МААМ-картинки

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой (средняя группа)

Алишевич Ольга
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой.

Средняя группа.

При организации сюжетно-ролевой игры в средней группе воспитатель должен соблюдать 2 условия:

1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;

Публикация «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой (средняя группа)» размещена в разделах

Например, «Круиз на пароходе». Капитан-матрос, пассажир, водолаз. Ребенок - «капитан» вынужден все время изменять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) количеству участников (персонажей должно быть больше, чем участников).

Этапы организации игры:

На первом этапе организации, игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно менял свои роли. Например, во время «поездки» взрослый развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем вводит в сюжет следующее событие, где появляется новый персонаж: «Давай мы как будто на красный свет поехали, а полицейский нас остановил».

Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка, активизирует его ролевую речь вопросами, репликами, стимулирует ролевые обращения к персонажам. С каждым ребенком игру по такой схеме желательно развернуть два-три раза. После этого воспитатель может переходить ко второму этапу – учить детей менять первоначально взятую роль в ходе развертывания игры. Здесь взрослый берет на себя основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. Ребенок меняет игровые роли.

Аналогично происходит смена ролей в игре по мотивам любимых и известных детям мультфильмов, сказок. Теперь воспитатель берет на себя главную роль. Ребенок может овладеть умением менять роль путем подражания педагогу.

В данном возрасте невозможно конкретно придумать план организации игры, можно лишь приблизительно представить тактику, в зависимости от ситуации, настроения участников.

Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, направленная на развитие ролевого взаимоотношения, дает развитию самостоятельности детской деятельности, дети широко начинают использовать предметы – заместители, ребенок учится моделировать ролевой диалог, устанавливает ролевые связи в игре. Все это приводит к возможности построению новых игровых сюжетов.

Организуя развивающую среду для сюжетно-ролевой игры в средней группе, авторы программы «Радуга» рекомендуют внести предметы, отражающие национальную культуру. Национальный колорит предадут предметы с народным орнаментом, особенности посуды и приготовляемых блюд, а также музыкальный фольклор, который дети включат в свои игры. Стоит отметить, что это касается и русской культуры тоже.

Старшая группа.

В старшей группе, авторы программы предлагают три направления работы, которые будут содействовать «профессиональной», качественной игре детей, удовлетворять их игровые интересы и потребности.

I направление – помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре;

II направление – обогащение событийной стороны содержания игры;

III направление – создание игровой среды.

I. Методика организации взаимодействия детей в совместной игре.

В организации взаимодействия детей в совместной игре решаются 3 основные задачи работы:

1. Помогать детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывать содержание, связи и соотношение разыгрываемых ролей.

2. Знакомить детей с основными моментами организации игры.

3. Использовать игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.

Одним из эффективных методических приемов, в решении данных задач, является создание ситуации, где педагог осуществляет скрытое управление игрой. Взрослый берет на себя, не значительную, не яркую роль, которая позволяет, не участвуя непосредственно в процессе игры, но в любой момент включаться в нее на некоторое время. Оказав игре необходимую поддержку. Например, роль диспетчера или роль волшебницы. Детская инициатива ничем не скована. Детям предоставляется полная свобода действий.

Для того, чтобы помочь детям построить ролевое взаимодействие. С этой целью в самом начале игры воспитатель побуждает исполнителя главной роли познакомить вас с набором ролей, которые присутствуют в данной игре. Например, диспетчер спрашивает капитана: «Капитан, ваша команда готова к отплытию? Назовите, кто еще кроме капитана, входит в вашу команду». ребенок называет роли. Таким образом, мы получаем представление о принятых ролях. Нужно помочь детям отразить в игре самые простые ролевые связи и отношения, разыгрывать их в самых простых событиях (сломался мотор – боцман дает матросу – мотористу команду починить; капитан будет проверять чистоту корабля – боцман дает 2-3м матросам команду драить палубу и т. д.) Воспитатель может подсказывать дальнейшее развитие событий (возникло стадо китов; появилась пробоина в борту корабля, у пассажиров началась морская болезнь и т. д., а затем поинтересоваться, что они собираются предпринять по этому поводу. Таким образом, побуждать участников игры придумывать новый поворот сюжета.

И последняя задача, которую можно решить в процессе скрытого управления игрой - улучшение положения ребенка среди сверстников. Все дети занимают разное положение в группе. Некоторые пользуются всеобщей симпатией, а кто-то оказывается отвергнутым. Среди них могут оказаться: замкнутые, очень нерешительные, драчуны, излишне полные и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы, зная игровые возможности и умения данного ребенка, придумать и предложить остальным детям такую ситуацию, которая поставит его в центр какого- нибудь игрового события. Например, создать ситуацию появления пробоины в борту корабля. Капитан попросил диспетчера прислать водолаза со сваркой. Воспитатель, осуществляющий скрытое руководство игрой, пообещал переправить вертолетом лучшего водолаза, которым и стал застенчивый мальчик. Воспитатель дает ему инструктаж. После проделанной работы, важно, чтобы воспитатель подчеркнул значение этого участника и его вклад в общее дело.

Воспитатель должен свернуть среду, для того, чтобы дети учились создавать игровое пространство самостоятельно и учились ролевому взаимодействию.

II. Обогащение содержания ролевой игры.

Реализуя второе направление педагогической работы, предстоит решать следующие задачи:

1. Вносить в детские игры новое содержание.

2. Побуждать детей самим придумывать события для игры.

Для решения этих задач авторы программы предлагают три способа работы с детьми.

Первый способ, где взрослый, в роли диспетчера сообщал детям о новых событиях, которые требовали принятия определенных решений по поводу последующего развития сюжета.

Второй способ работы направлен на создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события.

Здесь авторы предлагают создать тематические книжки из специально подобранных комплектов иллюстраций, достаточно ярко отражающих разнообразные приключения и события на море, в кабинете воздушного лайнера, на космическом корабле, в сухопутных путешествиях, дома в семье, в замке и др.

Третий способ работы состоит в том, что воспитатель рассказывает детям, как вы и ваши друзья играли в детстве. Данный рассказ можно использовать одновременно для решения двух задач - обогащения содержания детских игр и знакомства детей с основными моментами организации совместной игры.

Примерный план и содержание рассказа можно посмотреть в методическом руководстве программы «Радуга» (5-6 лет) стр. 142

Авторы Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. предлагают использовать книгу и сюжетосложение. Сюжетосложение – это игра – придумывание.

III Создание игровой среды.

- атрибуты (одежда, игрушки, техника, предметы – заместители и т. д.)

- книги, рассказы, тематические книжки, мультфильмы и т. д.

В подготовительной к школе группе, дети организуют и придумывают, фантазируют игры сами.

В руководстве сюжетно-ролевыми играми детей 6-7 лет происходят существенные изменения, которые обусловлены тем, что в этот период суммируется, обобщается все то, что приобретено детьми в предшествующих группах. Это относится к знаниям, которые усвоены детьми, способам их отражения в играх, опыту ролевого проигрывания. Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.

Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству сюжетно-ролевыми играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству.

Если уровень развития игровых умений детей не соответствует возрасту, тогда воспитатель строит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой в младшей группе «Больница» Цель: Продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Космонавты» в младшей группе Цель: Продолжать учить детей самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк» (подготовительная группа)Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк» (подготовительная группа) Цель: Совершенствование навыков сюжетно-ролевой игры путём расширения ориентирования детей в социальной жизни. Задачи: обогащать содержание.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом моды» (подготовительная группа)Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом моды» (подготовительная группа) Сюжетно – ролевая игра " Дом моды " Цель: формирование умений развивать игровой сюжет на основе знаний полученных от восприятия социальной.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Катя проснулась» с детьми ОИН (младшая группа) Задачи: 1. Закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. 2. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные» (подготовительная группа)Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные» (подготовительная группа) Сюжетно-ролевая игра "Пожарные". Цель: Расширить знания о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетно-творческую игру.

«Поликлиника». Технологическая карта сюжетно-ролевой игры (подготовительная группа) Задачи: 1. Обогащать словарь и личный игровой опыт детей. 2. Учить детей брать на себя роль детского врача (педиатра, выполнять в игре.

«Гараж для машин». Макет для сюжетно-ролевой игры «Транспорт» (первая младшая группа)«Гараж для машин». Макет для сюжетно-ролевой игры «Транспорт» (первая младшая группа) Уважаемые КОЛЛЕГИ, хочу сейчас представить ВАМ следующую поделку для обогащения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду-это.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (средняя группа)Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (средняя группа) Средняя группа. Цель: Познакомить с сюжетно – ролевой игрой «Магазин». Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой (средняя группа)
Опубликовано: 19 июля 2021 в 09:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика руководства сюжетно-ролевой игрой (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Алишевич Ольга (УИ 2711145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД