МААМ-картинки

Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа

Кирсанова Наталья Викторовна
Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа

Этно - кампус

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к истории русской культуры и быта, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

Публикация «Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа» размещена в разделах

Формировать у дошкольников представление о музее;

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

• Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

• Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

• Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

• Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

• Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Направления работы:

• ознакомление с бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;

• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Планируемые результаты освоения программы детей 5-7 лет

• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

• Знает название и назначение предметов русского народного быта.

• Знает русские народные и музыкально-фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.

• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

• Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).

• Физическое развитие (комплекс активных игр).

• Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).

• Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценировка произведений художественной литературы).

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих направлений:

Устный фольклор. Простейшие детские стихи, потешки, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

Этнографические сведения имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

Игры - это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят русские народные музыкальные, спортивные и драматические игры.

Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и 10 русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Масленица».

Творческая мастерская. На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Тема Цель Содержание работы

Сентябрь «Русская изба»

Формировать представления о

жилище русской старины,объясняя детям назначение

его составных частей.

Первое посещение детьми «избы». Знакомство.

Обогащать словарь детей : изба,

терем, горница, лежанка.

Познакомить детей с

пословицами.

Октябрь «Мир старинных вещей» Познакомить детей с экспозицией «Русский быт», познакомить с расположением вещей и предметов русского быта. Знакомство детей со

старинной посудой и

утварью (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки). Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

Сравнить их с посудой нашего

времени. Продолжать развивать

любознательность.

Обогащать словарный запас

детей : ухват, миска, чугунок,

горшок.

Ноябрь «Матушка – русская

Печка»

Познакомить детей с жилищем русского народа. Знакомство

детей с устройством избы, с

главной ее

достопримечательностью -печью. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько

функций: на ней и в ней готовили, заготавливали

продукты на зиму - сушили

ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали,

лечились, обогревались.

Обогащать словарь детей за счет

поговорок и пословиц, загадок

Декабрь «Волшебный сундучок»

Познакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, домашним убранством.

Познакомить с русским

народным костюмом, а также

приобретение навыка

плетения из бисера. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека.

Дать представления о различии

важности соблюдения обряда

детского, девичьего, женского и

мужского народного костюма :

(одежда повседневная,

праздничная, головной убор,

обувь, украшения)

Январь «Рождество

Христово» Знакомство с праздниками. Закрепить знания детей о

празднике «Зимние колядки. Святки»

«Зимние поздравительные

песенки».

Формировать у детей мотивацию

к творческой деятельности через импровизацию, игру и пение.

Февраль «Игры-забавы, частушки, заклички, дразнилки» Знакомство с русскими

народными играми

Продолжить знакомить с русским народным фольклором. Сформировать у детей

мотивацию к творчеству и

сотворчеству, через

музицирование, игру, подвижных игр и театрализацию.

Март «Масленица» Познакомить детей с национальным праздником «Масленица». Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.

Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа.

Апрель «Русский национальный костюм».

Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Экскурсия. Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказать о костюмах. Рассмотреть журналы с изображением девушек и женщин в костюмах. Воспитывать уважение к родной культуре.

Май «Русские народные сказки» Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Продолжать знакомить с русским народными сказками. Рассказать детям о том, что народ сочинял сказки и это тоже традиция русского народа. Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Дидактическая игра «Символы русского народа»Дидактическая игра «Символы русского народа» Дидактическая игра «Символы русского народа» Цели: систематизация, расширение знаний детей о символах русского народа Задачи: Закрепить.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 19:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД