МААМ-картинки

Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста

Горбова Наталья
Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Ставрополя

Методические рекомендации для проведения занятий с детьми,

их родителями, педагогами по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Н. М. Горбова

Нам не надо предугадать

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф. И. Тютчев

Публикация «Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одна из ключевых задач современного образования - становление основ информационной культуры детей.

Дошкольное детство - период начальной социализации "растущего человека" (термин Д. И. Фельдштейна, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения ребенка к огромному миру общечеловеческой культуры. Дети нуждаются в доступной, понятной и необходимой информации, благодаря которой они получают представление о мире, учатся мыслить и анализировать, развивают свои способности, память, воображение, речь. Источниками информации являются детские книги и журналы, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, общение с близкими взрослыми и другими детьми. За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности россиян компьютерами и подключения в рамках национального проекта практически всех образовательных организаций к Интернету, пользовательская активность российских детей резко возросла. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, особое значение приобретает информационная безопасность детей.

Глобальная компьютеризация, помимо несомненного социокультурного процесса, вызвала ряд серьезных проблем. Прежде всего, заметную потерю интереса к чтению и, как следствие, снижение уровня общей грамотности.

Потоки низкопробной видеопродукции, некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции привели к утрате основных человеческих ценностей - доброты, милосердия, дружбы, честности, трудолюбия, ответственности. Даже взрослому человеку в условиях цифровой реальности приходится учиться критически оценивать информацию.

Поэтому, уже на первом уровне образования важно создавать оптимальные условия для приобщения детей к информационной культуре и безопасности.

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29 декабря 2010 года устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно - телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей, как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Принят также Федеральный закон Российской Федерации № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 21 июля 2011 года, направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Культура информационной безопасности - система социокультурных норм, взглядов, установок, представлений и практических умений, характеризующих ценностное отношение человека к информации, источникам и способам ее получения. Именно, отношение оценивающего и рефлексирующего человека к окружающему миру и самому себе составляет суть любой культуры т. ч. информационной безопасности.

Информационная культура

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней человеческой культуры, связанную с информационными аспектами жизни людей: значением информации в жизни человека и общества; источниками и способами ее получения; способами освоения, хранения, трансляции и применения в различных ситуациях. Роль этих аспектов в информационном обществе постоянно возрастает. В настоящее время количество и разнообразие информационных потоков вокруг каждого человека столь велико и разнообразно, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в этих потоках, управлять ими в соответствии с той или иной ситуацией. Иначе человек не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, не сможет принять ситуацию значительного увеличения числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг, следовательно, не сможет быть успешным в этой ситуации.

Сегодня существует множество определений информационной культуры.

В широком смысле, информационная культура рассматривается и изучается, как совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий (совокупный, универсальный) опыт человечества.

В узком смысле, информационная культура понимается, как система оптимальных способов обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Обычно выделяют следующие уровни реализации информационной культуры :

- когнитивный уровень (знания, умения, опыт);

- эмоционально - ценностный (установки, оценки, отношения);

- поведенческий (реальное и потенциальное поведение, деятельность человека).

Информационная безопасность

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Информационная безопасность может интерпретироваться, как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным и информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Пословицы о слове

Слово толковое стоит целкового.

Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.

Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото.

Бритва скребет, а слово режет.

Ласковое слово, что весенний, теплый день.

В долгих речах и короткого толку нет.

Воздух словами не наполнить.

В умной беседе ума набраться, в глупой - свой растерять.

Говори меньше, думай больше.

Не по словам судят, а по делам.

Добрые слова дороже любого богатства.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

До слова - крепись, дал слово - держись.

Лучше не досказать, чем лишнего пересказать.

Любишь говорить, люби и других слушать.

На словах медок, а в сердце ледок.

На чужой роток не накинешь платок.

Сказал бы словечко да волк недалечко.

Лишнее слово в грех вводит.

Про доброе дело говори смело.

Полно лясы точить, пора голенища строчить.

Умный человек слово на ветер не пустит.

Хорошее слово - половина дела.

Худое слово и сладким медом не запьешь.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат»Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат» Цель дидактической игры: раскрытие источника угроз, которые несёт всемирная сеть. Дидактические задачи: -повысить уровень осведомленности.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу»Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Цель: формировать понятие о пользе и вреде.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 18:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД