Юлия Вовкун
Методические рекомендации по развитию речи дошкольников «Учим детей рассказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие монологической речи детей имеет важное значение - является средством познания окружающего мира. Когда ребенок рассказывает, он проверяет свои знания, в его сознании закрепляются знания о связи между явлениями и предметами; расширяется активный словарный запас ребенка, формируется грамматический строй языка, начинает формироваться связная речь.
Публикация «Методические рекомендации по развитию речи дошкольников „Учим детей рассказывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
До 5 лет важно учить ребенка выделять последовательность в рассказе. Для этого воспитатель читает небольшой рассказ, потом с помощью иллюстраций, фигурок героев выстраивается последовательность действий в рассказе. Воспитатель задает вопросы: что произошло сначала, что потом делал герой, кто потом появился, как закончилась история.
Требования к детскому рассказу
- рассказ должен быть достоверным (ребенок не должен искажать факты и явления);
- рассказ должен излагаться ребенком самостоятельно (не следует перебивать ребенка, лучше потом вместе оценить его содержание);
- в процессе рассказа ребенок не должен отходить от темы;
- дошкольник должен уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- предложения должны быть распространенными (если ребенок употребляет простые конструкции, после рассказа можно задавать уточняющие вопросы и просить повторить предложения);
- рассказ должен быть достаточно выразительным. Для этого перед составлением рассказа, на этапе анализа иллюстраций можно попросить найти выразительные, точные слова, которые передают поведение героев. Ребенок повторяет предложение с этим словом, а затем переходит к составлению рассказа.
- культура рассказывания (не нужно ходить при рассказывании, не следует резко менять положение, отвлекаться; стараться смотреть на слушателя, не говорить слова "ну", "вот". "итак")
Методические советы при подготовке к рассказыванию.
1. Для того чтобы получился связный рассказ, необходимо решить три задачи.
- ребенок должен понять, о чем нужно рассказывать. Воспитатель подробно объясняет, о чем нужно говорить. В работе со старшими дошкольниками не следует самому воспитателю подробно объяснять тему. Вместо этого сообщаем тему и вместе с детьми обсуждаем, о чем нужно рассказать. В процессе предупредить ошибки, которые помешают раскрытию темы.
- нужно составить план рассказа. Для этого с помощью вопросов подумать, о чем ребенок расскажет вначале, как продолжит повествование, каким образом закончить рассказ.
- с вниманием отнестись к отбору языкового материала (использование синонимов, подбор слов для более выразительных речевых конструкций).
2. Большую роль играет образец речи воспитателя (раскрывает тему выразительно, последовательно, связно).