Папки-передвижки

Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией

Наталья Никифорова
Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения по развитию синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией

Учитывая выявленные ошибки у детей со стёртой дизартрией, при подборе заданий мы руководствовались методическими рекомендациями В. И. Селивёрстова.

1. Рекомендации к заданию

«Завершение предложений».

1. Д/И «Кто скорее придумает предложение?»

2. Цель: учить детей составлять распространённое предложение по данным словам, правильно их согласовывая.

Публикация «Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах

3. Оборудование: фишки.

4. Процедура: логопед начинает предложение, а дети должны дополнить его. Первый правильно дополнивший предложение получает фишку. Кто наберёт больше всего фишек к концу игры, считается выигравшим.

5. Инструкция: я начну предложение, а ты закончи его, например: солнце светит (ярко, тепло, зайчик любит (морковку, капусту) и т. д.

1. Д/И «Потомучка»

2. Цель: учить детей составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что.

3. Оборудование: предметные картинки.

4. Инструкция: я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

5. Процедура: логопед говорит детям, что сегодня они будут «потомучками». А поэтому я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Образцы вопросов: почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему надо быть внимательными на занятии? Логопед контролирует ответы детей, они должны содержать союз потому что.

2. Рекомендации к заданию

«Дополнение предложения предлогами».

1. Д/И «Дополни».

2. Цель: учить детей пользоваться предлогами в речи.

3. Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра).

4. Инструкция: попробуйте вставить пропущенное слово.

5. Процедура: дети сначала называют предметы, логопед расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка и начинает рассказывать и показывать коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, вставляя пропущенный предлог. «Дед вышел…избушки. Он сел…скамейку. Скамейка находилась…деревом. …дереве сидела птичка. Птичка пела. Кошка наблюдала…птичкой. Она прыгнула…дерево. Птичка улетела и села…крышу дома. Кошка полезла…нею, но птичка улетела. Вышла бабушка…дома. Дедушка рассказал ей обо всём. Бабушка рассердилась…кошку и прогнала её…чердак ловить мышей. Потом бабушка…дедушкой пошли….избушку обедать».

1. Д/И «Какое слово пропущено?»

2. Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

3. Оборудование: картинки.

4. Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.

5. Процедура: логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на поляну медведь…медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» - «Вышли на поляну медведь с медвежатами». Аналогично проводится работа над другими предложениями.

1. Д/И «Кто где живёт?»

2. Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом в.

3. Оборудование: предметные картинки с изображением животных: собаки, белки, лисы, волка, медведя.

4. Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.

5. Процедура: логопед одну за другой показывает картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». Аналогично проводится работа с другими картинками.

1. Д/И «Скажи, куда я положила?»

2. Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом под.

3. Оборудование: игрушки: мяч, пирамидка.

4. Инструкция: попробуй найти предмет и скажи где он находится.

5. Процедура: ребёнок выходит за дверь, логопед прячет игрушку. По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он его отыщет, то говорит, где он находится. Например: «Мяч под столом, под стулом, под шкафом, под сумкой, под коробкой». Аналогично проводится игра с пирамидкой.

1. Д/И «У кого какие детёныши?»

2. Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом у.

3. Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей.

4. Инструкция: назови у кого, какой детёныш.

5. Процедура: логопед раздаёт детям картинки с изображением детёнышей, а у себя оставляет картинки с изображением взрослых животных. Логопед спрашивает: «Жеребёнок у кого?» ребёнок у которого картинка с изображением жеребёнка, должен ответить на вопрос: «Жеребёнок у лошади» и показать свою картинку. За правильный ответ логопед отдаёт картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги.

1. Д/И «Солнечный зайчик»

2. Цель: закреплять умения детей пользоваться предлогами на, в, под.

3. Оборудование: зеркальце.

4. Инструкция: послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

5. Процедура: логопед показывает детям солнечного зайчика и читает стихотворение - считалку про него.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он скрылся под кроваткой,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он прятался». Образец ответа: зайчик на потолке, зайчик под кроваткой и т. д.

3. Рекомендации к заданию

«Составление предложений из слов в начальной форме».

1. Д/И «Составь предложение»

2. Цель: учить детей составлять предложения из слов.

3. Оборудование: слова данные в начальной форме.

4. Инструкция: я назову слова, а вы попробуйте составить из них предложения.

5. Процедура: логопед называет слова и просит детей составить из них предложения.

- кормить, рыбы, девочка.

- цветы, поливать, девочка.

- велосипед, мальчик, ехать.

4. Рекомендации к заданию

«Верификация предложений»

1. Д/И «Поможем Незнайке»

2. Цель: учить детей находить ошибки в предложении.

3. Оборудование: игрушка Незнайка.

4. Инструкция: я буду читать предложения, если заметишь ошибку, исправь её.

5. Процедура: логопед обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку и исправьте её». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: «Цветы стоят на вазе». – «Неправильно! Цветы стоят в вазе». – «Мама с Машей идут на кино». – «Неправильно! Мама с Машей идут в кино». Аналогично проводится работа с другими предложениями.

1. Д/И «Исправь ошибку».

2. Цель: учить детей понимать смысл предложений.

3. Оборудование: фишки.

4. Инструкция: я буду читать предложения, если заметишь ошибку, исправь её.

5. Процедура: логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно. Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога идёт по машине. Гена разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисуют папу. Маша несёт сумку в капусте». За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

5. Рекомендации к заданию

«Составление предложений по картинкам».

1. Д/И «Предложения по картинкам».

2. Цель: учить детей составлять распространённые предложения по сюжетной картинке.

3. Оборудование: сюжетная картинка.

4. Процедура: логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы.

5. Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

- Кто нарисован на картинке? (Мальчик.)

- Как назовём этого мальчика? (Федя.)

- Составьте предложение про Федю. (Федя поливает цветы.)

- Где Федя поливает цветы? (В саду.)

- Как теперь можно составить предложение про Федю? (Федя поливает цветы в саду.)

- А когда поливает цветы? (Летом.)

- Значит, как можно составить предложение? (Летом Федя поливает в саду цветы.)

Для составления предложений можно использовать другие сюжетные картинки.

6. Рекомендации по заданию

«Повторение предложений».

1. Д/И «Повтори за мной».

2. Цель: учить правильно повторять за логопедом предложения.

3. Оборудование: 5 разных предложений.

4. Процедура: ребёнку предлагается прослушать предложения и повторить их.

5. Инструкция: логопед произносит предложения и предлагает ребёнку повторить как можно точнее.

Предложения: Ромашки растут на лугу. Белка сидит на ветке. Дети идут в кино. Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день. Взошло солнце и стало тепло.

7. Рекомендации к заданию

«Составление предложений по картинкам».

1. Д/И «Кто что любит?»

2. Цель: учить детей составлять простые предложения по сюжетной картинке.

3. Оборудование: предметные картинки.

4. Процедура: логопед раздаёт детям по нескольку предметных картинок с изображением «лакомых блюд» для разных животных и объясняет условия игры.

5. Инструкция: Я буду задавать вам вопросы о том, что любят разные животные. На ваших картинках нарисованы их любимые кушанья. Тот, у кого есть картинка с лакомым блюдом названного животного, поднимает картинку и полным предложением отвечает на вопрос. Например: «Что любит собака?» (Кость.) Петя, ты правильно поднял картинку, а теперь ответь на мой вопрос полным предложением. – «Собака любит кость».

Вопросы: Что любит корова? Что любит кошка? Что любит ёж? Что любит заяц? т. д.

Дети, не допустившие ошибок, считаются победителями. Определить победителя можно и с помощью фишек, которые даются за каждый правильный ответ. В конце игры проводится подсчёт фишек и определяется победитель.

1. Д/И «Ответь на вопросы».

2. Цель: учить детей составлять простые предложения по сюжетной картинке.

3. Оборудование: сюжетные картинки, фланелеграф.

4. Процедура: логопед выставляет на фланелеграфе картинки.

5. Инструкция: Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них с помощью картинок. Например: Повар мешает…что? (Повар мешает суп).

Вопросы: Девочка режет (что); Маляр красит (чем); Мальчик машет (кому); Мальчик ловит (что); Кошка ловит (кого); Курица снесла (что) и т. д.

1. Д/И «У меня друзей немало».

2. Цель: учить детей составлять простые предложения по картинкам.

3. Оборудование: иллюстрации к стихотворению.

4. Процедура: логопед читает стихотворение по строчкам, попутно рассматривая соответствующие иллюстрации.

У меня друзей не мало,

Я их всех нарисовала.

Маша машет, Паша пашет,

Коля колет, Поля полет,

Варя варит, Катя катит,

Света светит, Соня спит,

Тоня тонет…

Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню.

5. Инструкция: ответьте на вопросы по стихотворению с помощью картинок полным предложением. Например: Маша машет (чем). Маша машет платком.

Вопросы: Паша пашет (что); Коля колет (чем); Поля полет (что); Варя варит (что); Катя катит (что).

Разработанные рекомендации могут применяться для развития синтаксического строя речи как у детей со стёртой дизартрией, так и с нормальным речевым развитием.

Публикации по теме:

Использование игровых ситуаций в логопедической работе с детьмиИспользование игровых ситуаций в логопедической работе с детьми Уже много лет я работаю с детьми, имеющими речевые нарушения. Большая часть детей имеет общее недоразвитие речи 3 уровня. Некоторые страдают.

Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией Разработкой методики преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией занималась Е. Ф. Архипова, Л. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией
Опубликовано: 23 января 2015 в 16:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Никифорова (УИ 213058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД