Инна Смолякова
Конспект занятия «Развитие интеллектуальной одарённости у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
: «Развитие интеллектуальной одаренности» (9 часов)
Занятие 1.1 «Человек – творец»
Цель:
привлечь внимание детей к значимости творческого начала в личности человека.
Задачи:
1. раскрыть понятие «человек – творец»;
2. развивать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности;
3. воспитывать уважение к людям любой профессии.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Развитие интеллектуальной одарённости у старших дошкольников“» размещена в разделах
мультимидийное оборудование, энциклопедическая литература, портреты писателей и поэтов, художников, репродукции картин, электронная презентация «Человек – творец!», ауди- и видеозаписи.
Ход занятия.
Воспитатель:
Все в нашем мире можно разделить на 2 группы: это живая и неживая природа. Что мы относим к неживой природе?
Дети:
Землю, воздух, воду …
Воспитатель:
Правильно. А к живой природе?
Дети:
Растения, животных, человека.
Воспитатель:
А к какой природе мы отнесем, например, стол, машину, самолет?
Дети:
Это предметы сделал человек.
Воспитатель:
Правильно, это рукотворный мир человека. Он создает предметы, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. Предметы нужны, чтобы спать, питаться, ухаживать за своим телом, чтобы работать и учиться. Есть предметы, которые сделали еще древние люди, но потом человек их улучшал, изменял. У предметов есть прошлое, настоящее и будущее. Много вещей взрослые специально придумали для детей. Как вы думаете, какие?
Дети:
Игрушки, одежду, книги…
(беседа сопровождается показом слайдов)
Воспитатель:
Мы уже не можем представить свою жизнь без техники. Она помогает нам во многих делах. В чем нам помогает техника? (ответы детей) Людей, которые умеют придумывать и создавать технику, помнят и уважают. Например, был на Руси изобретатель Иван Кулибин. И хотя жил он давно, мы помним, что изобрел он прожектор, повозку – самокат и много других механизмов, облегчающих труд человека. Другой русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков впервые изобрел электрическую лампочку. Но не только у нас в России, но и в других странах были и есть ученые, изобретатели, творцы. Каждый может стать известным, если он будет много и творчески работать и создавать что-то полезное людям.
Человек – часть природы. Не только природа нужна человеку, но и человек нужен природе, чтобы беречь, охранять ее. Не все хотят и умеют заботиться о природе, не всегда знают, как следует поступать. Этому нужно учиться с детства. Есть ученые – биологи и экологи, которые собрали «Красную книгу», внесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных и организовали для их охраны заповедники.
Научился человек использовать многое, что есть на земле, создавать не только вещи и предметы, но и различные материалы. Даже воду, ветер и солнце сделал своими помощниками.
Но живут на Земле еще и такие люди, которые умеют сочинять музыку, стихи, сказки, рисовать. Одна из самых творческих профессий - музыкант. Это композиторы, они сочиняют музыку. Но, чтобы мы услышали и почувствовали то, что написал композитор, нужен исполнитель. Композитор может быть один, а исполнителей много. Они могут быть известны на весь мир, это лучшие из всех. Например, Чайковский, Глинка. Известные исполнители – это и певцы, и танцоры, и музыканты.
Есть еще одна удивительная способность человека – рисовать. Таких людей называют художниками. Для передачи настроения и красоты природы у музыканта есть ноты, у танцора – движения, у художника – краски, а у писателя есть слово. Есть писатели, которые пишут только для детей, например, А. Барто, С. Михалков. Весь мир знает А. С. Пушкина, С. Есенина.
Люди стараются жить в мире, но не всегда это получается, поэтому для защиты своего народа, своей страны есть армия. В армию идут служить очень смелые и сильные люди. С давних пор богатыри и воины побеждали врагов. Воевали солдаты под руководством великих полководцев: Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. Есть герои и среди рядовых солдат. Народ помнит и чтит память героев. У нас с вами в поселке есть обелиск павшим воинам, нашим землякам. Иногда герои живут рядом с нами, а мы об этом даже не догадываемся и не знаем, потому что часто герои – очень скромные люди. Возможно, это наши родственники: папы, дедушки и даже прадедушки. И сейчас Никита вам расскажет о своем прадедушке – герое Великой отечественной войны.
(презентация – рассказ ребенка о своем прадедушке)
Я думаю, что рядом с вами живут добрые, творческие люди. Да и вы тоже можете стать творцами, подумайте и составьте дома рассказ о том, чем бы вы хотели заниматься, когда станете взрослыми. А, может, вы сами сочините сказку, стихотворение, нарисуете картину или удивите нас еще чем–то?
Занятие 1.2 Тренинг на выявление интересов детей
Цель:
исследовать сферу интересов детей.
Задачи:
1. актуализовать у детей предпочтения в выборе деятельности сообразно своим интересам и способностям;
2. создать условия для развития познавательного интереса;
3. способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Оборудование: рабочая тетрадь, картинки из журналов, отражающих интересы детей (дети приносят из дома, маленькая фотография детей (приносят из дома, клей-карандаш, предметы из уголка экспериментирования.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята. Мне сегодня очень хотелось бы поговорить с вами о том, чем вам нравиться заниматься в свободное время. Садитесь в Круг общения и по очереди расскажите о своих хобби, увлечениях, на кого из великих людей вы хотели бы быть похожи.
(дети рассказывают о своих предпочтениях)
Педагог: Сейчас каждый из вас рассказал о мире своих увлечений, но мне очень бы хотелось, чтобы у нас в группе появилась Галерея наших увлечений. В рабочей тетради наклейте свою фотографию, а вокруг фотографии наклейте картинки, отражающие ваши любимые занятия.
(дети рассаживаются за столы, выполняют задание, работы вывешиваются после занятия в групповой комнате и обсуждаются с детьми)
Воспитатель: Многие из вас хотели бы лучше изучить мир, как и что в нём устроено. Мир можно изучать по рассказам взрослых, читая книги и смотря передачи по телевизору, но интереснее всего знания добывать самому – экспериментировать. В экспериментах нам не обойтись без наших верных помощников – приборов и материалов для экспериментирования. На разных столиках собраны различные приборы и материалы. Подойдите к тому столику, на котором вам больше всего понравились предметы, подумайте, что с ними можно делать.
(педагог исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей по методике Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой)
Детям предлагаются предметы, из уголка экспериментирования, расположенные на разных столиках:
1 - приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскоп);
2 - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3 - природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.);
4 - утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
5 - технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.);
6 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
7 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8 - медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);
9 - прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Ребенку предлагалось выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.
Все выборы фиксируются в таблице:
Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка
экспериментирования
Фамилия, имя ребенка Оборудование из уголка экспериментирования
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Педагог: Подумайте вместе с ребятами, оказавшимися с вами около одного столика, что вы можете сделать из этих предметов? Расскажите о своих «изобретениях».
Педагог: Я думаю, что каждый из вас добьётся больших успехов в выбранных вами направлениях деятельности. Может быть, спустя много лет, вы станете знаменитыми учёными, исследователями, танцорами, певцами, спортсменами, политиками и сделаете много добрых дел на пользу нашей Родины.
Занятие 1.3 «Что такое исследование? Учимся задавать вопросы»
Цель:
развитие исследовательских способностей воспитанников, познавательного интереса.
Задачи:
1. обеспечить формирование навыков исследовательской работы (умений видеть проблемы, задавать вопросы;
2. создать условия для развития самостоятельности мышления и интеллекта;
3 способствовать воспитанию парной этики, коллективной работы.
Оборудование: металлические, деревянные, пластмассовые предметы, пластилин, тазик с водой, лупы, проращенные семена, энциклопедия о природе Африки, мультимедийное оборудование или телевизор с DVD-проигрывателем, диск с фильмом о жизни попугаев.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я очень рада, что мы собрались в уголке юного исследователя!
Давайте поприветствуем друг друга речевкой:
Мы умные, серьёзные,
Мы весело и быстро учимся,
У нас всё получится!
Педагог: Скажите, пожалуйста, а как вы узнаёте всё новое? Давайте сделаем вывод, все ли знания нам дают взрослые люди?
Давайте вспомним, с какими учёными, изобретателями, политиками, художниками, музыкантами мы познакомились на прошлом занятии? Эти люди изобрели много того, что раньше люди не знали. Любое исследование начинается с удивления. Что вас удивляет?
(ответы детей педагог фиксирует с помощью схематических рисунков на доске, а дети – в рабочей тетради).
Вот сколько всего удивительного существует в мире! Самым удивительными оказались вопросы о нас с вами, о мальчиках и девочках, о том, как мы устроены, почему вам нравятся разные игрушки, книги, мультфильмы. Но как же нам узнать обо всех этих удивительных явлениях? Правильно! Нужно задавать вопросы! Я знаю одного замечательного попугая Кешу, который был очень умным, потому что умел задавать вопросы. Давайте с ним знакомиться!
(появляется попугай)
Попугай: Кто? Что? Где? Зачем? Почему? Когда?
Педагог: давайте попробуем задавать вопросы к самой интересной теме : «Девочки и мальчики».
Дети задают вопросы:
• Кто такие девочки и мальчики?
• Что они любят, умеют делать, носят, читают, едят….
• Где они любят играть, отдыхать…
• Зачем они кричат, смеются, плачут, дерутся, дружат….
• Почему ребята не летают, любят родителей, ходят в детский сад, собираются в школу…
• Когда мальчики и девочки пойдут гулять, станут взрослыми….
Педагог: вот как много узнал бы о нас Кеша, если бы мы ответили на все вопросы. Давайте сделаем вывод, что нужно делать, чтобы узнать что-то новое? Конечно, задавать вопросы! Мы с вами назвали один из методов исследования – опрос. А чтобы не забыть это новое для нас слово, мы нарисуем условное обозначение метода, давайте придумаем, какое!
(педагог на доске рисует знак условное обозначение – знак вопроса, а дети в рабочей тетради)
Педагог: Наш Кеша живёт в далёкой Африке, так что в гости к нему придётся плыть по морю. Но у нас нет лодки! У меня есть здесь образцу различных материалов (металлические предметы, деревянные, пластмассовые, пластилин, тазик с водой). Скажите, а из каких материалов можно сделать лодку? Как узнать это? Правильно, нужно опробовать, какие предметы не тонут в воде!
Педагог: Ты предполагаешь, то есть выдвигаешь гипотезу, что предметы из дерева не тонут? Давай попробуем, поставим эксперимент!
Педагог: Давай сделаем выводы, что наше предположение, гипотеза подтвердилась, предметы, сделанные из дерева не тонут!
Педагог: Как же это открытие нам поможет в жизни? Ведь открытия должны служить на пользу людям! Правильно, из дерева можно сделать лодку и поплыть в гости к Кеше!
(аналогично проводятся эксперименты с другими материалами)
Педагог: Ребята, что мы сейчас научились делать? Правильно, выдвигать гипотезу, ставить эксперимент, делать выводы, находить практическое применение полученным знаниям. А чтобы не забыть о том, что мы умеем, нарисуем условное обозначение эксперимента.
(педагог на доске рисует руку, дети в тетради обводят свою ручку)
Педагог: Кеша к нам прилетел издалека и очень проголодался. Как вы думаете, чем мы можем накормить Кешу? Правильно, семенами. Несколько дней назад мы замочили семена овса, чтобы посадить его на нашем «огороде на окошке». Давайте посмотрим, может быть, этими семенами мы можем накормить Кешу? Посмотрите, что с ними произошло? Правильно, семена проросли! Давайте понаблюдаем с помощью лупы, рассмотрим на ростки. Что вы видите? Проросшие семена очень полезны, их можно использовать для кормления птиц. Давайте несколько зёрнышек отдадим Кеше, а остальные потом посадим в землю и будем наблюдать дальше, что же произойдёт с ростками. Ребята, мы узнали сейчас об ещё одном методе исследования – наблюдении. Давайте нарисуем условное обозначение метода наблюдения.
(педагог и дети рисуют изображение глаза)
Педагог: Вам бы хотелось что-нибудь узнать о родине нашего Кеши? Что же нам делать? Кеша умеет только задавать вопросы, а отвечать на них не умеет. Но смотрите, ребята, Кеша принёс с собой очень интересную книгу с картинками о своей родине. Давайте посмотрим, что же мы можем узнать с помощью книги!
(педагог и дети рассматривают книгу, педагог читает короткие отрывки)
Педагог: Вот сколько интересного мы узнали! Давайте сделаем вывод, с помощью книги мы можем узнать много интересного и поучительного. Сейчас мы узнали ещё один метод исследования – чтение книги. Давайте нарисуем условное обозначение ещё одного метода изучения: книга.
(педагог и дети рисуют изображение книги)
Педагог: А ещё у Кеши есть диск с фильмом о его родине. С помощью телевизора, компьютера мы тоже можем узнать много нового. Давайте нарисуем изображение телевизора и компьютера, как условное обозначение методов исследования.
(педагог и дети рисуют изображение телевизора и компьютера)
Педагог: У вас в тетрадях и у меня на доске нарисованы условные обозначения методов исследования. Кто помнит, что они обозначают?
Педагог: Что ещё мы нового узнали и научились делать?
Педагог: На полях тетради начертите отрезок и оцените свои личные открытия и достижения на занятии – если у вас появилось много новых знаний, отметьте звёздочкой этот уровень на самой верхушке отрезка. Если у вас новых знаний и личных открытий появилось не много, то отметьте уровень на отрезке ниже.
Нашему гостю попугаю пора улетать. Давайте поблагодарим Кешу и друг друга за сотрудничество, взаимопомощь и выручку.
Занятие 1.4. «Самостоятельное исследование»
Цель:
развитие исследовательских способностей воспитанников, познавательного интереса.
Задачи:
1. создать условия для формирования навыков исследовательской работы (умений проводить опрос, фиксировать результаты)
2. создать условия для развития самостоятельности мышления и интеллекта, коммуникативных навыков;
3. способствовать воспитанию парной этики, коллективной работы.
Ход занятия:
Педагог: На прошлом занятии мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним, что оказалось самым важным и интересным?
(дети припоминают прошлое занятие, педагог делает акцент на проблеме отличия девочек от мальчиков)
Педагог: Ребята, вас так много в группе, и всё–таки никто не путает, кто из вас мальчики, а кто девочки. Как вы думаете, почему? Давайте сделаем предположения или выдвинем гипотезы! А что бы нам не забыть то, о чём мы говорили, с помощью условных обозначений я буду фиксировать ваши гипотезы на доске.
(дети выдвигают гипотезы о том, что мальчики и девочки отличаются внешним видом, одеждой, им нравятся разные игрушки, цвета, книги, мультфильмы, у них разные способности к рисованию, конструированию, они хотят быть похожи на разных героев).
Педагог: гипотезу мы выдвинули. Давайте попробуем её доказать! Что нужно сделать, чтобы узнать, кто же выше, мальчики или девочки? Правильно, нужно измерить рост. Сможем ли мы сами измерить рост, записать результаты? Нужно попросить помочь взрослых. Кто хочет заняться измерением роста мальчиков и девочек в нашей группе?
(дети, желающие проводить эту и другие части исследования, начинают экспериментировать на занятии, вместе с педагогом на 1-2 ребятах, затем продолжают работу в течение недели, фиксируя результаты с помощью взрослого в тетради, фотографируют важные моменты исследования)
Педагог: Следующая гипотеза, которую нам необходимо проверить, правда ли, что мальчикам и девочкам нравятся разные игрушки? У меня есть картинки с изображением игрушек. Рядом с теми игрушками, которые хотят купить мальчики, они поставят синюю галочку, а рядом с теми игрушками, которые хотят купить девочки, девочки поставят красную галочку. Кто из ребят хочет провести опрос, какие же игрушки нравятся мальчикам и девочкам?
Педагог: Как узнать, правда ли, что мальчикам и девочкам нравятся разные цвета? Давайте на цветных отрезках, нарисованных в тетради, с помощью чёрточек отметим три своих самых любимых цвета. Девочки отмечают на листочке для девочек, а мальчики – для мальчиков.
Педагог: Вы, ребята, считаете, что мальчикам и девочкам нравятся разные герои мультфильмов? Как узнать, правда ли это? Правильно, нужно провести опрос и зафиксировать результаты в тетради. Нарисуйте. Пожалуйста. Своего самого любимого героя, на которого вы хотите быть похожими.
Педагог: Давайте попробуем сочинить все вместе одну сказку. Сказка начинается словами: «Однажды, в одно замечательное утро, в детский сад пришли наши самые любимые герои мультфильмов…».
(Педагог с детьми сочиняет и рассказывает сказку. Педагог делает выводы, что не смотря разные интересы мальчиков и девочек, в жизни и в сказке им друг без друга было бы скучно и неинтересно, героям без принцесс некого бы было спасать и т. д.).
Педагог: На полях тетради начертите отрезок и оцените свои личные открытия и достижения на занятии – если у вас появилось много новых знаний, отметьте звёздочкой этот уровень на самой верхушке отрезка. Если у вас новых знаний и личных открытий появилось не много, то отметьте уровень на отрезке ниже.
Занятие 1.9 «Учимся делать доклад»
Цель: научиться публичному выступлению.
Задачи:
1. формировать навыки исследовательской работы (умений делать доклад, опираясь на собственные условные обозначения, задавать вопросы);
2. способствовать развитию самостоятельности мышления и интеллекта, диалектичности мышления;
3. способствовать воспитанию парной этики, коллективной работы.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня к нам в группу вернулся попугай Кеша. За несколько занятий мы с вами научились не только задавать интересные вопросы, но и многое другое. Расскажите попугаю о том, что вы научились делать (задавать вопросы, выбирать тему исследования, проводить опросы, опыты, ставить эксперименты, фиксировать результаты, делать выводы). Конечно, настоящий учёный – исследователь должен уметь рассуждать. Давайте поиграем в игру «Хорошо – Плохо».
(Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно.)
Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Педагог: Кеше очень понравились ваше умение рассуждать, а теперь давайте наденем академические головные уборы и мантии и расскажем Кеше и ребятам о том, что мы узнали. Чтобы помочь вам рассказывать, то есть делать научный доклад, я сделала презентацию с фотографиями основных моментов исследования. Их мы сможем посмотреть с помощью компьютера и проектора на экране.
Педагог: Как вы назвали бы свою работу? Название— это краткая формулировка цели.
(воспитанники с помощью педагога формулируют тему исследования)
Педагог: А важна ли эта тема для ребят нашей группы? Почему вы выбрали эту тему?
(докладчики формулируют актуальность проблемы)
Педагог: Цель исследования, это то, что мы хотели узнать. Какая же была цель исследования?
Педагог: Какова была гипотеза исследования?
Педагог: Какие методы исследования мы применяли?
Педагог: Расскажите нам о ходе исследования.
(докладчики рассказывают с опорой на слайды с этапами исследовательской работы)
Педагог: Расскажите нам, какие выводы вы сделали?
Педагог: Есть практическая значимость у вашего исследования? Что изменилось в вашей жизни?
Педагог: Ребята и Кеша очень внимательно вас слушали, нужно поблагодарить их за внимание!
Педагог: Вот мы и прослушали самый настоящий научный доклад. С такими докладами собираются исследователи, учёные на научно-практических конференциях. На конференциях можно рассказать о важных открытиях, узнать много нового и интересного, а можно исследователям задать вопросы. Давайте и мы зададим вопросы нашим исследователям!
Педагог: Друзья Кеши тоже приготовили для нас научный доклад, только они писать не умеют, поэтому прислали нам вот этот рисунок!
(на экране появляется изображение рисунка "Нелепицы". На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.)
Педагог: Вы очень внимательные учёные, нашли так много ошибок на рисунке! Наше занятие подошло к концу. Что же вы сегодня научились делать?
Педагог: На полях тетради начертите отрезок и оцените свои личные открытия и достижения на занятии – если у вас появилось много новых знаний, отметьте звёздочкой этот уровень на самой верхушке отрезка. Если у вас новых знаний и личных открытий появилось не много, то отметьте уровень на отрезке ниже.