викторина по литературному творчеству К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2020 в 18:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД