МААМ-картинки

Методическое сопровождение социо-морального развития детей дошкольного возраста

софия иочис
Методическое сопровождение социо-морального развития детей дошкольного возраста

Понятия «социо-моральное развитие» и «социо-моральная компетентность» дошкольника в философских и психолого-педагогических исследованиях

Ребенку дошкольного возраста требуется достаточно большой путь социо-морально развития, чтобы сориентироваться и понять основные нормы и правила общественной жизни, многогранного социального мира.

Публикация «Методическое сопровождение социо-морального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Рассмотрим основные понятия, характеризующие социо-моральное развитие дошкольника. По нашему мнению, исходными здесь являются: «мораль», «моральные нормы», «социальные нормы».

Понятие морали имеет много трактовок. Так, согласно словарю Т. Ф. Ефремовой, моралью называется совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям [11, с. 157]. Более расширенное определение было выдвинуто Е. М. Коневской, которая представляет мораль как совокупность определенных взглядов, представлений и правил, возникающих как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. [13, с. 31].

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее общественную жизнь, отношения между людьми

Моральные нормы, по определению Е. А. Кургановой, являются определенным видом социальных норм, выполняющим специфическую функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми, выступающих основанием для оценки поступков [15, с. 9]. Нормы данного вида представлены в виде обобщенных императивов – так, в любом обществе и всегда поощряются и ценятся в людях доброта, честность, щедрость и др. нормы.

Сфера нравственных представлений включает в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, имеющих особую ценность (о честности, справедливости, ответственности, доброжелательности, скромности). В ходе освоения нравственных представлений дошкольник наиболее полно осмысляет содержание поступков, получает возможность понять необходимость выполнения норм и требований, что помогает сформировать нравственные оценки и мотивы поведения.

Исследователи, в частности, О. С. Богданова, выделяют такие основные типы моральных норм:

- физическая неприкосновенность личности;

- сохранение спокойствия и благополучия;

- законность, слов и поступков и ответственность за них;

- альтруистическое поведение [2, с. 80].

Кроме моральных норм, согласно концепции Э. Туриэля [см. : 16, с. 407], в любом социальном сообществе выделяется еще два основных вида это конвенциональные и персональные нормы. Конвенциональные нормы представляют собой определенные социальные стандарты, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни [там же, с. 408]. Они могут быть выражены как в неформальной форме (обычаев, традиций, так и в формальных инструкциях и предписаниях (например, регламент поведения в общественных местах). Что касается персональных норм, - с ними ребенок знакомится первоначально: это правила, принятые в его семье, а впоследствии некоторые личные предпочтения ребенка (в отношении, например, режима дня, особенностей питания, особенностей распределения материальных средств и т. д.).

Ребенок изначально не различает разницу в содержании этих трех видов норм, они для него близко расположены и не дифференцированы. Первые отличия моральных и прочих норм ребенок начинает ощущать примерно в трехлетнем возрасте, соответственно, социо-моральное развитие ребенка начинает свой отсчет от этого возраста, поскольку именно тогда деятельность ребенка переходит от бессознательной к сознательной. В дальнейшем, в процессе усвоения (или интериоризации) содержания норм, относящихся к разным общественным регуляторным системам, дошкольник приходит к осознанию абсолютности (первоочередности) моральных норм и относительности конвенциональных, происходит социо-моральное развитие личности ребенка.

Социо-моральное развитие дошкольника обладает, по данным исследований Ж. Пиаже, Л. Кольберга и других авторов, следующими особенностями [17, с. 22] :

- Наличие интенции. Дети дошкольного возраста оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершившего то или иное действие.

- Относительность. Дошкольники считают, что любое действие может быть однозначно оценено или как хорошее или плохое.

- Независимость последствий. Дети обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; лишь ближе к середине - концу старшего дошкольного возраста они оценивают проступок по тому, насколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен.

В целом исследователи выделяют три главных этапа в развитии социо-морального сознания :

1. Доморальный уровень (исходя их эгоистических соображений, ребенок выполняет установленные правила)

2. Конвенциональная мораль (ориентирование на внешние нормы поведения)

3. Автономная мораль (ориентирование на внутреннюю систему принципов) [21, с. 133].

Согласно исследованиям Е. А. Кургановой, только к концу младшего школьного возраста соотношение моральных и конвенциональных норм (в рамках когнитивного компонента морального сознания) меняется от соположенности к их иерархизации в сторону возрастания значимости моральных норм [16, с. 410].

Важным фактором в социо-моральном поведении дошкольников является контекст общения и взаимодействия, оказывающий влияние на процесс ориентации ребенка на моральные и конвенциональные нормы. Так, в своих отношениях со взрослыми ребенок преимущественно ориентируется на конвенциональные нормы [20, с. 69], в то время как в отношениях со сверстниками преобладает ориентация на моральные нормы. Объясняется это тем, что именно взрослый во взаимодействии с ребенком задает образцы и правила поведения, осуществляет контроль за выполнением всех видов норм, что затрудняет их дифференциацию в отношениях со взрослым. Отношения же со сверстниками как с равноправными и равнозначными партнерами обеспечивают ориентацию главным образом на моральные нормы, создавая зону ближайшего развития для формирования социо-моральной компетентности.

Само понятие «компетентность» предполагает владение определенными компетенциями, знаниями, опытом [25]. Компетентность как некая личностная составляющая предполагает полную ориентацию в определенной сфере, которая дает возможность полно и успешно функционировать в какой-либо области.

Конкретизация понятия «социо-моральная компетентность», как отмечает Е. А. Курганова, отражает способность личности осуществлять ориентировку во всех видах социальных норм, понимать их содержание, руководствоваться ими в поступках и быть аффективно включенными в них. Таким образом, для обретения социо-моральной компетентности первостепенную роль играет усвоение и присвоение норм общества конкретной личностью [16, с. 411].

Для детей такая компетентность будет проявляться как способность налаживать и поддерживать контакты, руководствуясь основной задачей развития положительного отношения к себе сверстников и включенности в социальное взаимодействие. Социо-моральная компетентность выражается также в достижении дошкольником умения регулировать свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало как социальным нормам, так и контексту конкретной ситуации. Таким образом, социо-моральное развитие личности ребенка дошкольного возраста определяется усвоением моральных норм, эмоционально позитивным отношением к данным нормам, соответствующими навыками поведения, внутренней позицией самого дошкольника. При этом в состав социо-моральной компетентности включаются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, коммуникативные способности, навыки, знания.

Старший дошкольный возраст, имеющий возрастные границы от 5 лет до начала седьмого года жизни, является последним периодом дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования, касающиеся произвольности психических процессов (таких как внимание, память, восприятие и т. д.) и вытекающей отсюда способности ребенка управлять своим поведением, а также изменений в представлениях о себе, в самосознании и в самооценке [22, с. 250]. Благодаря такому решающему изменению, как формирование произвольности, цели деятельности старшего дошкольника переходят от использования и изменения внешней среды, окружающих ребенка предметов, к овладению собственным поведением.

В период старшего дошкольного возраста оформляется формирование личности дошкольника, определяются его самосознание и мироощущение. В указанных процессах важную роль играют такие факторы как особенности общего психического развития, организация новой системы психических функций, где значительное место отводится мышлению и памяти ребенка [27, с. 60].

Происходят существенные изменения в характере взаимоотношений ребенка со сверстниками: они приобретают более высокую значимость для ребенка, играя важную роль в его эмоциональной жизни; происходит также усложнение этих взаимоотношений. У старших дошкольников появляется интерес к сверстнику как личности, он уже может оценивать других детей по их личным качествам, выбирая себе друзей или игнорируя кого-либо. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Что касается непосредственно морально-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста, ее структурными компонентами являются:

- когнитивный (информационный) компонент, включающий в себя знания о нравственных нормах, представления о нравственных качествах личности и требованиях, знания о нравственных эталонах;

- аффективный (или эмоционально-мотивационный) компонент, образованный нравственными чувствами и переживаниями, нравственными отношениями, мотивационными предпочтениями личности, нравственной оценкой и самооценкой;

- поведенческий (или практический) компонент, в который входят нравственные привычки и поступки, нравственные действия (то есть реальное выполнение нравственных норм) [13, с. 222].

Как мы видим, социо-моральное развитие личности старшего дошкольника характеризует знание норм, эмоциональное отношение к социальным моральным нормам, нравственным установкам, соответсвующее поведение, внутренняя позиция самого ребенка.

У детей в указанном возрасте складываются первоначальные моральные оценки и суждения, происходит формирование как морально-нравственных качеств, так и морально-нравственных чувств. В 5-6-летнем возрасте у ребенка начинает складываться понимание общественного смысла социальных норм, осознание их объективной необходимости для того чтобы регулировать взаимоотношения между людьми.

В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу сюжетно-ролевой игры (основного вида деятельности детей на данном возрастном этапе) дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. По мнению Н. А. Бойченко, в старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. В ходе сюжетно-ролевой игры старший дошкольник, владеющий моральным поведением, способен сделать правильный моральный выбор в практическом действии [9].

Коллективная жизнедеятельность детей на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Прежде всего, именно указанный возрастной период характеризуется качественными изменениями в общении и взаимоотношениях детей, свидетельствующими об активном процессе их социализации. Так, согласно данным исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной, к старшему дошкольному возрасту отмечается усиление эмоциональной вовлеченности детей в действия и переживания сверстников, сопереживание другому приобретает большую выраженность и адекватность; дети значительно реже и не столь остро, чем в возрасте до 5 лет, проявляют в отношении сверстников чувства злорадства, зависти, конкурентности [23, с. 19]. Одновременно с этим у многих детей после пяти лет появляется способность радоваться успеху и сопереживать неудачам ровесника, готовность помочь и поддержать его. Ровесник перестает быть для ребенка лишь предметом сравнения с собой, но теперь уже представляется как самоценная, целостная личность, субъект общения и обращения.

По мнению Е. В. Субботского, сотрудничество и кооперация типичны для детей старшего дошкольного возраста в отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, Е. В. Субботский выделяет три типа отношений ребенка с окружающими людьми: отношения эмоционального общения, руководства – подражания и отношения кооперации, которые возникают в рамках ведущей деятельности и поочередно выступают на первый план в системе взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью [цит. по: 24, с. 143].

Старший дошкольный возраст характеризуется повышением уровня нравственной воспитанности личности, а также расширением возможностей для нравственного воспитания. Важную роль в реализации нравственного воспитания играет накопление детьми к этому возрасту знаний о нормах и правилах морали, расширение их нравственного опыта. Причем, с одной стороны, указанное обстоятельство имеет следствием дальнейшее углубление и разграничение нравственных представлений старших дошкольников, а с другой – влечет за собой обобщенность, приближающую детей к освоению элементарных понятий из сферы нравственности и морали (дружба, взаимопомощь, вежливость и др.).

Основными особенностями нравственного развития старших дошкольников является следующие :

- формирование у детей первых обобщенных представлений, а на их основе - собственных моральных суждений и оценок; первоначального понимания общественного смысла нравственных норм;

- возрастание действенности нравственных представлений;

- возникновение сознательной нравственности, - это означает, что поведение дошкольника начинает опосредоваться нравственными нормами [21].

В старшем дошкольном возрасте развитие системы моральных оценок личности ребенка по-прежнему отталкивается от оценок значимого взрослого, но добавляется и ряд других источников моральных норм (так, ребенок может черпать их из произведений литературы, игровых правил, общения со сверстниками и т. д.). Дошкольники данного возраста ориентируются на сформировавшиеся в их сознании образцы-эталоны, с которыми и соотносят свое поведение. Следует отметить, что первоначально контроль имеет место в отношении к сверстнику, и лишь затем последовательно складывается нравственная самооценка и внутренние регуляторы поведения.

Итак, ребенок старшего дошкольного возраста учится общаться, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, осваивая основные моральные правила и нормы поведения, что в целом и создает основу для нахождения в дальнейшем общего языка с окружающими, налаживания личностных и деловых отношений. К концу старшего дошкольного возраста при правильном воспитании у ребенка должно быть сформировано умение в целом ориентироваться в своем поведении на социо-моральные нормы, что характеризует становление основ морально-нравственной личности. Конечно, старшие дошкольники пока не могут абсолютно освоить и реализовать в жизни все известные им нормы общества, тем не менее, именно в этом возрасте дети начинают осознавать различное содержание норм и ориентироваться в нем, т. е. возрастает субъективность дошкольников относительно социо-морального содержания различных ситуаций

Социо-моральное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении предполагает целенаправленное формирование ценностей и норм поведения, а также формирование эмоционального отношения ребенка социальным нормам, внутренней нравственной позиции самого ребенка.

Одно из наиболее значимых условий успешности социо- морального развития детей старшего дошкольного возраста в ДОО - реализация грамотного методического сопровождения, направленного на организацию работы педагогов, в первую очередь - воспитателей, так как именно воспитатель - один из первых представителей взрослого социума, с которым ребенку так или иначе приходится общаться и выполнять его требования. Дети испытывают доверие к воспитателю и наделяют его авторитетом, поскольку вся жизнь дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации зависит от педагога. При этом поведение воспитателя является для дошкольника образцом в самых разных ситуациях, а слово воспитателя дети воспринимают как руководство в своих действиях, взаимоотношениях друг с другом.

К социо-моральному развитию исследователи относят, процессы когнитивного, эмоцивного, поведенческого компонентов усвоения социо-моральных норм.

В целом механизм социо-морального развития и воспитания выглядит следующим образом

При этом в качестве показателей нравственной зрелости можно выделить:

- наличие готовности к самостоятельному решению ситуации нравственного выбора, принятию ответственности за свое решение;

- устойчивые нравственные качества, проявляющиеся в том, что индивид способен перенести сформированные в определенных жизненных ситуациях нравственные взгляды, отношения и способы поведения в новую, ранее не имевшую места в его жизни, ситуацию;

проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;

возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий [12, с. 84].

Педагогическими условиями для социо-морального формирования личности являются:

гуманное отношение к детям со стороны взрослых;

четкость определения задач социо-морального воспитания и обучения;

создание условий для активной интеллектуальной и практической деятельности дошкольника в отношении нравственности и моральных норм.

Методическое сопровождение процесса социо-морального развития должно обеспечивать воспитателю возможность понять - каким именно образом и с помощью каких методов, программ и подходов он (воспитатель) может эффективно формировать социально-моральную компетентность дошкольников. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках дошкольной организации : технологическую, информационную и социально-коммуникативную (в которую и входит социо-моральная). Социо-моральная компетентность отражает усвоение и присвоение норм общества конкретной личностью старшего дошкольника. Данный вид компетентности заключает в себе два аспекта: во-первых, социальный, проявляющийся в соотнесении собственных интересов с интересами окружающих, налаживании продуктивного взаимодействия с членами группы; во-вторых, моральный - способность дошкольника ориентироваться в нормах морали, понимать их нравственное содержание, руководствоваться ими в поступках и быть аффективно включенными в них.

Исследования Е. П. Арнаутовой. Н. А. Разгоновой подтверждают целесообразность использования для социо-моральной компетентности, как базисной характеристики, игровых методов, предполагающих активное включение взрослых в совместную с детьми игровую, изобразительную, театральную деятельность, в мир сказки, танца, музыки, в ненавязчивой и интересной для детей форме знакомящих с моральными нормами и соответствующим поведением [цит. по: 20, с. 70].

Педагогу дошкольной образовательной организации необходимо продумать условия для задействования функций и возможностей детского общества с целью повышения эффективности социо-морального развития дошкольников в ДОО.

К таким условиям можно отнести следующие:

- использование методов диагностики уровня социо-морального развития старших дошкольников, позволяющие выявить социально-нравственные представления, особенности освоения конвенциональных и моральных норм (в частности, уровень сформированности морального поведения, установки детей на поведение в ситуации морального выбора и т. д.);

- использование демократического (помогающего) стиля взаимодействия с детьми (не «назидать», а помогать);

- использование в системе основных методов воспитательного воздействия положительных примеров (из жизни, литературы и т. д.) как составной части, средства и приема формирования нравственного сознания и поведения, в т. ч. личного примера воспитателя;

- использование таких вспомогательных методов как поощрение и наказание, которые служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий;

- создание в группе положительного микроклимата, эмоционально-позитивных взаимоотношений как между детьми, друг с другом, так и между детьми и воспитателем;

- формирование у детей положительно-ориентированных нравственных установок; на ориентации на проявление эмпатии, альтруизма;

- своевременная коррекция социо-морального поведения детей. При этом важно помнить, что развитие моральных оценок в старшем дошкольном возрасте зависит от того, как взрослый оценивает поступки детей.

Оценка взрослого должна быть тактичной, и в то же время объективной (сначала необходимо выделить положительные стороны, указывая на недостатки, чтобы ребенок понял, чем именно взрослый недоволен); нужно оценивать именно поступок ребенка, а не его самого и, наконец, нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, необходимо оценивать поведение именно этого, конкретного, ребенка.

Отметим, что социо-моральное развитие ребенка в ДОО может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка, таким образом, формируется чувство собственного достоинства и веры в себя, осознанное желание соблюдать моральные нормы.

К важным условиям создания в ДОО благоприятной среды для социо-морального развития является сотрудничество воспитателей с родителями. Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями в рассматриваемом нами направлении являются:

- сохранение и поддержание единой линии морально-нравственного воспитания детей в ДОО и семье;

- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка;

- уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства; формирование у ребенка положительного самоощущения себя как нравственной личности, уверенности в своих возможностях и поддержке взрослых.

Таким образом, основные возможности методического сопровождения социо-морального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО должны быть направлены на формирование социально-моральной компетентности. В предлагаемых рамках методического сопровождения социо-морального развития дошкольника в ДОО выделяют цель овладения социо-моральной компетенцией, включающей в себя: социальный аспект (соотношение ребенком его собственных стремлений для продуктивного взаимодействия с членами группы) и моральный аспект (основанный на усвоении норм морали, способности дошкольника руководствоваться ими в своих действиях).

Публикации по теме:

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС «Модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО» Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального.

Летнее социо-игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Письмо от Карлсона». Цель: Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников. Задачи: 1. Развивать коммуникативные навыки детей; 2. Совершенствовать.

Методическое сопровождение педагогов по организации образовательной деятельности в ДОУ Аннотация: В статье рассматривается вопрос о повышении уровня педагогической компетентности с позиции развития личностно-профессиональной.

Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ Слайд 1 Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Подготовила Коновалова А. В., ст. воспитатель. Слайд 2 Актуальность.

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий.

Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возрастаПсихолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников.

Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты в системе методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений.

Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение социо-морального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2017 в 23:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД