Получи документы

Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР

Елизавета Орлова
Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР

Методические рекомендации и разработки. Программы. Логопедическая программа.

Индивидуальная программа направленная на преодоление ФНР.

Научная обоснованность.

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка (Л. С. Выготский); предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всеми функциями речи: номинативной, индикативной (указательной, коммуникативной (функцией общения, когнитивной (познание определенной информации, регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей).

Публикация «Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР» размещена в разделах

Функция общения может страдать если ребенок имеет фонетическое недоразвитие речи. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение звукопроизношения (дислалия). Подразделяется на два вида: - органическую, вызванную органическими дефектами периферического речевого аппарата (изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т. д.); - функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет. При органической дислалии, коррекцию дефектов периферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т. д., проводит врач ортодонт, стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

Причины возникновения функциональной дислалии: неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье); подражание плохо говорящим сверстникам; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта); снижение слуха; отклонения в умственном развитии ребенка.

Выделяются несколько видов дислалии: Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р". Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л". Дефекты произношения небных звуков: - каппацизм - звуков к и к" - гаммацизм - звуков г и г" - хитизм - звуков х и х" - йотацизм - звука й. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т. д. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т. д. По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков). Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и болееартикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Основная форма работы - обучение ребенка на занятиях. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются ребенку постепенно, с учетом того, что он уже знает и умеет.

Поддерживать активность и предупреждать утомление ребенка позволяет смена характера его деятельности.

При знакомстве ребенка с новым материалом, основная часть новых знаний дается в начале занятия, так как усвоение нового требует от него значительного сосредоточения.

Цель программы: устранение нарушений звукопроизношения

Задачи программы:

- установить контакт с ребенком

- развивать тонкую моторику рук

- познакомить ребенка с органами артикуляции в игровой форме

- научить выполнять общую артикуляционную гимнастику

- выработать правильное речевое дыхание

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков

- поставить звуки

- автоматизировать звуки в обратных, прямых слогах; в словах (начале, конце, середине); в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

- совершенствовать слуховое внимание и восприятие учить различать сходные звуки

- задачи для родителей: научить выполнять упражнения совместно с ребенком, осуществлять контроль

Адресат: ребенок дошкольного возраста

Планируемые результаты. По итогам программы: имеет развитую тонкую моторику; артикуляционную моторику; применяет правильное речевое дыхание; пользуется в свободной речи поставленными, автоматизированными звуками; различает оппозиционные звуки.

Система условий реализации программы.

Материально-техническое обеспечение: В кабинете имеется стол и стулья для работы ребенком дошкольного возраста. Зеркало, пособия для развития ручной, артикуляционной моторики и дыхания. Звуковые улитки для автоматизации и т. д. Мультимедийные технологии (Learning Shapes, quizlet, перволого).

Методическое обеспечение. Методическая литература для учителя: «Я учусь выговаривать Р, Рь» Куликовская Т., Буланова С. ; «Я учусь выговаривать Л, Ль» Куликовская Т., Буланова С. ; Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е. Н. Спивак. «Развивающие игры для будущих первоклассников» Жукова О.

Направление программы «Работа с родителями» - Рекомендации родителю - дозированы и выдаются в зависимости от темы занятия и успешности усвоения её ребенком.

Примерная стуктура занятия.

1. Приветствие, проверка заданий.

2. Коррекционно-развивающий блок

3. Физминутка.

4. Рефлексия

Содержательный раздел. Учебная программа.

Занятия №1,2

Тема: Артикуляционный аппарат

Задачи:

- установить контакт с ребенком

- познакомить ребенка с органами артикуляции в игровой форме

- подготовить артикуляционный аппарат

- научить выполнять общую артикуляционную гимнастику

- выработать правильное дыхание

Содержание:

- тук-тук (руч. мот.)

- мыло и мочало (руч. мот.)

- улыбка –трубочка

- лопаточка – иголочка

- заборчик

- вкусное варенье

- часики

- маляр

- лошадка

- гармошка

- барабанщик

- снежинка (дыхание)

- змейка (дыхание)

Занятие №3,4

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- тук-тук (руч. мот.)

- улыбка

- пароход гудит

- лопатка

- непослушный язык

- горячий чай (дыхание)

- дождик (дыхание)

Занятие №5

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №6

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №7,8

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №9

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 10

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- улитки (руч. мот.)

- улыбка

- ложечка

- лопатка

- непослушный язык

- горячий чай (дыхание)

- цветок (дыхание)

- трубочка (язык)

- вкусное варенье

Занятие № 11

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №12

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №13

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №14

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №15,16

Тема: Дифференциация [Л-Л`]

Задачи:

- учить дифференцировать звуки

- совершенствовать фонематический слух

Содержание:

- упр. на дифференциацию в слогах, словах, предложениях

Занятие № 17,18,19

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- башмак (руч. мот.)

- паучок (руч. мот.)

- улыбка –трубочка

- лопаточка – иголочка

- вкусное варенье

- часики

- маляр

- лошадка

- грибок

- гармошка

- барабанщик

- болтушка

- снежинка (дыхание)

- змейка (дыхание)

Занятие №20, 21

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №22

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 23, 24

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 25

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №26

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №27

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №28

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 29

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №30

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 31, 32

Тема: Дифференциация [Р-Р`]

- учить дифференцировать звуки

- совершенствовать фонематический слух

- упр. на дифференциацию в слогах, словах, предложениях

Занятие №33

Диагностическое занятие. Обобщение и закрепление.

Задачи:

- отработкка закрепленного навыка

Содержание:

- расскажи сказку

- ответь на звонок

- соверши покупки

Список литературы:

1. Волкова, Л. С. и др. Логопедия. : 5-е изд., перераб. И доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.

2. Воробьева, Т. А., Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

3. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2012. – 120 с.

4. Косинова, Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е. М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.

5. Крупенчук. О. И. пальчиковые игры. / О. И. Крупенчук. – СПб. : Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с. : ил. – (серия «Уроки логопеда»).

6. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003- 739 с.

7. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. : МРОПИ: 1993.

8. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

9. logopedmaster.ru

Публикации по теме:

Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с ЗПР «Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития» Для.

Гимнастика после дневного сна, направленная на профилактику плоскостопия у дошкольниковГимнастика после дневного сна, направленная на профилактику плоскостопия у дошкольников В связи с тем, что сейчас очень актуальна проблема плоскостопия, мы проводим плановую профилактическую работу с детьми по его предупреждению.

Индивидуальная образовательная программа воспитателя Индивидуальная образовательная программа воспитателя МБДОУ д/с № 28 Шариной Дарьи Владимировны (2016 - 2018 гг.) Актуальность • В связи.

Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка «Трудный период» Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,.

Индивидуальная программа арт-терапевтической направленности «И мир станет ярче» (пояснительная записка) СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общие сведения о ребенке 2. Особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3. Виды арт-терапии.

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре МБДОУ № 6 «Страна детства» Добрыгиной Ирины Васильевны.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Индивидуальная программа «Знайка» Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Развитие.

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа Никулина Ивана Ивановича Возраст: 25.07.2011 г. на 2016 – 2017 учебный год.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР
Опубликовано: 16 мая 2017 в 14:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД