Получи документы

Формирование этно-певческой культуры у детей

Ольга Цыганкова
Формирование этно-певческой культуры у детей

Методическое сообщение преподавателя фольклорных дисциплин МБУ ДО «Краснознаменская школа искусств» Цыганковой Ольги Васильевны

«Формирование этно-певческой культуры у детей»

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить драгоценнейшим состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями, нести родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного возрождения России.

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В III тысячелетии эта задача приобретает все большее значение.

Публикация «Формирование этно-певческой культуры у детей» размещена в разделах

Технический прогресс, бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние десятилетия.

На сознание человека оказывает влияние субкультура, не свойственная исконно русским традициям.

Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале XX века. Особенно остро это ощущается в Калининградской области, т. к. наши предки приехали сюда из разных уголков бывшего Советского Союза, и в течении 70 лет формируется традиция, свойственная Калининградской области.

Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связаны с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.

Большой воспитательный потенциал заложен в крестьянских песнях, отражающих бытовую и праздничную культуру народа. Эмоции, возникающие в результате восприятия и исполнения этих песен, помогают воссоздавать в сознании художественные образы, формировать эстетические чувства.

Разнообразие, простота построения мелодии, доступность словесного текста для детского восприятия, ритмическое своеобразие крестьянских песен создают благоприятные условия для развития детского творчества, способствуют освоению детьми окружающего мира, нормализуют их психофизиологическое состояние.

Самая главная задача при формировании этно – певческой культуры у детей – это освоение традиционной манеры пения, что доступно каждому ребенку, т. к. это заложено самой природой. Детей необходимо научить петь просто, естественно, не перекрывая звук. Единое звукообразование обеспечивает тембровой и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Особенности этно-певческой культуры :

- «петь, как говоришь»

От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжение, скаты, форшлаги, красочная игра словом. Поэтому артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи, т. е. во время пения необходимо сохранять разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Чтобы это получилось, следует выполнять упражнения:

• проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;

• проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.

• Проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;

• Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

- перенимание «с голоса».

В результате прослушивание песен «народных исполнителей», детям даются слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений, которые запечатлеваются в памяти. Дети постепенно «припеваются» к единой манере звучания.

- Пение на основе правильного дыхания.

Учить дыханию нужно с первых занятий. Прежде всего следует понять технику пользования дыханием: «бесшумный короткий вдох, опора дыхания, спокойное постепенное его расходование.

Главное – сознательно относится к дыханию, практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха, систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях».

Пение на опоре - диафрагме – одна из ключевых особенностей народной манеры.

Произнесение на опоре позволяет извлекать сильный, ровный и продолжительный звук при минимальных затратах воздуха и усилий – вы можете петь несколько часов, не уставая, что и делают народные исполнители.

Но опора – не только положение тела, связок и мышц. Психологическое состояние так же влияет на голос. Попробуйте громко запеть или прочесть стихи после того, как вас обидели, огорчили – вы обнаружите, что внутри всё сжалось и силы голоса нет, он дрожит и блекнет.

Таким образом, опора – это «земля под ногами», в широком смысле, сюда включается также душевный комфорт. Полноценно раскрыть голос, как и душу, мы можем только в соседстве близких людей, хорошо настроенных на нас. В народной культуре широко бытовало понятие о пении как «проверке совместимости» товарищей, о супружеском пении как высшем выражении семейного лада.

Хорошее упражнение для опоры - «шарик», которое вырабатывает правильное дыхание и ощущение опоры. Это упражнение позволяет снять эмоциональное напряжение, обогатить организм кислородом, поэтому его нужно делать всем.

Работая с фольклорным ансамблем, необходимо помнить, что это коллектив с единой манерой звукообразования, которая подразумевает единую тембровую окрашенность, единую манеру произношения гласных звуков, близкий посыл звука.

- близкий посыл звука в высокой позиции.

Достигается близкий посыл звука при помощи языка: кончик языка «ложечкой» упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, при этом создается микрорезонатор, благодаря которому голос звучит близко и ярко. Как и в разговорной речи, в пении резонируют не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, т. е. твердое нёбо и зубы, грудные резонаторы. (Ощущение во рту чего –то горячего). Звук посылается на верхние зубы и в лоб.

Еще одна важная особенность народного пения – озвучиваание, огласовка согласных.

«Эх (ы, уж ты Поруш (ы)ка –Параня, ты за что любишь Ивана,

Эх (ы) я за то люб (ы)лю Ивана, что головуш (ы)ка куд (ы)рява.

Важно научить не выпячивать вставную гласную. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе. Спеть – значит произнести слова ясно и выразительно, так же отчетливо как и в разговорной речи. Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи.

«В народном вокале исключается «вливание» одной гласной или одного слога в другой. Разговорность создается пением как бы говорком с определённостью и отчетливостью каждого слова ради выразительности слова и песни в целом» (Н. Калугина).

Над словом надо работать не формально, а вникая в его интонационную выразительность. Народная песня не терпит душевной фальши.

Существует внутри чувство подлинности, если мы не заглушаем его намеренно. Это как натуральный мех отличается от искусственного. У нас всегда есть тяга к чему-то настоящему. Так и фольклор несет в себе огромный энергетический заряд, поэтому, когда мы видим фольклорное действо нам хочется подойти и в нем поучаствовать.

Перфекционизм – еще один бич современного мира, установка "или идеально, или никак", "одна ошибка отменяет все", парализующая волю тысяч взрослых людей вплоть до полной потери дееспособности.

Занятие фольклором ориентированно на процесс, а не на результат, то есть поют, играют и танцуют не для того, чтобы потом "выступить", хотя и это тоже нужно, а прежде всего ради самого пения, музыки, танца. А таких занятий в нашей жизни очень мало, люди без них перестают находить возможность реализовать свои творческие потребности.

На занятиях каждый чувствует свою принадлежность к целому, свою роль, свою незаменимость. Если известно, что ты лучше всех в деревне (в сообществе) умеешь вторить или с ходу сочинять забористые частушки, тебе не надо мечтать о том, чтобы "круто попасть на ТВ". Ты УЖЕ получил признание

Очень важно, что в общем хоре или танце никто не циклится на мелких погрешностях. Оступился, сбился - догоняй и пой - пляши дальше. Поэтому учим слова хором, неважно "уличить" ребенка, что он где-то подзабыл.

Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения – отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным и ансамблевым пением.

Заключение.

Формирование этно – певческой культуры у детей осуществляет музыкально – творческое развитие, учит с достоинством и без ложной патетики любить свою Родину, природу, чтить народные традиции, воспитывает чувство коллективизма и товарищества.

Любовь и бережное отношение к традиции — это залог здоровой нации и крепкого русского духа.

Список используемой литературы:

1. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно – практической конференции. - М. : Классика - XXI, 2003.

2. Толстой Н. И., ред. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т. 1 (М. Индрик, 1995, статья «Голос»; Т. 3 (М. : Индрик, 2004, статья «Пение».

3. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.

4. Шамина Л. Школа русского народного пения. – М. ,1998.

5. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М. ,1996.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования 1. Экологическое воспитание по программе С. Николаевой. Чтобы знать, как относятся дети к окружающему миру и оценить степень экологической.

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида Сообщение на педсовете: Формирование экологической.

Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Инновационный педагогический опыт: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях- из детства.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

Проект, направленный на формирование музыкальной культуры детей «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василёк» Руководители:.

Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, повышение профессионального уровня.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование этно-певческой культуры у детей
Опубликовано: 24 января 2018 в 12:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД