Ольга Дорофеева
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Когда начинается становление гражданина, патриота, интернационалиста? С какого возраста начинается приобщение к истокам героизма старших поколений? Доступны ли они малышам или они связаны с приходом детей в школу? Исходя из многолетнего опыта работы в этом аспекте, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, посильно познание и приобщение к родословной семьи, чувство любви к поселку, району, городу, краю, родной природе, к своей Родине начинается задолго до школы. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процесс е целенаправленного воспитания.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Что же надо делать для формирования патриотических чувств у ребенка в этом возрасте? Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения родной страны; любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Необходимо оформить альбомы по патриотическому и интернациональному воспитанию, в игровые уголки добавлять элементы народного творчества, изготовить национальные костюмы, пополнить книжные уголки сборниками народных сказок.
Особое значение в воспитании патриотизма у дошкольников отводится народному слову и музыке. Детей необходимо знакомить с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, потешками, загадками, а также с народным прикладным творчеством. Дети понимают патриотический смысл пословиц и поговорок, у них зарождается чувство гордости за свой народ, чувство уважения к традициям, обычаям и культуре других народов.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
На музыкальных занятиях дети учат песни на героико – и военно-патриотические темы : «Бравые солдаты», «Наша родина сильна» и др.
Необходимо проводить экскурсии к памятникам, встречи с ветеранами войны, занятия, на которых дети знакомятся с символами нашей Родины: флаг, герб, гимн, столица.
Патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, через знакомство детей с подвигами их родных и близких, оформление стендов, выступления на утренниках перед ветеранами войны. Патриотическое – рядом, в биографиях близких людей, в подвигах земляков, в истории дома, улицы. И обратить внимание дошкольников на это осязаемое и зримое героическое прошлое мы просто обязаны. Обязаны, потому что на смену патриоту должен прийти другой патриот, достойный наследник героических дел старших.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складываются в черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слов фундаментом дальнейшего развития личности.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такие качества не будут прочно сформированы, то восполнять их недостаток в дальнейшем окажется делом трудным, а подчас невозможным.