Получи документы

Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС

Кристина Курочкина
Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС

Направленное психолого-педагогическое обследование при аутизме всегда затруднено, поскольку дети не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, а также не воспринимают инструкций и не следуют им.

В связи с этим, на начальном этапе диагностики на первый план выходит метод наблюдения, при этом основную информацию приходится получать из наблюдений за собственной активностью ребенка, за всем, что можно заметить, не вступая с ним в прямой контакт.

Публикация «Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС» размещена в разделах

В то же время, попытки вступать во взаимодействие предпринимать необходимо, так как у многих детей некоторый уровень коммуникативных возможностей сохраняется, и то, как они вступают в контакт и как уходят от контакта, имеет большое значение для диагностики и всей дальнейшей работы. Для этого необходимо создать ребенку комфортную и предсказуемую ситуацию знакомства: не проявлять излишней активности, настойчивых требований – это поможет ребенку расслабиться и успокоиться. При этом нельзя навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт [1]

Умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений позволяет получить объективную информацию, на основе которой формулируется гипотеза о проблемах взаимодействия ребенка с окружающим миром, и строится начальный этап коррекционной работы.

Большое значение имеют условия наблюдения:

А) помещение – среда должна быть организована таким образом, чтобы можно было безопасно предоставить ребенку максимальную возможность контакта с различными предметами, чтобы ему было чем заняться, было из чего выбрать [2].

Первое наблюдение желательно проводить там, где предполагается начать работу с ребенком (в детском саду, в школе, в клинике, дома и т. д.).

Комната, в которой будет происходить наблюдение, должна быть, по возможности, не тесной, чтобы у ребенка не возникло ощущение дискомфорта оттого что Вы находитесь слишком близко к нему физически. Обстановка комнаты должна быть продумана так, чтобы многое в ней могло «спровоцировать» внимание и интерес ребенка. Для этого в комнате должны быть мячи, мягкие игрушки, конструктор, кубики, мыльные пузыри, куклы, пирамидки, пазлы-вкладыши, игрушечный транспорт, музыкальные игрушки, батут, шведская стенка, детская посуда, книги, принадлежности для рисования и т. д.). Хорошо, если есть возможность наблюдать за ребенком, когда он один в комнате (например, при помощи зеркала, прозрачного с одной стороны; или при помощи скрытой камеры).

Поэтому тесный кабинет, где есть только стол и несколько игрушек – не лучший вариант, это больше подходит для начала обучения [2].

Б) наличие средств для фиксации данных наблюдения: лист бумаги или заранее заготовленный протокол на планшете или тетрадь, лучше всего – видеокамера. Следует описывать то, что происходит с ребенком, что он делает, как себя ведет, но не переходить преждевременно к обобщениям и квалификации происходящего.

Иначе говоря, процесс наблюдения должен быть как можно более объективным.

В) желательно или скорее необходимо наличие второго наблюдателя; например, один из специалистов пытается контактировать, взаимодействовать с ребенком, создает различные ситуации, благоприятствующие обследованию, предлагает ему разные предметы и виды деятельности и т. д. ; другой специалист в это время фиксирует параметры поведения.

Одной из важнейших задач первой встречи с ребенком является определение его общего коммуникативного, эмоционального, когнитивного речевого развития, особенностей его контакта с другими людьми и со средой. В то же время, не менее важно фискировать определенные параметры поведения, что даст информацию о том, как начать работу с ребенком.

Первичный протокол может быть произвольным по форме, но он всегда должен содержать информацию о поведении ребенка. Особенно необходимо обратить внимание на наличие стереотипий и их формы, на то, как ребенок общается с матерью и другими членами семьи, присутствующими на консультации, со специалистами, или как избегает общения, или отвергает его, чем он сам себя занимает в свободном поведении, каково состояние его речевой деятельности.

Структурировать полученную путем наблюдения информацию помогает формализованный протокол, куда заносятся отдельные параметры поведения (на основе одной или нескольких консультаций – чем больше их количество, тем надежней результат). В зависимости от возраста, уровня развития ребенка спектр параметров наблюдения может быть различным – по усмотрению специалистов [2].

Важные сведения об особенностях психики ребенка могут дать родители, так как они видят своего сына или свою дочь постоянно и в принципе знают их лучше всех. Необходимо выяснить, что их более всего беспокоит в развитии ребенка, как обычно он ведет себя в различных ситуациях, что его пугает, а что является источником особого интереса [1].

Следует, однако, учесть, что оценка родителями уровня развития своего ребенка не всегда бывает объективной, они могут как завышать, так и занижать его возможности, и, тем не менее, в отношении к полученным от родителей сведениям критичность должна сочетаться с по возможности большим уровнем доверия.

Затем, в зависимости от того, как ребенок воспринимает ситуацию и идет ли он на контакт, можно провести обследование для более детального анализа уровня его развития и возможностей.

Первые предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребенок может делать самостоятельно (о чем можно судить по результатам наблюдения). Это позволит уменьшить вероятность негативного отношения ребенка к требованиям со стороны взрослого и, напротив, повысить вероятность значимого результата [2].

Психолого-педагогическая диагностика должна быть как можно менее формальной, а ее результаты — стать реальным основанием для построения коррекционной работы.

Список литературы:

1. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л. М. Шипицына. –– СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.

2. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. - C. 97.

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической диагностики РАС в дошкольном возрасте Критерии ранней диагностики Результаты исследований (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, 1991 выявили как особенности клинико-психологической.

Акт обследования социально неблагополучной семьи с целью выявления условия жизни ребенка 16 марта 2016г. пгт. Крапивинский Комиссия в составе (ФИО, должность): 1. Ишмуратова С. В. – старший воспитатель; Григоренко С. В. – воспитатель;.

Бланк обследования познавательного развития, обучения, количественная оценка действий ребенка 4–5 и 6–7 лет Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. (Е. А. Стребелева) Бланк обследования познавательного развития,.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Консультация для педагогов и родителей о том, как добиться реакции у ребенка с РАС Как добиться реакции от ребенка с аутизмом? как помочь ребенку с аутизмом понимать вас и правильно реагировать на инструкции Люди с аутизмом.

Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с РАС Пояснительная записка Какие он дети аутисты? Что скрывается за их отрешенным, красивым лицом, за их «странными», непонятными поступками?.

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК. Юдина Ирина Анатольевна педагога-психолога ГКУ СО «ЦДиК СО» Сергиевское отделение.

Особенности развития игровой деятельности у ребенка с РАС Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир. Игра.

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!» Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации психолого-педагогического обследования ребенка с РАС
Опубликовано: 19 января 2018 в 00:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД