Лучший педагог года

Методическая разработка «Экспериментально-исследовательская деятельность»

Татьяна Голубкова
Методическая разработка «Экспериментально-исследовательская деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида городского округа город Буй Костромской области

Экспериментально - исследовательская деятельность

Ознакомление со свойствами предметов, изготовленных из различных материалов

Средняя группа общеразвивающей направленности

Разработала :

Воспитатель

Голубкова Татьяна Владимировна

2019 год

Пояснительная записка

Публикация «Методическая разработка „Экспериментально-исследовательская деятельность“» размещена в разделах

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы (о физических свойствах предметов и явлений). Дошкольников знакомят с доступными для каждого возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные предметы и явления, производить с ними простые преобразования.

В конспектах представлена элементарная экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет, направленная на ознакомление со свойствами предметов, изготовленных из различных материалов.

Актуальность

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Перед воспитателями стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт экспериментальная деятельность, позволяющая педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Экспериментирование с точки зрения дошкольного образования – это комплексная деятельность, участники которой, автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определённой цели.

Руководство экспериментальной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает приобретать способы действий, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни.

Особенностью экспериментирования в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому экспериментальная деятельность в образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги.

Цель

Развитие познавательных способностей и интересов воспитанников при ознакомлении со свойствами предметов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи

1. Стимулировать определение детьми качественных характеристик и свойств металла (твёрдость, цвет, блеск, взаимодействие с магнитом и др.) в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Поощрять суждения и предположения детей в ходе экспериментирования,

3. Поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми и сверстниками по поводу результатов наблюдений.

4. Способствовать активизации и обогащению словаря (металл, металлические предметы, магнит, притяжение).

5. Оказать помощь в преодолении у воспитанников боязни ошибочных действий и высказываний, проявляя интерес к исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат

- Наличие у детей умений определять свойства материалов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

- Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательно - исследовательскую функцию, направленную на познание объекта в ходе практической деятельности с ним.

- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решить, предлагают возможные решения, делают выводы и обобщения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида

городского округа город Буй

Конспект (1)

Совместная непосредственно-организованная образовательная деятельность

Ознакомление со свойствами предметов,

изготовленных из

различных материалов

Средняя группа общеобразовательной направленности

Воспитатель:

Голубкова Татьяна Владимировна

2019 г.

Цель: Развитие познавательных способностей и интересов воспитанников при ознакомлении со свойствами предметов, изготовленных из металла в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Стимулировать определение детьми качественных характеристик и свойств металла (твёрдость, цвет, блеск, взаимодействие с магнитом и др.) в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Поддерживать свободный разговор со взрослыми и сверстниками по поводу результатов наблюдений.

3. Способствовать активизации и обогащению словаря (металл, металлические предметы, магнит, притяжение).

4. Способствовать преодолению у воспитанников боязни ошибочных действий и высказываний, проявлению интереса к исследовательской деятельности.

Методы и приёмы

Словесные: вопросы, ответы детей, разговор, рассуждения, указания, описание предметов, поощрение, высказывание предположений и выводов.

Наглядные: рассматривание предметов, изготовленных из разных материалов, наблюдения.

Практические: развивающие игры, проведение опытов, сюрпризный момент.

Оборудование:

Магниты, металлические предметы, предметы из пластмассы, дерева, бумаги, резины, ткани, сундучок, варежка, тазик с водой, клеёнка, салфетки.

Предварительная работа:

Знакомство с магнитом и его свойствами, игры с металлическими предметами, магнитами, экспериментирование «Тонет – не тонет».

Технология:

Экспериментирование

Ход мероприятия

Этапы деятельности Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей

Вводная часть

Цель: Создание мотивации и заинтересованности детей предстоящей деятельностью.

Основная часть

Цель: Развитие познавательных способностей и интересов воспитанников при ознакомлении со свойствами предметов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Заключительная часть

Цель: Оценка деятельности детей, подведение итога исследовательской деятельности Раскладываю на столе предметы, изготовленные из различных материалов: пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические, бумажные и др. Предлагаю детям определить и назвать, из каких материалов изготовлены предметы в развивающей игре «Из чего сделаны предметы».

Цель: упражнение в классификации предметов, по материалу из которого они изготовлены.

Показываю детям фокус. Надеваю на руку рукавичку с магнитом внутри и провожу над предметами, лежащими на столе. Металлические предметы притягиваются к рукавичке.

Спрашиваю детей:

- Почему одни предметы прилипли к рукавичке, а другие нет?

- Предметы, из каких материалов прилипли к рукавичке?

- Предметы, из каких материалов не прилипли и остались лежать на столе?

Предлагаю детям сформулировать предположение, в случае затруднения, показываю, что в рукавичке находится магнит.

В группу вбегает домовёнок Кузя с сундучком, из которого торчат разные предметы.

Он обращается к детям с просьбой помочь навести порядок в сундуке, оставив только металлические предметы.

Конкретизирую проблему: надо выбрать металлические предметы.

- Как это можно сделать?

Выслушав детей, советую проверить некоторые выдвинутые предположения:

- металл тяжёлый, тонет в воде (резиновые, пластмассовые, деревянные предметы в воде не тонут);

- металлические предметы притягиваются к магниту.

С целью эффективной организации исследовательской деятельности вместе с детьми решаем разделиться на две подгруппы.

Оказываю помощь детям в проведении опытов, формулировании выводов.

Домовёнок Кузя наблюдает за деятельностью детей, поощряет, восхищается.

Приглашает детей поиграть в дидактическую игру «Опиши и положи в сундучок металлический предмет».

Цель: определение детьми качественных характеристик и свойств металла (твёрдость, цвет, блеск, прочность, взаимодействие с магнитом)

Домовёнок Кузя благодарит детей за помощь, прощается, берёт сундучок и уходит.

Хвалю детей за активную деятельность, умение экспериментировать, выдвигать гипотезы и делать выводы.

Дети берут предмет, определяют и называют материал, из которого он изготовлен (мяч резиновый, он изготовлен из резины, болт металлический, т. к. он изготовлен из металла и т. д.)

Дети высказывают свои предположения.

(Принимаются любые предположения детей)

Отмечают, что прилипли предметы, изготовленные из металла, а на столе остались лежать предметы из резины, бумаги, дерева, пластмассы, ткани.

Выдвигают предположение, что в рукавичке находится магнит, к которому притягиваются металлические предметы.

Дети встречают Кузю, здороваются, предлагают присесть, выслушивают его, предлагают помощь.

Используя метод «мозгового штурма», дети выдвигают несколько гипотез.

Первая подгруппа проверяет гипотезу с магнитом, вторая – с водой.

В соответствии с результатами исследования делают выводы: металлические предметы притягиваются к магниту, тонут в воде. Пластмассовые, деревянные, резиновые предметы не притягиваются к магниту и не тонут в воде.

Определяют свойства и качества металла, описывая предмет. Складывают металлические предметы в сундучок.

Деятельность детей переходит в самостоятельные игры с предметами.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида

городского округа город Буй

Конспект (2)

Совместная непосредственно-организованная образовательная деятельность

Ознакомление со свойствами металла

Средняя группа общеобразовательной направленности

Воспитатель:

Голубкова Татьяна Владимировна

2019 год

Цель: Узнавание предметов из металла. Организация совместной деятельности воспитателя с детьми посредством опытов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи

1. Определять качественные характеристики металла (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

2. Способствовать развитию познавательных интересов у детей.

3. Стимулировать развитие детского мышления.

4. Обогащать и активизировать словарный запас (металл, металлические предметы, ковкость).

5. Помочь преодолеть боязнь ошибочных действий и высказываний.

Ожидаемый результат

- Получение новых сведений о предметах из металла.

- Преодоление боязни ошибочности действий, высказываний.

- Стимулирование развития детского мышления.

- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решать, представляют возможные решения, делают выводы и обобщения.

Методы и приёмы

Словесные: беседа, художественное слово, рассуждения.

Наглядные: рассматривание предметов, наблюдения, игровой персонаж.

Практические: проведение опытов.

Оборудование

Металлические предметы, ёмкость с водой, свеча, спички, иллюстрации по теме, клеёнка, салфетки, деревянные предметы.

Предварительная работа

Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования, игры с магнитом

Технология

Экспериментирование.

Ожидаемый результат

- Получение новых сведений о предметах из металла.

- Преодоление боязни ошибочности действий, высказываний.

- Стимулирование развития детского мышления.

- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решать, представляют возможные решения, делают выводы и обобщения.

Ход мероприятия

Вводная часть

Цель: Создание мотивации и заинтересованности детей предстоящей деятельностью Создаю условия для организации совместной деятельности воспитателя с детьми: выкладываю иллюстрации, металлические предметы

Когда дети, заинтересовавшись, присоединяются, загадываю загадки:

- Ребята, послушайте загадки:

1. Сам худ, а голова с пуд.

2. Толстый тонкого побьёт.

Тонкий, что-нибудь прибьёт

- Как вы думаете, о каком предмете идёт речь?

- Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?

- Да, молоток сделан из металла. А ещё можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток?

- В далёкие времена молоток использовали и с другой целью. Например, если где-то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Я стучу молотком по металлу. В группу вбегает запыхавшийся домовёнок Кузя.

Кузя - Что у вас случилось? Почему так громко стучите?

- Во-первых, здравствуйте, Кузя. Здравствуйте, где что горит?

- У нас ничего не горит, Кузя.

- Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали?

- Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.

Кузя - Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.

- Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.

- Дети, а вы знаете, что ещё можно сделать из металла?

Кузя: А я тоже знаю такие предметы!

- Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?

Кузя (задумывается) : Стул.

- Стул можно сделать из металла, но ты его не поднимешь. Металл очень тяжёлый и мы с детьми сейчас это докажем.

Опыт №1

- А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

- Почему утонул металлический шарик?

- Что тяжелее: деревянный шарик, металлический или вода?

Кузя: Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму прут металлический и что-нибудь из него сделаю

Кузя берёт металлический прут и пытается его согнуть.

- Нет, Кузя, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. Людей, которые этим занимаются, называют кузнецами. (Показываю картины из серии “Знакомство с профессиями”)

Выслушав детей, оказываю помощь в формулировании выводов:

- металл тяжёлый, тонет в воде;

- металл имеет металлический блеск;

- металл можно нагревать, поэтому из него можно делать различные поделки и предметы.

Дети, заинтересовавшись присоединяются, рассматривают иллюстрации, выясняя о чём их содержание, задают вопросы.

Внимательно слушают, рассуждают,

находят ответы.

Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.

Рассуждают, высказывают свои предположения.

Дети берут два шарика одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

В ёмкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический. Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.

Потому что он тяжелее.

Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.

Дети рассуждают, высказывают свои предположения, определяют свойства и качества металла

Заключительная часть.

Цель: оценка деятельности детей, подведение итогов педагогического мероприятия.

- Молодцы! Вы были активными, любознательными, экспериментировали, выдвигали гипотезы и делали выводы. Кузя: Спасибо, ребята!

Я сегодня узнал много о металле. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!

Деятельность детей переходит в самостоятельные игры с предметами.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Лесовичок» комбинированного вида

городского округа город Буй

Конспект (3)

Совместная непосредственно-организованная образовательная деятельность

Правила безопасности при обращении с металлическими предметами.

Средняя группа общеобразовательной направленности

Воспитатель:

Голубкова Татьяна Владимировна

2019 г.

Цель Определение материала, из которого изготовлены ножи и степень их опасности для жизни и здоровья человека.

Задачи 1. Закрепить умения узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека.

3. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.

4. Оказать помощь в преодолении у воспитанников боязни ошибочных действий и высказываний, проявляя интерес к исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат

- Наличие у детей умений определять свойства материалов в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

- Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательно-исследовательскую функцию, направленную на познание объекта в ходе практической деятельности с ним.

- Дети выделяют и ставят проблему, которую надо решить, предлагают возможные решения, делают выводы и обобщения.

Методы и приёмы

Словесные: вопросы, ответы детей, разговор, рассуждения.

Наглядные: рассматривание предметов, изготовленных из разных материалов, наблюдения, игровой персонаж.

Практические: проведения опыта, развивающие игры.

Оборудование

Металлические предметы, магниты, алгоритм расписания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвием.

Предварительная работа

Игры с металлическими предметами, магнитами.

Технология

Экспериментирование.

Ход мероприятия

Этапы деятельности Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей

Вводная часть

Заключительная часть

Цель: Оценка деятельности детей, подведение итогов мероприятия.

Показываю детям несколько предметов из различных материалов: деревянные, металлические, резиновые и др.

Предлагаю детям определить и назвать, из каких материалов изготовлены предметы в развивающей игре “Чудесный мешочек”.

- Скажите, дети, а как используются металлические предметы в жизни человека?

В группу вбегает домовёнок Кузя, здоровается с присутствующими.

- Кузя, а ты научился различать металлические предметы он неметаллических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?

Кузя достаёт сумку, высыпает предметы на стол и говорит, что они все сделаны из металла.

- Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от неметаллических.

Игра “Наведи порядок в сумке”

Цель: классификация предметов по материалу изготовления.

Прошу детей назвать, где используются предметы, изготовленные из металла и объяснить почему.

- Металлические ножи несут опасность, поэтому с ними нужно обращаться осторожно, размахивать ножом и баловаться с ним нельзя – можно пораниться. Маленькие дети не должны брать ножи без разрешения взрослого.

Выясняю у детей, для чего используются ножи, из какого материала ножи делают, какие ножи, на их взгляд, могут нести опасность для человека и почему?

Оказываю помощь в формировании выводов:

- металлические ножи несут скрытую опасность для жизни человека;

- при неосторожном использовании можно порезаться, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности.

Кузя хвалит детей, восхищается. Он благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Хвалю детей за активную деятельность, умение экспериментировать, выдвигать гипотезы и делать выводы.

Дети достают предмет, определяют и называют материал, из которого он изготовлен (скрепка металлическая, она изготовлена из металла, кубик деревянный, тюк он изготовлен из древесины и др.) Дети высказывают свои предположения

Дети встречают Кузю, здороваются, предлагают присесть, выслушивают его, предлагают помощь.

Определяют свойства и качества металла, используют алгоритм (Твёрдость, цвет, блеск, прочность, взаимодействие с магнитом, объясняют, почему они решили, что эти предметы сделаны из металла.

Дети высказывают свои предположения, гипотезы.

Ножи используют для нарезания, разделки продуктов питания.

Ножи делают из металла, из пластмассы.

Деятельность детей переходит в самостоятельные игры с предметами.

Публикации по теме:

Презентация «Экспериментально-исследовательская деятельность в логопедической группе ДОУ» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» города Ленска МО «Ленский район».

Экспериментально-исследовательская деятельность «Изготовление лавовой лампы в домашних условиях» Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга» Муниципальная конференция дошкольников и младших школьников.

Консультация для родителей «Экспериментально-исследовательская деятельность детей» В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Методическая разработка «Деятельность детей во вторую половину дня» 1) Деятельность во второй половине дня – это, прежде всего закаливающие мероприятия. Закаливание в режиме дня –это определенная система.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников (методическая разработка) Введение «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». (Китайская пословица) В настоящее время в системе.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чудеса с водой»Экспериментально-исследовательская деятельность «Чудеса с водой» Экспериментально-исследовательская деятельность. «Чудеса с водой». 1часть. Здравствуйте ребята. Сегодня в почтовом ящике детского сада.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Путешествие на остров» (подготовительная группа)Экспериментально-исследовательская деятельность «Путешествие на остров» (подготовительная группа) Конспект : Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Путешествие на остров» Воспитатель: Безверхняя Луиза.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Удивительная вода»Экспериментально-исследовательская деятельность «Удивительная вода» В рамках реализации проекта по экспериментально-исследовательской деятельности была проведена образовательная деятельность "Удивительная.

Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ Тюрина Е. А., воспитатель МДОУ Детский сад № 22 1 квалификационной категории Китайская.

Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе № 8 «Дельфинчик». Дата проведения: 21.03.2019 г. Участники: воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Экспериментально-исследовательская деятельность»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 09:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД