МААМ-картинки

Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната»

Рита Мищенкова
Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната»

Методические рекомендации по теме : «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната через внеурочную деятельность»

Аннотация.

Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании, направленные на правовое воспитание личности, оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.

Публикация «Методические рекомендации „Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната“» размещена в разделах

Данная методическая разработка направлена на правовое воспитание школьников и предназначена для использования на занятиях педагогами дополнительного образования, а также классными руководителям, воспитателями, организаторами.

Степень новизны опыта: усовершенствование имеющегося опыта работы классных руководителей общеобразовательных школ в обобщении теоретических знаний по гражданско-правовому воспитанию учащихся и их применению на практике.

Возможные сферы приложения данных рекомендаций : внеклассные занятия по правовому воспитанию, классные часы.

Пояснительная записка.

В настоящее время, когда решение социальных проблем молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и социальное становление.

Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры.

В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. Одним из главных структурных звеньев в этой деятельности является общеобразовательное учреждение.

Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации. Отсюда и необходимость перевода правового воспитания и образования в современных образовательных учреждениях на качественно новый уровень. Анализ реальных ситуаций судебной практики в отношении несовершеннолетних гораздо эффективней многократных предупреждений.

В традиционной методике правового воспитания подростков в школе есть свои положительные результаты, но педагогам следует помнить, что стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения в образовательный процесс новых технологий и методик. В идеальном варианте работники образования и органы ювенальной юстиции должны опережать тенденции подростковой преступности в методах ее профилактики. Особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.

Я считаю актуальной всемерную активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников. Во время занятий воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, развивают умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:

1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;

2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

3. воспитывать гражданские чувства школьников : уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

4. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

5. формировать гражданственную позицию ученика : «Я - россиянин»;

6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.

Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у школьников таких свойств личности, как:

1. чувство собственного достоинства, уважение к себе;

2. требовательность к себе, ответственность;

3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;

4. протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;

5. жизнестойкость, уверенность в себе;

6. самообладание при промахе, ошибке;

7. умение не падать духом при неудачах;

8. умение радоваться жизни;

9. вера в добро, в справедливость.

Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации детей с ОВЗ к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.

Ожидаемый результат.

В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок, активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате правового воспитания возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

При подготовке к правовому занятию надо строго подбирать учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Материал должен быть изложен в доступной для детей форме.

В своей работе использую следующие формы работы:

1. уроки мужества

2. классные часы

3. анкетирования

4. часы общения

5. внеклассные мероприятия

Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Наши права и обязанности», «Ответственность», «Преступление против чести и достоинства» и др.

В классе провожу мероприятия: «А нужны ли правила?», «Насилие и закон», «Наши права», «Наши обязанности», «Уголовная ответственность», «Шалость, злонамеренный поступок, вандализм», «Суд над хулиганством», «Почему подросток совершает преступление»

Через уроки и на внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.

За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу ( приложение 1-3: мероприятия).

Распространение опыта по данной теме прошло через открытые уроки, мероприятия; выступление на школьном методическом объединении учителей.

Литература

1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.

2. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992

3. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год

4. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год

5. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год

6. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год

7. «Правовое воспитание в школе» В. В. Гордеева, издательство «Учитель», 2007год

8. «Правовые классные часы в 7 – 9 классах» Н. Ф. Дик, «Феникс», 2006 год

9. «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта

10. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год

11. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Доклад «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Изучив тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» я пришла к выводу о том, что положение детей в России в начале 21 века вызывает.

Фотоотчет «Представители автосалона «Субару» в гостях у детей Черноусовской школы — интерната»Фотоотчет «Представители автосалона «Субару» в гостях у детей Черноусовской школы — интерната» Воспитанники Черноусовской школы –интернат, как все мальчишки и девчонки, очень любят играть в машинки, им интересно какие марки машин.

Гражданско-правовое воспитание. Консультация для педагогов Гражданско – правовое воспитание дошкольников (консультация для педагогов) Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной.

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 2 класса школы-интерната для детей с ОВЗ «Путешествие в мир знаний» Цель: Активизация межполушарного взаимодействия. Развитие познавательной сферы, творческих способностей, активизация памяти, внимания, мышления,.

Конспект интегрированного урока по развитию речи «Осень» во 2 классе школы-интерната для детей с ОВЗ Конспект (интегрированного) урока по развитию речи на тему: «Осень». 2 «б» класс ТМНР Составители: учитель Иванова М. Н..

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно.

Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК «Школа России») Анализируя учебники по русскому языку, я пришла к выводу, что с одной стороны, в учебниках содержится достаточно материала для развития.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 09:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД