Анна Федонова
План работы МО «Реализация современных игровых технологий в групповых проектах с целью развития коммуникативных навыков детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Реализация современных игровых технологий в групповых проектах с целью развития коммуникативных навыков детей»
Дата: 24.11.2021г.
Руководитель МО: Федонова А. Д.
Цель : формирование у педагогов мотивации, направленной на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
ПЛАН
№ содержание время ответственный
Публикация «План работы МО „Реализация современных игровых технологий в групповых проектах с целью развития коммуникативных навыков детей“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
1 Введение в тему «Игровая технология – особый способ игровой коммуникации» 9.00-9.15 Ст. воспитатель
Федонова А. Д.
2 Открытый показ «Игротека» в старше-подготовительной группе «Солнышко» 9.15-9.45 Воспитатель Ковальчук Г. В.
3 Преимущество квест-технологии в активизации речи и познания дошкольников 9.45-10.00 Педагог-психолог МКДОУ Детский сад №8 «Матрёшка»
Дерипасова И. В.
4 Открытая трибуна: «Образовательное событие группы», групповые проекты, квесты, игры на развитие интеллекта и коммуникативных навыков детей 10.00-10.50 Педагоги
5 Подведение итогов «Кубик Блума» 10.50-10.55 Все присутствующие
6 Рекомендации 10.55-11.00 Ст. воспитатель
Федонова А. Д.
1. Введение «Игровая технология – особый способ игровой коммуникации»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, Тема МО выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, то есть обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Многие родители считают игру ненужным, пустым время провождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
Игровые технологии – особый способ построения моделей, допускающих одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих «игроков», которым предлагается решить определенную игровую задачу. Применение игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет воспитанникам овладеть пониманием смысла игры, что является новой задачей и новым критерием современного образования в свете ФГОС ДО.
Важное значение игровых технологий определено и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.
Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
В нашем детском саду, мы начинаем использовать игровые технологии со второй группы раннего возраста и до подготовительной группы. Поэтому в этом году, одной из годовых задач стало систематизация игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе.
2. Преимущество квест-технологии в активизации речи и познания дошкольников
Педагог-психолог МКДОУ
Детский сад №8 «Матрёшка» : Дерипасова И. В.
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач гармоничного развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Что же обозначает собственно слово «квест». Переводится оно с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить о квесте, как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.
Цели и задачи квестов:
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи :
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квест-технологий.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест, только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Виды квестов:
1. Поиск по запискам. Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но тем не менее неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и частого использования.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в ДОУ или другом общеобразовательном заведении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.
Структура квест-технологии.
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому воспитаннику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
Итак, все сводится к следующему:
1. Постановка задачи (введение) и распределение ролей;
2. Список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
3. Порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
4. Конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:
• Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
• Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
• Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
• Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
• Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
• Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
6. Физкультурные праздники.
Задания для квестов.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
Идеи квестов для дошкольников.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису. Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты. Сценарии разрабатываются с учетом поставленных целей, количества участников и многих других факторов.
Этапы работы над квестом
Начальный этап
Дошкольников знакомят с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.
Заключительный этап
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
В оценке результатов принимают участие как взрослые, так и дети.
Роль и значение квест – технологий в воспитании и образовании.
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Дети способны запоминать материал даже на подсознательном уровне (та же таблица умножения). А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но в большей степени ребёнок приобретает коммуникативный опыт, опыт общения со сверстниками в ситуации, предполагающей коллективное решение - решение, которое стимулирует умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и коммуникация и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.
Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
4. Подведение итогов МО
Старший воспитатель Федонова А. Д.
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у вас уже это хорошо получается.
Сформулируйте правила к проведению игровых занятий, игр речевого вида с детьми»
Ознакомитесь с памяткой «Пять правил к проведению занятий с детьми»
Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»
• 1. ООД – это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме урока.
• 2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.
• 3. В конце ООД, игры необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.
• 4. Необходима связь с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.
• 5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.
Последующие задания:
1) Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.
2) Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи.
Закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма: «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
5. Рекомендации педагогам по теме МО
«Реализация современных игровых технологий в групповых проектах с целью развития коммуникативных навыков детей»
1. Отводить место в режиме дня для организации игр на развитие социальных и коммуникативных навыков детей.
2. Использовать в педагогической деятельности квест-технологии и образовательные события для разнообразия и поддержки детской инициативы.
3. Активизировать интерес детей к народным и сюжетно-ролевым играм, направленным на коммуникативное взаимодействие в команде, группе сверстников (развитие социального партнерства)
4. Организовывать игровое пространство, ПДР исходя из интересов и потребностей детей с учётом техники безопасности и санитарных норм.
5. При планировании и организации игры ставить задачи в соответствии с возрастными особенностями детей, их индивидуальными возможностями и интересами
Разработано по материалам сайта : https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm