Папки-передвижки

Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР

Елизавета Орлова
Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации и разработки. Программы. Логопедическая программа.

Индивидуальная программа направленная на преодоление ФНР.

Научная обоснованность.

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка (Л. С. Выготский); предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всеми функциями речи: номинативной, индикативной (указательной, коммуникативной (функцией общения, когнитивной (познание определенной информации, регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей).

Публикация «Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР» размещена в разделах

Функция общения может страдать если ребенок имеет фонетическое недоразвитие речи. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение звукопроизношения (дислалия). Подразделяется на два вида: - органическую, вызванную органическими дефектами периферического речевого аппарата (изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т. д.); - функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет. При органической дислалии, коррекцию дефектов периферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т. д., проводит врач ортодонт, стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

Причины возникновения функциональной дислалии: неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье); подражание плохо говорящим сверстникам; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта); снижение слуха; отклонения в умственном развитии ребенка.

Выделяются несколько видов дислалии: Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р". Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л". Дефекты произношения небных звуков: - каппацизм - звуков к и к" - гаммацизм - звуков г и г" - хитизм - звуков х и х" - йотацизм - звука й. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т. д. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т. д. По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков). Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и болееартикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Основная форма работы - обучение ребенка на занятиях. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются ребенку постепенно, с учетом того, что он уже знает и умеет.

Поддерживать активность и предупреждать утомление ребенка позволяет смена характера его деятельности.

При знакомстве ребенка с новым материалом, основная часть новых знаний дается в начале занятия, так как усвоение нового требует от него значительного сосредоточения.

Цель программы: устранение нарушений звукопроизношения

Задачи программы:

- установить контакт с ребенком

- развивать тонкую моторику рук

- познакомить ребенка с органами артикуляции в игровой форме

- научить выполнять общую артикуляционную гимнастику

- выработать правильное речевое дыхание

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков

- поставить звуки

- автоматизировать звуки в обратных, прямых слогах; в словах (начале, конце, середине); в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

- совершенствовать слуховое внимание и восприятие учить различать сходные звуки

- задачи для родителей: научить выполнять упражнения совместно с ребенком, осуществлять контроль

Адресат: ребенок дошкольного возраста

Планируемые результаты. По итогам программы: имеет развитую тонкую моторику; артикуляционную моторику; применяет правильное речевое дыхание; пользуется в свободной речи поставленными, автоматизированными звуками; различает оппозиционные звуки.

Система условий реализации программы.

Материально-техническое обеспечение: В кабинете имеется стол и стулья для работы ребенком дошкольного возраста. Зеркало, пособия для развития ручной, артикуляционной моторики и дыхания. Звуковые улитки для автоматизации и т. д. Мультимедийные технологии (Learning Shapes, quizlet, перволого).

Методическое обеспечение. Методическая литература для учителя: «Я учусь выговаривать Р, Рь» Куликовская Т., Буланова С. ; «Я учусь выговаривать Л, Ль» Куликовская Т., Буланова С. ; Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е. Н. Спивак. «Развивающие игры для будущих первоклассников» Жукова О.

Направление программы «Работа с родителями» - Рекомендации родителю - дозированы и выдаются в зависимости от темы занятия и успешности усвоения её ребенком.

Примерная стуктура занятия.

1. Приветствие, проверка заданий.

2. Коррекционно-развивающий блок

3. Физминутка.

4. Рефлексия

Содержательный раздел. Учебная программа.

Занятия №1,2

Тема: Артикуляционный аппарат

Задачи:

- установить контакт с ребенком

- познакомить ребенка с органами артикуляции в игровой форме

- подготовить артикуляционный аппарат

- научить выполнять общую артикуляционную гимнастику

- выработать правильное дыхание

Содержание:

- тук-тук (руч. мот.)

- мыло и мочало (руч. мот.)

- улыбка –трубочка

- лопаточка – иголочка

- заборчик

- вкусное варенье

- часики

- маляр

- лошадка

- гармошка

- барабанщик

- снежинка (дыхание)

- змейка (дыхание)

Занятие №3,4

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- тук-тук (руч. мот.)

- улыбка

- пароход гудит

- лопатка

- непослушный язык

- горячий чай (дыхание)

- дождик (дыхание)

Занятие №5

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №6

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №7,8

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №9

Тема: Звук [Л]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 10

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- улитки (руч. мот.)

- улыбка

- ложечка

- лопатка

- непослушный язык

- горячий чай (дыхание)

- цветок (дыхание)

- трубочка (язык)

- вкусное варенье

Занятие № 11

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №12

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №13

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №14

Тема: Звук [Л`]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №15,16

Тема: Дифференциация [Л-Л`]

Задачи:

- учить дифференцировать звуки

- совершенствовать фонематический слух

Содержание:

- упр. на дифференциацию в слогах, словах, предложениях

Занятие № 17,18,19

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- башмак (руч. мот.)

- паучок (руч. мот.)

- улыбка –трубочка

- лопаточка – иголочка

- вкусное варенье

- часики

- маляр

- лошадка

- грибок

- гармошка

- барабанщик

- болтушка

- снежинка (дыхание)

- змейка (дыхание)

Занятие №20, 21

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №22

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 23, 24

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 25

Тема: Звук [Р]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №26

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №27

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- поставить звук

- учить соблюдать правильный поток воздуха

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- постановка звука

Занятие №28

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- автоматизировать в обратных, прямых слогах

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 29

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие №30

Тема: Звук [Р`]

Задачи:

- автоматизировать в предложениях, тексте

- в самостоятельной речи (дома)

Содержание:

- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания

- автоматизация

Занятие № 31, 32

Тема: Дифференциация [Р-Р`]

- учить дифференцировать звуки

- совершенствовать фонематический слух

- упр. на дифференциацию в слогах, словах, предложениях

Занятие №33

Диагностическое занятие. Обобщение и закрепление.

Задачи:

- отработкка закрепленного навыка

Содержание:

- расскажи сказку

- ответь на звонок

- соверши покупки

Список литературы:

1. Волкова, Л. С. и др. Логопедия. : 5-е изд., перераб. И доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.

2. Воробьева, Т. А., Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

3. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2012. – 120 с.

4. Косинова, Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е. М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.

5. Крупенчук. О. И. пальчиковые игры. / О. И. Крупенчук. – СПб. : Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с. : ил. – (серия «Уроки логопеда»).

6. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003- 739 с.

7. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. : МРОПИ: 1993.

8. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

9. logopedmaster.ru

Публикации по теме:

Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с ЗПР «Диагностическая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития» Для.

Гимнастика после дневного сна, направленная на профилактику плоскостопия у дошкольниковГимнастика после дневного сна, направленная на профилактику плоскостопия у дошкольников В связи с тем, что сейчас очень актуальна проблема плоскостопия, мы проводим плановую профилактическую работу с детьми по его предупреждению.

Индивидуальная образовательная программа воспитателя Индивидуальная образовательная программа воспитателя МБДОУ д/с № 28 Шариной Дарьи Владимировны (2016 - 2018 гг.) Актуальность • В связи.

Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка «Трудный период» Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,.

Индивидуальная программа арт-терапевтической направленности «И мир станет ярче» (пояснительная записка) СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общие сведения о ребенке 2. Особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3. Виды арт-терапии.

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре МБДОУ № 6 «Страна детства» Добрыгиной Ирины Васильевны.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Индивидуальная программа «Знайка» Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Развитие.

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа Никулина Ивана Ивановича Возраст: 25.07.2011 г. на 2016 – 2017 учебный год.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР
Опубликовано: 16 мая 2017 в 14:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Орлова (УИ 1162574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД