МААМ-картинки

Методическая разработка проекта «Эмоции со мной, с тобой, с нами»

Екатерина Галимова
Методическая разработка проекта «Эмоции со мной, с тобой, с нами»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

В наше время компьютерных и информационных технологий, когда с малых лет живое общение с людьми может заменяться электронной перепиской и другими видами опосредованной коммуникации, актуально не просто изучение эмоций, а понимание собственных чувств и эмоций, понимание эмоциональных состояний другого человека. «Овладение» этими эмоциями, в большей степени позволяет понять себя и построить эффективные межличностные отношения.

Публикация «Методическая разработка проекта „Эмоции со мной, с тобой, с нами“» размещена в разделах

Работы, посвященные проблеме развития, изучения, освоения, понимания эмоций, рассматриваются, в основном, с позиции происхождения эмоциональных явлений, в меньшей степени – в аспекте важного психологического фактора, способствующего гармоничному психическому и социальному развитию ребёнка. Именно этим актуальна данная методическая разработка, позволяющей глубже изучить и показать дошкольникам эмоциональную сторону человека, понимать свои чувства и эмоции.

Эмоции и эмоциональные состояния появляются у ребё нка практически с первых дней жизни: сначала это плач, крик, сообщающей матери о каком-то дискомфорте, далее – это искренняя и яркая улыбка ребёнка, когда он видит лицо мамы. По мере роста и развития «эмоциональный репертуар» расширяется, усложняется, пронизывает все стороны и аспекты жизни ребёнка.

Актуальность.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками становятся дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель начальной школы должны научиться четко, разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Поскольку эмоциональное самочувствие детей в их ближайшем окружении не всегда благополучно. В такой ситуации межличностные отношения ребенка со сверстниками играют важную роль в его жизни. Для эффективного формирования эмоционального здоровья была составлена методическая разработка и представлена система работы педагога- психолога в детском саду «Вишенка» по данной теме.

Инновационные формы в работе педагога-психолога.

Работа по развитию эмоций проводится с внедрением инновационных технологий, и большая её часть написана с учетом современных взглядов дошкольников. Сегодняшние дети шагают в ногу со временем, а стандартные программы устарели. Чтобы заинтересовать дошкольника разрабатываются инновационные технологии.

В данной методической разработке «эмоции со мной, с тобой, с нами», используются следующие инновационные технологии:

1).Информационная технология – специальный способ, программные и технологические средства (кино-, аудио-, видео-средства, компьютеры). Метод обучения – презентационный метод.

2). Интерактивная технология—способ активизации деятельности субъектов в процессе взаимодействия. Метод обучения – презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций и видеороликов в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

3). Игровая технология — совокупность методов и приемов организации педагогического процесса в виде конкретных игровых моделей. Метод обучения — разыгрывание ролей (ролевая игра, имитационная игра.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В данной разработке мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Проигрывая сценки, этюды и ситуации из жизни дети осваивают коммуникативные функции, с помощью диалектики общения; функции самореализации. Игротерапевтическая функция используется для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении и общении с окружающими. С помощью ролевых игр у ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Объект изменений: дети дошкольного возраста

Предмет изменений: эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста

Цель методической разработки :

-развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;

Задачи методической разработки :

-Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

-Формировать навыки правильного реагирования родителей, воспитателей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

-Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации, Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

Ожидаемый результат:

Уметь:

- выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой;

-понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

-понимать и описывать словесно свои желания и чувства;

-различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей, сравнивать эмоции;

-контролировать свои эмоциональные реакции;

-оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;

-разрешать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

-оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

-изображать на рисунке своё внутреннее состояние.

Способы предоставления результатов:

1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, беседа и т. п.)

2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, методики и т. д.)

3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)

4) проективные методы, тесты.

5) графические методики

Оценка результатов:

Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей.

Основная часть

Методическая разработка рассчитана на : 6 занятий

Этапы реализации:

1этап. Аналитический.

На первом этапе осуществляется подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования, с помощью методик и тестов мы получаем представление о ребенке и его внутреннем и эмоциональном мире. Проведение анкетирование родителей, педагогов. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.

Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп. Продолжительность занятий 25-30 минут. Проводятся 1 раз в неделю. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.

Методики для определения эмоционального состояния :

-Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)

Цель: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям.

-Методика «Лесенка» (В. Г. Шур. С. Г. Якобсон)

Цель: Выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

- «Кактус» - Графическая методика М. А. Панфиловой.

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

-Тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)

Цель: Выявить количество страхов у детей и определить их характер.

-Проективный тест «Дом – Дерево - Человек» (разработан Дж. Буком).

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

Тест «В тридевятом царстве» - проективная методика исследования личности. Предназначена для оценки у детей способности испытывать эмоции тревоги и удовольствия. Предложена Т. Фагула в 1994 г. Испытуемому предъявляют 9 рисунков – сцен из мультфильмов и просит упорядочить их и составить рассказ.

2этап. Формирующий.

На данном этапе проводится цикл занятий и психологических тренингов по развитию эмоциональной сферы детей, игр и упражнений. Привлечение родителей к выполнению домашнего задания.

Стиль ведения занятий эмоциональный и непринуждённый. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. В случае необходимости, выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно использовать музыкальное, мультимедийное сопровождение, релаксационное, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

3этап. Завершающий.

На завершающем этапе проводится повторная диагностика и тестирование психических состояний, которая показывает динамику в работе с развитием эмоций, что в дальнейшем будет поспособствовать легкой адаптации детей к школе и умению проводить самоконтроль.

У детей в младшем школьном возрасте меняются жизненные идеалы, а также восприятие окружающего мира, увеличивается опыт, расширяется сфера общения.

Основные направления реализации:

• Проведение диагностики.

• Выявление уровня эмоционального состояния воспитанников.

Разработать методические рекомендации.

Разработать план занятий.

• Подобрать серию игр для детей.

• Использование релаксационных процедур.

• Обеспечить внутреннюю включенность каждого участника в действия.

• Изготовить дидактические пособия для занятий.

Разработать и провести консультации и семинары для педагогов.

Разработать и провести консультации для родителей.

Разработать анкету для родителей.

Механизмы, средства и способы реализации:

• Проведение специально разработанных психологических занятий с детьми.

• Упражнения,

• психологические игры,

• этюды,

• решение проблемно-практических ситуаций,

• элементы арт-терапии,

• игры-драматизации,

• подвижные игры,

• чтение и анализ сказок,

• беседы,

• релаксация,

• мультфильмы,

• презентации,

• видеоролики и т. д.

• Наблюдение

• Анкетирование

• Тестирование

• Беседа

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет» Консультация для родителей "Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3-4 лет" Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека.

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке. Дидактический материал с использованием ИКТ Хочу представить вашему вниманию дидактический материал с использованием информационно-коммуникационных технологий. Название моей работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка проекта «Эмоции со мной, с тобой, с нами»
Опубликовано: 22 марта 2014 в 21:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка проекта «Эмоции со мной, с тобой, с нами»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Галимова (УИ 176583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД