МААМ-картинки

Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР в старшей группе

Наталия Могилевцева
Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР в старшей группе

Методическая тема: «Использование приёмов мнемотехники

в работе по развитию связной речи у детей с ТНР»

Актуальность выбранной темы

Связная речь имеет важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику его мышления, умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее в речи. Связная речь является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень и эмоционального и эстетического развития. Успешность обучения детей на последующем уровне основного образования во многом зависит от качества овладения ими связной речью, умения последовательно, логично и полно излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов в устной и письменной речи и т. д.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР в старшей группе» размещена в разделах

К концу дошкольного периода детям необходимо помочь достигнуть определенного уровня развития речевой активности, обогатить словарный запас, овладеть звуковой стороной речи, сформировать грамматический строй, осознать структуру связного высказывания, развить формы разговорной речи.

Практика моей логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства для развития связной речи, можно использовать метод наглядного моделирования (мнемотехнику, мнемотаблицы, мнеморисунки, мнемосхемы).

Мнемотехника позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с ТНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Поэтому мною принято решение работать в этом направлении, т,е. изучить и активно применять метод наглядного моделирования (мнемотехнику, мнемотаблицы) в своей работе.

Методическая тема звучит так: «Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей 5-6лет с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: Развитие связной речи у детей с ТНР с использованием приемов мнемотехники.

Задачи:

Работа над методической темой поможет мне:

1. Повысить уровень развития связной речи у детей с ТНР, благодаря приемам мнемотехники;

2. Формировать у детей умение с помощью графической аналогии составлять описательные рассказы, творческие рассказы, пересказывать тексты, учить стихотворения, потешки, чистогоровки, скороговорки, загадки,считалочки;

3. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление и воображение.

Мнемотехника может иметь самый широкий круг использования. Поэтому мнемотаблицы можно использовать :

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению описательных и творческих рассказов;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов и песен;

для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках, потешках, считалочках Начало работы над темой :.

Предполагаемая дата окончания работы :.

Предполагаемый результат:

связная речь у детей выходит на более высокий уровень;

появится желание у детей пересказывать тексты, придумывать интересные описательные и творческие рассказы;

появится интерес к заучиванию стихотворений, песен, потешек, чистоговорок, скороговорок, считалок, загадок;

у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее.

дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

Перспективный план по методической теме в старшей группе

Сроки Раздел плана Форма работы Цели Участники Формы и методы

Август-

сентябрь Подготовительный Составление плана работы. Составить примерный перспективный план по данной теме Учитель-логопед Индивидуальная работа

Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы. Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. Учитель-логопед Индивидуальная работа, словесные методы

Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, схем- моделей мнемотаблиц по теме Составить картотеку с играми и сюжетными картинками и со схемам –моделями по всем лексическим темам

Учитель-логопед

Индивидуальная работа, наглядные, игровые.

Лексическая тема : «Фрукты, труд людей в саду»

1. Составление описательного рассказа «Мой любимый фрукт» при помощи мнемосхемы.

2. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Овощи, труд людей в огороде, на полях»

1. Составление описательного рассказа «Мой любимый овощ» при помощи мнемосхемы.

2. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Ранняя осень. Ягоды и грибы леса»

1. Заучивание стихотворения «Ягода малинка»

Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем -моделей

Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Октябрь Анкетирование и консультирование родителей. Знакомить родителей с методом мнемотехники Учитель-логопед, родители воспитанников. Наглядные методы.

Лексическая тема:

«Деревья и кустарники в парке и в лесу»

1. Составление рассказа по сюжетной картине «В лесу»

Формировать умение составлять связный последовательный рассказ по сюжетной картине с опорой на схему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Домашние животные и их детеныши»

1. Сочинение рассказа (сказки) : «Про кота Ваську»

2. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение составлять связный рассказ (сказку) с опорой на схему.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Осень, ее признаки»

1. Составление описательного рассказа.

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Перелетные птицы»

2. Заучивание стихотворения

Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Ноябрь Лексическая тема:

«Моя семья. Я – человек»

1. Составление рассказа по сюжетной картине «В гостях у бабушки»

Формировать умение составлять связный последовательный рассказ по сюжетной картине с опорой на схему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Предметы быта. Посуда и столовые приборы»

1. Работа с загадками, составление загадок.

2. Заучивание считалочки «Посуда»

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Формирование умения заучивать стихотворения (считалочки) с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Продукты питания. Профессии в пищевой промышленности»

1. Составление рассказа «Мое любимое блюдо»

Формировать умение составлять связный последовательный рассказ опираясь на графическую схему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Ранняя и поздняя осень, отличительные признаки»

1. Составление описательных рассказов «Ранняя и поздняя осень» при помощи мнемосхемы.

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема

«Дикие животные леса. Подготовка к зиме»

1. Сочинение рассказа (сказки) : «Про лису и зайца»

2. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение составлять связный рассказ (сказку) с опорой на схему.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Декабрь Консультация для родителей. Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники Учитель-логопед, родители воспитанников Наглядные методы.

Лексическая тема «Зима, ее признаки» 1. Пересказ рассказа:

«Зима»

2. Работа с загадками, составление загадок. Формировать умение составлять связный последовательный пересказ с наглядной опорой в виде графических схем.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

1. Составление описательного рассказа «Моя одежда» при помощи мнемосхемы.

2. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Зимние забавы и зимние виды спорта»

1. Составление описательного рассказа «Зимние забавы» при помощи мнемосхемы.

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Зима. Новый год. Фабрика новогодних игрушек»

1. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Январь Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы»

1. Работа с загадками, составление загадок.

2. Заучивание считалочки «Снегири»

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Формирование умения заучивать стихотворения (считалочки) с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Животные и птицы Севера»

1. Составление описательного рассказа «Животные Севера» при помощи мнемосхемы. Формировать умение детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Дом. Мебель. Электроприборы»

1. Заучивание считалочки «1, 2. 3, 4, 5 – будем мебель мы считать» Формирование умения заучивать стихотворения (считалочки) с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Февраль Лексическая тема: «Транспорт, его виды. Профессии на транспорте»

1. Заучивание стихотворения «Грузовик»

Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Домашние птицы и их детеныши»

1. Составление описательного рассказа.

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Животный мир морей, рек, морей и океанов»

1. Пересказ рассказа: «На дне морском»

Формировать умение составлять связный последовательный пересказ с наглядной опорой в виде графических схем. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Наша Родина – Россия. День защитника Отечества. Военные профессии»

1. Заучивание стихотворения «На границе»

Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования».

Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники Учитель-логопед, родители воспитанников. Словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Март Лексическая тема: «Ранняя весна. 8 марта»

1. Составление описательного рассказа «Весна» при помощи мнемосхемы.

2. Заучивание стихотворения «Весна»

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему.

Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Профессии и инструменты в профессиях»

1. Пересказ рассказа: «Кем быть?» Формировать умение составлять связный последовательный пересказ с наглядной опорой в виде графических схем. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Город мастеров»

1. Работа с загадками, составление загадок.

Формировать умение составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Первоцветы»

1. Составление описательного рассказа.

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему мнемосхему Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема: «Природа оживает. Животные, их детеныши. Возвращение перелетных птиц»

1. Заучивание считалочки «1, 2. 3, 4, 5 – будем перелетных птиц считать»

Формирование умения заучивать стихотворения (считалочки) с помощью схем-моделей.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Апрель Лексическая тема: «День Космонавтики»

1. Заучивание стихотворения «Космонавты»

Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Животный мир жарких стран (животные, птицы)»

1. Составление описательного рассказа.

Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему мнемосхему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема:

«Зоопарк и цирк»

1. Заучивание считалочки

«В зоопарке»

Формирование умения заучивать стихотворения (считалочки) с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Мой дом, моя улица, мой город и его достопримечательности»

1. Сочинение рассказа: «Мой город»

Формировать умение составлять связный рассказ с опорой на схему.

Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Май Итоговый Лексическая тема: «Цветущая весна»

1. Составление описательного рассказа «Весна» при помощи мнемосхемы. Формировать умение составлять связный последовательный описательный рассказ опираясь на графическую схему мнемосхему. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Лексическая тема «Наша Родина – Россия»

1. Заучивание стихотворения

«Россия» Формирование умения заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Диагностика Выявить уровень связной речи у детей с ТНР на конец года. Анализировать результаты исследования. Учитель-логопед, дети логопедической группы Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР в старшей группе
Опубликовано: 24 января 2024 в 19:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД