Лучший педагог года

Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества.

Ольга Викторовна Бурцева
Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества.

Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества.

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. "

Б. Асафьев

Публикация «Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества,» размещена в разделах

Ведущую роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально – образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству, потребность в нем.

Основу изобразительных средств, при создании детьми образов составляет рисунок, линия, цвет и некоторые основы композиционной организации, посредством которых дети отражают в рисунках окружающий мир и выражают к нему свое отношение. Однако, как отмечают исследователи, при самостоятельном овладении этими средствами у детей возникает много трудностей, которые они не могут преодолеть без помощи взрослого.

Для формирования изобразительного интереса, изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы. Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития детского творчества.

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображении, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальными объектами. Выразительность образа достигается не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма, красоту ярких насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона. Происходит совершенствование технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.

При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.

В сюжетном изображении – формируются умения изображать линию горизонта, линейную перспективу, умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, создавать сюжетные изображения с натуры.

При обучение детей изобразительному творчеству необходимо соблюдать ряд условий:

1. Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребёнка как личности. Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения.

2. Поощрение творчества и свободного самовыражения детей. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребёнку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию.

3. Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия потенциала каждого ребёнка важно не только учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, но эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.

Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т. е. в ходе занятия, бесед, экскурсий, игр, ребёнок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства.

Учет индивидуальных особенностей детей. Комплексное и системное использование методов и приемов. В педагогической работе нецелесообразно ориентироваться только на один какой-либо метод. Методы и приёмы необходимо варьировать в зависимости от вида творчества, формы организации процесса, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Чем разнообразнее методы, тем больше вариантов подачи материала.

Бережное отношение к процессу и результату творчества. К любому достижению в области изобразительного искусства ребёнок относится как к маленькой победе, поэтому всякое равнодушие или небрежение к его результатам способствует не только появлению отрицательного эмоционального настроя по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом.

Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.

Говоря о методических подходах к развитию детского изобразительного творчества, важно отметить: во многом они определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребёнка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохранены и отражены традиции самого искусства, передаваемые из поколения в поколение. В том случае, когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно-выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к неким упражнениям, утрачивая свою сущностную характеристику.

Список использованных источников

1. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду : обучение и творчество. М. : Просвещение, 1990.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М. : Издат. центр: «Академия»,1997.

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники изобразительного творчества  (пластилинография) «Сорокины подружки» Цель – продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного творчества – пластилинографией. Программное содержание: 1.

Консультация «Застенчивый дошкольник. Преодоление застенчивости средствами изобразительного творчества» Вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось большое внимание. А личность, как известно, формируется в общении. ребенок находится.

Методические разработки по развитию речевого творчества детей в условиях внедрения Федеральных государственных образовательны Развитие речевого творчества переходит сегодня в свободную самостоятельную деятельность. Творчество ребенка – действие ребенка по особому.

«Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» (2) ЧАСТЬ 1-Я "Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования".

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Рабочая программа кружка по развитию детского творчества «Мастерская оригами» Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов.

Развитие изобразительного творчества детей предшкольного возраста в процессе создания иллюстраций к детской книге Проблема развития изобразительного детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области.

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского садаРекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.

Участие в окружном этапе конкурса изобразительного творчества «Дети России-за мир!» посвященного 70-летней годовщине ПобедыУчастие в окружном этапе конкурса изобразительного творчества «Дети России-за мир!» посвященного 70-летней годовщине Победы Окружной этап конкурса изобразительного творчества «Дети России – за мир!» (далее - Конкурс) проводится в целях воспитания чувства патриотизма,.

Уголок изобразительного творчества своими руками.Уголок изобразительного творчества своими руками. Уголок изобразительного творчества «Страна творчества»- созданный для детей четвёртого года жизни своими руками. Одними из основных задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические подходы к развитию детского изобразительного творчества.
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 20:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД