МААМ-картинки

Педагогическое сопровождение индивидуального проекта

Коновалова Мария
Педагогическое сопровождение индивидуального проекта

Методические рекомендации

«Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного проекта»

Данные методические рекомендации адресованы педагогам образовательных организаций, осуществляющим руководство индивидуальными образовательными проектами учащихся.

Публикация «Педагогическое сопровождение индивидуального проекта» размещена в разделах

Вопросы педагогического сопровождения индивидуального образовательного проекта в условиях введения ФГОС основного общего образования и подготовки к введению ФГОС среднего общего образования становятся все более актуальными. Необходимость оценивания индивидуального проекта учащихся как один из вариантов итоговой аттестации требует специальной организации проектной деятельности учащихся. Данные рекомендации могут быть полезны педагогам, осуществляющим руководство проектной деятельностью учащихся.

Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.

В ситуации сопровождения учащийся самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы деятельности, которые затем обсуждает с педагогом (тьютором). Таким образом, чтобы сопровождение осуществилось, учащийся должен, прежде всего, сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с педагогом (тьютором).

Основным методом сопровождения должна являться специально организованная работа с вопросом школьника или собственные вопросы педагога (тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов сопровождения.

Учебный проект – это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, имеющей социально значимую и образовательную цель (эта деятельность организована в т. ч. на основе использования информационных и коммуникационных технологий).

Этапы работы над проектом :

1. Проблема

На первом этапе задачей педагога (тьютора) является помощь учащемуся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Педагог помогает учащемуся сформулировать тему проекта (исследования). Первые консультации направлены на прояснение позиции учащегося по следующим вопросам: Какова твоя проектная идея? В чём смысл проекта? Какую проблему своим проектом ты решаешь? Кому еще, кроме тебя, это нужно? Что ты хочешь получить в результате реализации своей идеи? При этом необходимо помнить, что педагог (тьютор) не объясняет, не отвечает за учащегося на его вопросы, а только помогает ему осознать свой интерес, сформулировать свой вопрос, свою тему.

Вывод: задача учителя – незаметно (методом вспомогательных, т. е. наводящих вопросов) подвести участников проекта к формулировке проблемы. Тема должна быть личностно значима для учащегося. При этом желательно, чтобы она была реально значима, а также имела практическую ценность не только для самого обучающегося, но и для окружающих.

2. Проектирование (прогнозирование, планирование)

Следующим шагом работы является помощь учащемуся в составлении плана реализации проекта, определении возможных партнеров, создания ресурсной карты (маршрута) проекта. Можно использовать следующую схему маршрута: СТАРТ – ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ – МЕСТА ИНТЕРЕСА – БЕЛЫЕ ПЯТНА – ФИНИШ. Для составления подобного маршрута необходимо опираться на те вопросы, которые ставил педагог перед учащимся на предыдущем этапе, а также учитывать те вопросы, которые инициированы самими учащимися. Также необходимо уделять внимание умению планировать деятельность во времени: как умение распределить этапы работы над проектом в течение учебного года, так и временные затраты внутри каждого этапа работы над проектом.

3. Поиск информации

На данном этапе педагог обсуждает с учащимися возможные источники информации: как найти достоверные источники информации по теме, например, какие книги можно и нужно (необходимо использовать); интервью (с кем); опросы (кого); веб-сайты (какие); мультимедиаиздания (какие); видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права) и т. д. Обязательно надо обсудить с учащимися вопросы защиты авторских прав.

4. Продукт (результат и его получение)

На данном этапе осуществляется практическая реализация учащимся проектного замысла. Когда тема работы определена и учащийся выходит в самостоятельную проектную (исследовательскую) деятельность, педагог (тьютор, по необходимости, организует встречу учащегося с консультантами.

Основной задачей педагога (тьютора) является организация рефлексии учащегося по поводу его деятельности в проекте (исследовании). Педагог анализирует с учащимися их образовательные успехи и возникающие затруднения. Обсуждая возникающие трудности на каждом шаге, педагог (тьютор) помогает учащемуся понять, чего ему не хватало для более успешного продвижения проекта, выявить дефициты (знаниевые, организаторские, управленческие и т. д.). Как следствие, на основе анализа этих дефицитов педагог предлагает учащемуся для обсуждения возможные средства решения поставленных задач.

5. Презентация

Педагог (тьютор) осуществляет помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих достижений. Продукт проектной работы учащегося может быть представлен в форме презентации, публикации (например, в виде буклета, web-сайта и др. Основная задача педагога – предложить учащимся на выбор в зависимости от цели проекта (исследования) и его результатов, обсудив с учащимися структуру представления процесса и результатов проектной (исследовательской) работы, а также требования (в т. ч. технические, предъявляемые к оформлению той или иной формы её представления.

Цель педагога : мотивировать учащихся систематизировать полученные данные, выполняемая роль — консультант, помощник. В процессе презентационного оформления итогов проведенного проекта (исследования) педагогу необходимо обсудить с учащимися критерии оценивания работ. Это можно провести в форме групповой дискуссии, через предложение учащимся возможных критериев для обсуждения, а также предоставление им возможности предложить свои критерии оценивания.

6. Портфолио

Работа над портфолио проекта начинается в тот же момент, что и непосредственная его реализация. Портфолио представляет собой своего рода резюме проекта. Основная цель педагога – оказать содействие и помощь учащимся в составлении резюме. Педагог (тьютор) консультирует учащихся, оказывает необходимую помощь в формулировании целей, задач, гипотез и других положений проекта. В портфолио должны быть отражены следующие пункты: автор проекта, тема проекта, цель, краткая аннотация проекта, необходимые материально-технические средства, инструменты и критерии оценивания деятельности по проекту (самооценивание).

Портфолио проекта может быть представлено как в печатном, так и в электронном виде.

Важно, чтобы педагог, осуществляющий сопровождение индивидуального образовательного проекта был профессиональным тьютором или занимал по отношению к учащимся тьюторскую позицию (профессия тьютор или позиция тьютор).

Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуального исследования) ___ ___

(учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Педагогу рекомендуется использовать метод наводящих вопросов)

Выдвижение гипотез решения проблемы ___

___

(гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем в ходе реализации они подвергаются проверке)

Определение формы представления результатов ___

___

(учащиеся определяют для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, выбирают форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Педагогу рекомендуется использовать при этом метод наводящих вопросов)

Составление плана работы учащихся ___

___

( учащиеся продумывают пути проведения своего исследования: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования)

Самостоятельная работа учащихся ___

___

(роль педагога – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло)

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

___

(форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований.)

Защита полученных результатов и выводов

___

(каждому учащемуся на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта : учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания)

Оценивание результатов проекта учащимися ___

___

( рефлексия: учащиеся оценивают работу друг друга)

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Моё педагогическое кредо Моё педагогическое кредо! Вот и наступило долгожданное лето! У нас в Сибири довольно таки жаркая погода стоит! Лето - как известно пора.

Педагогическое эссе «Я — воспитатель». Я каждый день, Как на премьеру, Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок - надеюсь, рад. Быть.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо. Сочинение – эссе. На свете много профессий все они очень, нужны и интересны. Но, самая, лучшая - воспитатель.

Автор публикации:
Педагогическое сопровождение индивидуального проекта
Опубликовано: 2 марта 2022 в 14:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД