Ольга Виноградова
Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от уровня интеллектуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от уровня интеллектуального развития детей.
Методисты массовых ДОУ считают, что на одном занятия по развитию речи целесообразно знакомить дошкольников с несколькими познавательными рассказами на основе тематического единства (о зиме, о зверях, о честности и пр.).
В коррекционном ДОУ на одном занятии детей знакомят только с одним художественным произведением.
Публикация «Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от уровня интеллектуального развития детей» размещена в разделах
Для занятий по ознакомлению с художественной литературой характерно наличие развернутой подготовительной части, в процессе которой осуществляется работа педагога с текстом до занятия и тщательная подготовка детей к восприятию литературного произведения на самом занятии.
Важным этапом такого занятия является словарная работа. Непонятные слова и выражения целесообразно вводить путем осмысления ситуации или толкования. Однако нельзя художественное произведение превращать в средство освоения новых слов.
Объяснение новых слов следует проводить до или после чтения произведения или его отрывка. Исключение составляют некоторые познавательные произведения, основное назначение которых именно знакомство с новым словом, предметом или явлением. (Объяснение никогда не прерывает стихотворный текст). В ходе знакомства с художественным произведением особое внимание следует уделить работе над усвоением образности, выразительности языка.
В структуре занятия по ознакомлению с литературными произведениями выделяют три части.
Во вступительной части проводится работа, обеспечивающая привлечение внимания детей, вызывание интереса к предстоящей деятельности и облегчение детям последующее восприятие произведения:
• показ обложки книги,
• показ картинки,
• напоминание аналогичного сюжета, краткая беседа,
• напоминание знакомых произведений автора или того же жанра.
В основной части занятия проводится чтение художественного произведения, используются различные приемы, облегчающие его понимание детьми.
В конце занятия проводится работа по закреплению уже знакомых детям литературных произведений. Для этого проводится:
• повторение этих произведений,
• дидактические игры по мотивам литературных произведений,
• рассматривание детских работ,
• упражнения для словарной работы,
• упражнения, направленные на формирование выразительности речи.
В коррекционных ДОУ целесообразно проводить комбинированные занятия, включающие не только речевую, но и изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности детей. В течение месяца учитель-дефектолог планирует знакомство с 1-2 познавательными рассказами о природном, предметном или социальном мире. Познавательный рассказ должен быть связан с лексической темой этого периода и может предварять работу по ней, либо являться обобщением по данной теме.