МААМ-картинки

Методические рекомендации по развитию исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Юлия Зубченко
Методические рекомендации по развитию исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам говорить об актуальности проблемы развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования и необходимости разработки методических рекомендаций.

Мы исходили из предположения о том, что развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования будет эффективным, если:

Публикация «Методические рекомендации по развитию исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования» размещена в разделах

- использовать возможности экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации;

- инициировать исследовательское поведение;

- обеспечить детям проявление субъектной позиции (видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать свои идей, проявлять самостоятельность на этапах экспериментирования);

Под экологоразвивающей средой дошкольной образовательной организации понимается специально созданные пространства, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в образовательном процессе по экологическому воспитанию детей поэтому рекомендуется оптимально использовать возможности экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации.

К традиционным пространствам экологоразвивающей среды относят : живой уголок (уголок природы, коридоры и холлы учреждения, огород, сад. К нетрадиционным пространствам экологоразвивающей среды, но очень зарекомендовавшим в образовательном процессе относят : экологическую лабораторию (комнату, зимний сад, экологическую тропинку, фитобар, альпийскую горку, мини-ферму, двор-парк.

В соответствии с рассматриваемой нами проблемы по развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования рассмотрим некоторые экологические пространства, наиболее приспособленные для детского экспериментирования.

Первым, наиболее доступным экологическим пространством, где ребенок самостоятельно может организовывать экспериментальную деятельность - это групповой уголок экспериментирования.

В обязательном порядке необходимо соблюдение требований к оформлению группового уголка экспериментирования. Представим их:

1. Оптимальное расположение в помещении группы, в тихом месте, при хорошем освещении.

2. Доступность для детей группы. Оборудование, материалы размещаются в шкафах (на полках) так, чтобы дети легко их могли достать.

3. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы для организации экспериментирования на три сектора - дидактический, инструментальный, стимулирующий.

4. Соблюдение правил безопасности. Дети должны хорошо знать правила поведения и правила работы в уголке. Использование электроприборов, жидкостей для опытов находятся вне зоны доступа детей и используются под руководством педагога.

Уголок экспериментирования должен иметь название, например, «Мы исследователи», «Познавайка» и паспорт в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение. Прописываются цели организации уголка экспериментирования в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения.

Уголок экспериментирования является зоной практической деятельности детей и должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения опытов и экспериментов, например, распечатанные алгоритмы (схемы) проведения экспериментов, они могут быть постоянными (техника безопасности) и временными, соответствующими тематической («Схемы опытов с водой», «Схемы экспериментов с магнитами» и т. д.).

Обязательно, так как игра – это основная деятельность детей дошкольного возраста, в уголке экспериментирования должен быть хозяин (игрушка, например, Кот ученый, где от его лица создаются проблемные ситуации, задаются вопросы, оказывается помощь в процессе экспериментирования, подготавливаются необходимые материалы, делаются подсказки и т. д.

Важный момент в оформлении группового уголка экспериментирования является наполняемость оборудованием и материалами. Рассмотрим наполняемость уголка экспериментирования для детей старшей группы (Табл. 2.5.)

Таблица 2.5.

Наполняемость группового уголка экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа Дидактические материалы Материалы для опытов инструменты приборы

Старшая группа Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;

дидактические игры : задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?»;

иллюстрированные энциклопедии и атласы; альбомы с алгоритмами выполнения опытов;

таблицы, макеты.

Бросовый и природный материал: камешки, ракушки, семена,

мох, образцы почвы и бумаги,

пищевые красители, сода, мука, марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки,

образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;

шприцы без игл, спринцовки. Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето,

мерные ложки, мерные стаканчики, колбы, воронки для фильтрования, пинцеты, формы для льда. Песочные часы, микроскоп, подзорная труба,

магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами

Для стимулирования детей к проявлению исследовательской активности необходимо наличие в групповом уголке экспериментирования следующего оборудования:

- стенд где можно разместить текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем;

- оборудование в виде доски, полотна, проектор для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций;

- место (столик, полка) для организации временных выставок, размещения макетов и моделей и др.

Групповой уголок экспериментирования является не только местом где дети испытывают восторг от непосредственного участия в экспериментальной деятельности, но и развивает у детей исследовательскую активность.

Рассматривая возможности экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации, направленной на развитие у старших дошкольников исследовательской активности в процессе экспериментирования нужно рекомендовать создание экологической лаборатории, направленной на развитие у детей познавательного интереса, исследовательской активности и основ научного мировоззрения.

Экологическая лаборатория является для детей местом, где организуется специфическая игровая деятельность, где дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, получают научно подтвержденные знания, которые никогда не забудут и где активно развивается исследовательская активность детей.

Под экологическую лабораторию обычно в ДОО экспериментальную деятельность, где помещение лаборатории будет подготовлено для использования в опытах воды, песка, глины и т. д.

Оформление экологической лаборатории имеет определенную специфику. В лаборатории должны быть краны с водой и раковины. Это позволит детям соблюдать гигиенические требования после проведения опытов, а педагогам приводить в порядок столы и оборудование. Вход в лабораторию обязательно обозначается - табличкой с названием и эмблемой (название и эмблему дети совместно с педагогами придумывают). Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат, учитывается площадь помещения для размещения столиков, стеллажей для оборудования и материалов, отведенных мест для ящиков с растениями, мини библиотеки в которой содержится необходимая литература, карточки, планы опытов, макеты, схемы и др.

Внимание нужно уделить лабораторному оборудованию. Оборудование лаборатории делится на специально приобретенное оборудование и оборудование из бросового и природного материала.

К специально-приобретенному оборудованию относятся: микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, картонные коробки из-под тортов и т. п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (неиспользованные, бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей.

В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований : песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Должен быть уголок для живых объектов, где проводятся наблюдения, например, «Дом для червей» — прозрачная емкость с почвой, сухими перегнившими листьями. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. «Рост растений» — стеклянная емкость позволяющая наблюдать за ростом корней растений (лук, веточки тополя, березки).

Возможности использования лаборатории очень вариативны, можно исследовать свойства воды, воздуха, сыпучих материалов и т. д. Дети имеют возможность самостоятельно проводить эксперименты, наблюдать что способствует развитию исследовательской активности.

Рекомендуется для развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования инициировать исследовательское поведение детей.

Инициировать исследовательское поведение в процессе экспериментирования может как сам ребенок, удовлетворяя свои потребности, свои интересы, свою волю, так и педагог, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка по определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены педагогом.

Эти два момента тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная исследовательская активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Инициировать исследовательское поведение к процессу экспериментирования будет проходить успешно если:

1. Подготавливать почву для активизации интереса к проведению опытов и экспериментов :

а) подготовка внешней почвы для проявления исследовательской активности : создание благоприятных условий, направленных на возникновение потребности в данном объекте или в данной деятельности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей исследовательской направленности.

2. Создавать ситуации для развития исследовательского поведения, положительное отношение к предмету исследования и к деятельности.

3. Организовывать экспериментальную деятельность, в которой формируется подлинная исследовательская активность ребенка, которая характеризуется появлением познавательной потребности и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь»., «Не могут не заниматься этим»).

4. Эксперименты должны быть построены с таким расчетом, чтобы в процессе работы постоянно возникали новые вопросы и ставились новые задачи, которые являлись бы неисчерпаемыми и способствовали развитию исследовательского поведения ребенка.

Для инициирования исследовательского поведения самим ребенком рекомендуется соблюдать следующие требования:

- предоставлять детям разную интеллектуальную и практическую деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение исследовательской активности);

- чем больше предлагается нового, незнакомого материала, связанного с имеющимся личным опытом ребенка, тем интереснее он будет;

- содержание исследовательского поведения должно быть трудным, но посильным для детей: простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы.

Важную роль для инициирования исследовательского поведения детей играет педагог, который должен обладать рядом характеристик и набором специфических умений. Представим основные из них:

- уметь видеть необычное в обыденном:

- ставить перед детьми исследовательские задачи в понятной форме;

- уметь быть координатором и партнером в исследовательском поиске;

- быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;

- предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска;

- поощрять, стимулировать, развивать отношение к исследовательским процедурам, выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

Для обеспечения детям возможности проявлять субъектную позицию (видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать свои идей, проявлять самостоятельность на этапах экспериментирования) рекомендуется использовать в процессе экспериментирования игры, задания, упражнения, ориентированные на овладение детьми навыками исследовательской активности и исследовательского поведения. Рассмотрим их:

- научиться определять проблему («Узнай, что нужно», «Превращения», «Почему так, а не иначе?»; «Посмотри по-другому» т. д.);

- уметь ставить вопросы, правильное построение вопроса для выявления информации о предмете («Что нужно», «Как определить», «Спроси меня», «Как можно использовать», «На что похоже» и т. д.);

- выдвигать гипотезы, посредствам провокационных вопросов и нахождения причин события: Почему вода окрасилась в другой цвет, Почему предмет не тонет, Почему вода течет? и т. д. ;

- давать определение понятиям (упражнения на описание, характеристику предметов и их свойств, сравнение, различение, обобщение; отгадывание);

- уметь классифицировать («Коллекционеры», «Найди лишнее»; решение задач со специально допущенными ошибками);

- целенаправленно наблюдать за предметами и явлениями и их свойствами («Найди отличия», «Что пропало?», «Сыщики» и т. д.);

- делать умозаключения и выводы, использовать упражнения с для выделения главного, второстепенного, делать анализ («На что похоже?», «Что общего?», «Что это значит?», «Можно ли сказать, что…» и т. д.).

Детям необходимо предлагать знакомые игры и упражнения, которые позволят детям повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естественной игровой среде. Содержание игр должно позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого содержание игр должно быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощенным.

Для развития исследовательской активности в экологической лаборатории (групповом уголке) рекомендуется использовать следующие виды исследовательской деятельности детей. Перечислим их:

- опыты и эксперименты, позволяют активно проявлять субъектную позицию при знакомстве с явлениями природы, например, узнать о свойствах воды, снега, льда, воздуха, песка, о том, что одни предметы тонут, другие нет и почему. Опыты и эксперименты направлены на развитие исследовательской активности, естественного состояния детей дошкольного возраста, где ребенок настроен на познание окружающего мира, на желание все знать, исследовать, открывать, делать шаги в неизведанное. Опыты и эксперименты, это огромная возможность для детей думать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, а самое главное проявлять субъектную позицию. Некоторые опыты и эксперименты представлены в Приложении 2.

- моделирование в экологическом образовании дошкольников рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению или конструированию моделей, например, цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Педагог предлагает детям изучить какое-либо природное явление в уголке экспериментирования, например, водопад, вихрь, образование морской пены и т. д.). Даная деятельность требует предварительной подготовки детей, подготовки наглядного и дидактического материала. Практическое выполнение задания заключается в имитации условий возникновения названного явления, например, моделирование морской волны с пенистым гребнем, где в контейнер наливают воду, добавляют немного жидкого мыла, аккуратно размешивают. Ребенок берёт пластиковую трубочку, опускает в воду и делает сильный выдох. Дети наблюдают, как поверхность воды приподнимается и возникает пенный гребень.

Моделирование интересно детям дошкольного возраста и вызывает у них положительные эмоции. Любая задача в процессе моделирования требует анализа условий, выявления отношений между предметами и явлениями, выдвижении гипотез, формулировании выводов, что способствует развитию исследовательской активности.

Таким образом, развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования будет проходить эффективно при соблюдение следующих методических рекомендаций : использовании возможностей экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации; инициировании исследовательского поведения; обеспечении детям проявления субъектной позиции.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиковМетодические рекомендации по приобщению дошкольников к чтению и развитию творческих способностей при помощи фанфиков Фанфик, и с чем его едятСегодня я попробую рассказать вам ещё об одном приёме приобщения детей к литературе. Способе, который, сделает их.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
Опубликовано: 30 августа 2022 в 19:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зубченко (УИ 1827454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД